Лекция - концерт, к 115-летию со дня рождения С. С. Прокофьева
материал по теме

Жураева Светлана Васильевна

Мероприятие было подготовлено и состоялось в апреле 2006 года. В нашей школе лекции-концерты готовятся по инициативе преподавателей  музыкально-теоретических дисциплин, и очень отрадно, что  преподаватели всех отделений не отказывают нам в помощи и с энтузиазмом принимают участие в мини-концертах, которые рассчитаны прежде всего на детскую аудиторию - учащихся старших классов, ведь им предстоит сдавать экзамен по музыкальной литературе. С большим удовольствием приходят на лекции-концерты и родители, бабушки и дедушки наших учеников, следят за афишами и горожане - любители музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya-kontsert_s.s.prokofev.doc138.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Канаш ЧР

 

     

        Лекция-концерт

     к 115-летию со дня рождения С.С.Прокофьева

                 

                                   преподаватель Жураева С. В.

                  апрель 2006г.

фото

С.С. Прокофьев (1891-1953 гг.)

    Добрый вечер! Сегодня мы собрались, чтобы поближе познакомиться  с творчеством композитора, которого называют классиком XX века. Это

С.С. Прокофьев – смелый художник-новатор. Он открыл новые миры в музыке в области мелодии, ритма, гармонии и инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики. В его музыке воплотились лирика и эпос, трагедия и комедия, человеческое горе и радость, смех и слёзы. В прокофьевских сочинениях оживают перед нами русская история (в кантате «Александр Невский», опере «Война и мир») и современность (оперы «Семён Котко» и «Повесть о настоящем человеке»); шекспировская трагедия (балет «Ромео и Джульетта») и сказка (балет «Золушка», опера «Любовь к трём апельсинам», вокальная сказка «Гадкий утёнок»).

     Сейчас я обращаю ваше внимание на портреты композитора, которые у нас есть, к сожалению, в чёрно-белом исполнении, но, думаю, вы более полно представите себе его портрет, если  я зачитаю впечатление одной дамы от первой встречи с ним: «Неповторимый, необычный внешний облик: высокий, с красно-рыжими волосами, гладким, румяным лицом, в глазах за стёклами очков – лёд и пламень, песчано-рыжий костюм».

 А одна озорная актриса, увидев его, сказала однажды: «Он похож на четвёртый из своих апельсинов», и, к её ужасу, кто-то передал это Сергею Сергеевичу, но он в ответ лишь громко рассмеялся.

    Родился композитор в апреле 1891г. в деревне Сонцовка на Украине. В этом году исполняется 115 лет со дня  его рождения.

    Отец его был учёным агрономом. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Серёжи сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

    Мама вела хозяйство, была очень музыкальна: играла на фортепиано  сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. Она и стала его первой учительницей музыки.

      Серёжа с самого раннего детства привык слушать и любить хорошую музыку. В 5 лет он явил миру своё первое сочинение, которое называлось «Индийский галоп», далее последовали Вальс, Марш, Рондо, потом ещё несколько пьесок; в 9 лет родители взяли Серёжу в Москву на спектакль в оперном театре. Спектакль, декорации, пение солистов произвели такое огромное впечатление на мальчика, что, вернувшись в Сонцовку, он берётся сочинять и ставить собственные спектакли. Свои первые оперы он назвал «Великан» и «На пустынных островах». Исполнителями его опер были деревенские мальчишки, а зрителями – все домашние.

      Вообще, ребёнку повезло. Деревенский мальчик – он рос, будто ковыль под солнцем и мог бы превратиться в этакого дикарёнка, если бы не внимательный глаз родителей, которые понимали, что сыну нужно не только приволье степей. Чтение, занятия за роялем, французский и немецкий языки – всё это даётся ему в необходимых пределах. Вот ещё кое-что из того, чем занимался Серёжа в возрасте от 7 до 12 лет: шахматы, строительство домика в саду, оловянные солдатики, издание ежемесячной газеты, выращивание цветов, каждое воскресенье – спектакль, игра в крокет, изобретение собственного алфавита, игры в войну, ходьба на ходулях, дневник, сочинение рассказов и ещё множество дел. Энергия била ключом!

