ПРАКТИКУМ № 5 ПРИСТАВКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Практическая работа, 2 варианта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_no5_pristavki_6_kl.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ № 5

ПРИСТАВКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Вариант 1

Прочитайте текст.

(1)Все русские приставки вам хорошо извес..(1) ны. (2)Каждый день вы их и слыш..(2)те, и произнос..(3)те, и чита..(4)те. (3)Сколько же их?

(4)Предл..(5)гаем вот что: вспомните их, запишите и пересчитайте. (5)Тут выяснится, что знать и вспомнить — это не одно и то же. (6)Вы прекрас..(7)но понимаете слова с приставками, легко говорите с их помощ..(8)ю. (7)Но вспоминаются они трудно. (8)На примере этой работы можно выяснить важный вопрос: а хорошая ли у вас память? (9)Если вам пришло в голову приставок 30, значит — хорошая. (10)Если больше сорока —______ ! (11)Если же меньше — не ог..(9)рчайтесь, вы ещё разов..(10)ёте свою память.

(По Г.Г. Граник)

1. Вставьте пропущенные буквы. Заполните таблицу.

№ пропущенной буквы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Проверь себя

Если ваш ответ совпадает с тем, который дал учитель, поставьте «+», если нет, поставьте «-».

2. Запишите слово с приставкой пре-, которое должно быть на месте пропуска в предложении 10.

3. Какой тип речи представлен в предложениях 5—11?

4. Выпишите из текста слова с приставками, написание которых не изменяется на письме.

5. Выпишите из текста слова, написание приставки в котором регулируется правилом: «В приставках на -з (-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с».

6. Выпишите из текста слово, в котором есть приставка с беглой гласной, разберите его по составу.

7. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными (в первый столбик) и согласными (во второй столбик) в корне, подчеркните их.

8. С помощью приставки превратите слово пришло (предложение 9) в антоним.

9. С помощью суффикса превратите существительное память в прилагательное.

10. Продолжите предложения, используя художественный приём морфемного повтора (то есть подберите слова с одинаковыми приставками).

Хорошо летом в лесу! Можно вдоволь нагуляться, …..         


ПРАКТИКУМ № 5

ПРИСТАВКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Вариант 2

Прочитайте текст по названием «Ц..(1)пленок».

(1)Сидит ц..(1)плёнок с куц...(2)м хвостиком в цветах настурц..(3)и, слушает пение ц..(4)кад. (2)Подходит милиц..(5)онер и спрашивает: «(3)Ты сын куриц..(6)? (4)Но ты испачкался, как ц..(7)ганскин сын!» (5)Круглолиц..(8)й милиц..(9)онер напугал ц..(1)плёнка, и он на ц..(9)почках стал уходить. (6)Как бы не отдал конц..(10) от страха.

(7)А в это время курица мечется и кричит громко, как сигнализац..(11)я. (8)«Ц..(12)п-ц..п! (9)Где мои мальц..(13)-удальц..(14), где мои питомц..(15)? (10)Нам нужно идти в ц..(16)рк на репетиц..(17)ю! (11)А перед этим зайти в дирекц..(18)ю и послушать лекц..(19)ю «Куриц..(20)н рац..(21)он», — причитает ц..(22)почка. — (13)А после ц..(16)рка мы по традиц..(24)и покупаем цветы, например нарц..(25)ссы, или игрушки, которые делают умельц..(26) — китайц..(27), или пополняем нашу домашнюю коллекц..(28)ю под названием «Тысяча мелочей».

(14)Тут из-за нарц..(25)ссов показался знакомый ц..(29)плячий хвостик, потом еще один. (15)Мама-курица бросилась ц..(30)ловать своих ц..(31)пушек. (16)Вечером птиц..(32) купили новую ц..(33)новку для коллекц..(28), коробочку с игрой для малышей и килограмм ц..(34)трусовых.

1. Если вам встретились в тексте незнакомые слова, обратитесь к …….(какому?) словарю.

2. Заполните таблицу примерами из текста, вставляя пропущенные буквы.                                    Буквы и-ы после ц

В корне слов

В окончании

В суффиксе

В словах на -ция

В исключениях

3. Какое слово с пропуском буквы вы не записали в таблицу? Почему?

 4. Какие слова из текста выражают отношение к цыплятам? Какие суффиксы помогают это понять?

5. Используя суффикс, превратите маленький хвостик в большой.

6. Среди предложений 14-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью однокоренного слова.

7. Слово коллекция в латинском языке образовано от корня «лекцио» — «собираю» с помощью приставки «кол-» («ком-»), равной по значению русской приставке со- (= вместе). В каких ещё словах можно «увидеть» эту латинскую приставку? В случае затруднения обратитесь к…….(какому) словарю?

8. Что означает слово «милиционер»? С помощью этимологического словаря покажите, как изменялось его значение, и найдите «дальних» родственников этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для учителей русского языка и литературы Архангельской области «Технология исследовательской работы»

В ходе занятия старшеклассники  попробут  разобраться в восприятии людей и делают это через всестороннее рассмотрение личности одного всем известного сказочного персонажа....

Русский язык. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум

Повторительно-обобщающий урок. Урок-практикум. Урок расчитан на активно работающий класс....

Практикум по ЕГЭ русский язык (задания из части 1)

Материал содержит задания по орфоэпии, синтаксису, пунктуации, лексике....

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Практикум №1 по русскому языку в 6 классе по теме «Монолог и диалог»

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка при проведении практикума в 6 классе по теме «Монолог и диалог»....