И эта энергичность, стремительность, динамичность станет одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора.

     В 10 лет – начинаются серьёзные занятия музыкой с русским композитором  Рейнгольдом Глиэром.

    К 13 годам Прокофьев был подготовлен для поступления в Петербургскую консерваторию на композиторский факультет. «Вступительный экзамен, - вспоминал он в впоследствии, - прошёл довольно эффектно. Я вошёл, сгибаясь под тяжестью 2-х папок, в которой лежали 4 мои оперы, 2 сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес». Конечно, его приняли в консерваторию, которую он окончил как композитор, пианист и дирижёр.

В консерватории учился у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, у Анатолия Лядова по композиции, у Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой по фортепиано, у  Н. Н. Черепнина по дирижированию .

Основные произведения:

Оперы

Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),

Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),

Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),

Семён Котко (1940, Москва),

Война и мир (по Льву Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).

Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);

 Балеты

«Стальной скок» (1927, Париж)

«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),

«Золушка» (1945, Москва)

«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)

Вокально-симфонические произведения

К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1937)

К 20-летию Октября, кантата (текст-монтаж Прокофьева из сочинений Александр Невский, кантата (1939)

Здравица, кантата (к 60-летнему юбилею Сталина, 1939)

Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)

На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)

«Гадкий утенок» для голоса и фортепиано (1914, ор.18)

Для оркестра

7 симфоний

симфоническая сказка Петя и волк (1936),

Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;

Инструментальные концерты

Пять концертов для фортепиано (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931; 1932 (для левой руки))

Два концерта для скрипки (1917, 1935)

Концерт для виолончели (1938)

Симфония-концерт для виолончели (1952)

Концертино для виолончели с оркестром (1952)

Камерно-инструментальные ансамбли

Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)

Соната для скрипки соло

Соната для двух скрипок (1932)

Соната для виолончели и фортепиано

  • Соната для флейты
  • Два струнных квартета

Произведения для фортепиано

Соната № 1 фа минор — ор.1 (19071909)

4 этюда для фортепиано — ор.2 (1909)

4 пьесы для фортепиано — ор.3 (19071908)

4 пьесы для фортепиано — ор.4 (1908)

Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (19111912)

Токката Ре-минор — ор.11 (1912)

10 пьес для фортепиано — ор.12 (19061913)

Соната № 2 ре минор — ор.14 (1912)

Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (19121913)

«Сарказмы» — ор.17 (19121914)

«Мимолётности» — ор.22 (19151917)

Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (19171921)

Соната № 3 ля минор — ор.28 (19071917)

Соната № 4 до минор — ор.29 (19081917)

«Сказки старой бабушки» — ор.31 (1918)

4 пьесы для фортепиано — ор.32 (1918)

Соната № 5 до мажор — ор.38 (1923)

Дивертисмент — ор.43b (1938)

6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (19301931)

Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 (1931)

2 сонатины для фортепиано — ор.54 (19311932)

Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 (1931)

3 пьесы для фортепиано — ор.59 (19331934)

«Музыка для детей» — ор.65 (1935)

«Ромео и Джульетта» — 10 пьес для фортепиано — ор.75 (1937)

Соната № 6 ля мажор — ор.82 (19391940)

Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (19391942)

Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (19391944)

3 пьесы для фортепиано — ор.96 (19411942)

«Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 (1943)

«Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 (1944)

Соната № 9 до мажор — ор.103 (19391944)

Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

Ну а теперь, давайте познакомимся с его музыкой.

    В творческом наследии Прокофьева много музыки для фортепиано.

Это и сонаты, « мимолётности», «Детская музыка» и др.  сочинения.

Сейчас прозвучит «Марш» в исполнении Мироновой О. В.

     Ну а теперь я приглашаю на сцену дуэт:

Калиновские Лена и Лёня. В их исполнении прозвучит Вальс из балета « Золушка»

     Прокофьев писал и вокальную музыку: это и сказка для голоса с фортепиано « Гадкий утёнок», и обработки р.н.п., оратория «На страже мира», кантаты «Здравица», «К 20-летию октября» и « Александр Невский», сюита «Зимний костёр».

     Сейчас мы услышим

номер из кантаты «Александр Невский», который называется « Мёртвое поле». Исполнит его Гончарова-Чмарова М. В., конц. Боровкова З.В.

      Говоря о творчестве С. Прокофьева нельзя не упомянуть симфоническую   сказку «Петя и волк», которую знают и любят во всём мире. У нас есть возможность послушать 2 отрывка из этой сказки. Она знакомит детей с инструментами симфонического оркестра.

Тему пионера Пети исполнит Козырева И.В., конц. Миронова О.В.

Тему кошки исполнит Хисамов М.Х., конц. Коровина А.М.

   В заключение выступит

фортепианный дуэт: Коровина А.М. и Семёнова Э.И., они исполнят « Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», завоевавшего мировую славу.

           Музыку Прокофьева поняли не сразу. Сам Прокофьев какое-то время  тоже чувствовал себя «гадким утёнком», но во всём мире  в настоящее время его знают как «чудесного лебедя». В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 г. Прокофьев ведёт жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).  Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день с объявлением о смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной.

В Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева. Конкурс проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.

   Наш вечер подошёл к концу, спасибо за внимание.

                                   Программа концерта

  1. Марш исполняет преподаватель  Миронова О.В.

  1. Вальс из балета «Золушка» исполняют учащиеся фортепианного отделения Калиновские Елена и Леонид (класс преподавателя Сергеевой Э.Г.).

  1.  «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский» исполняет преподаватель Гончарова-Чмарова М.В., концертмейстер  Боровкова З.В.

  1. Тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк» исполняют преподаватели  Козырева И.В. и Миронова О. В.

  1. Тема кошки из симфонической сказки «Петя и волк» исполняет преподаватель Хисамов М. Х., концертмейстер  Коровина А. М.

  1. « Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» исполняет дуэт преподавателей: Коровина А.М. и Семёнова Э.И.

Использованная литература:

  1. Прокофьев С. С.  Автобиография, Москва: «Советский композитор», 1982 г.- 599 с.
  2. Данько Л. Г. «Сергей Сергеевич Прокофьев: популярная монография», Ленинград: «Музыка», 1983 г. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности

Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...

Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина

Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина            ...

Сценарий лекции-концерта "Бах-музыкальная фамилия" (к 330-летию И.С.Баха)

Лекция-концерт охватывает большой музыкально-исторический материал, связанный с деятельностью нескольких поколений семейства Бахов. Концерт состоялся 12.02.2014 г. в рамках Мытищинского районного музы...

Фото-отчет о проведении проекта "Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева" к празднованию 125-летия со дня рождения композитора.

Фото-отчет расскажет коллегам как в игровой, интересной форме: ( используя ИКТ, оркестр, драматизацию, слушание и дидактические игры) можно отметить юбилей любимого композитора в ДОУ....

"Под знаком Солнца" (сценарий мероприятия, посвященного 125-ти летию со дня рождения С.С.Прокофьева).

Мероприятие посвящено жизни и творчеству выдающегося советского композитора С.С. Прокофьева. Цель мероприятия: развитие интереса к классической музыке, к творчеству советского композитора С.С. Пр...

Мероприятие, посвящённое 125-летию со дня рождения С.С.Прокофьева

Мероприятие, посвящённое 125-летию со дня рождения знаменитого композитора С.С.Прокофьева...