Главные вкладки

    Практикум для учителей русского языка и литературы Архангельской области «Технология исследовательской работы»
    план-конспект занятия по психологии (10 класс) по теме

    Минина Ирина Леонидовна

     

    В ходе занятия старшеклассники  попробут  разобраться в восприятии людей и делают это через всестороннее рассмотрение личности одного всем известного сказочного персонажа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практикум для учителей русского языка и литературы Архангельской области «Технология исследовательской работы»

                                                                                                       Педагог-психолог МБОУ «ЛГ №27»

                                                                                                                                           Минина И.Л.

    Конспект занятия  для учащихся старшей школы

    «Встречают по одежке – провожают по уму».

    Цель: формирование толерантного восприятия людей через всестороннее рассмотрение личности Бабы Яги.

    Задачи:

    1. Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о ней.
    2. Составление досье на Бабу Ягу.
    3. Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и выведение на их  основе типичных ошибок при восприятии новых людей.
    4. Выработка правил толерантного восприятия людей.
    5. Создание памятки с правилами.

    Методы: лекционный метод передачи знаний; анкетирование; дискуссионный метод обсуждения результатов диагностики;  метод анализа конкретных ситуаций; театрализованная постановка.

    Оборудование: ТСО, в/ф с участием Бабы-Яги, литература с информацией про Бабу-Ягу, листы бумаги, маркеры, бейджи, силуэт человека, бланки для ответов

    Схема занятия

    1. Формулирование темы занятия, основных целей.
    2. Основная часть (сбор информации, анализ, определение типичных ошибок восприятия другого человека и выведение правил толерантного восприятия окружающих)
    3. Теоретический блок «Стереотипы»
    4. Заключительная часть (оформление стенда, памятки с правилами)
    5. Рефлексия
    6. Завершение занятия

    реплика

    время

    1

    1. Приветствие. Формулирование темы занятия, основных целей

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Тема нашей с вами встречи «Технология исследовательской работы». В нашей гимназии наверно уже не осталось ученика, который так или иначе не попробовал себя в данном виде деятельности. Исследование – это действительно очень интересный и увлекательный процесс. А когда процесс становится увлекательным для ребёнка? Когда ребёнок понимает его технологию.

    Я являюсь руководителем психологического клуба гимназии для старшеклассников. Могу сказать, что вся наша работа носит исследовательский характер, ведь на каждом занятии мы с ребятами изучаем новое, исследуем себя, свои возможности, анализируем поведение окружающих и т.д. Я хочу предложить вам модель одного такого занятия, на примере которого мы и рассмотрим технологию исследовательской работы.

    Итак, тема занятия «Встречают по одежке – провожают по уму».

    Мы попробуем сегодня разобраться в восприятии людей и сделаем это через всестороннее рассмотрение личности одного всем известного сказочного персонажа.

    Думаю, вам будет интересно это занятие, т.к. на своих уроках вы чаще встречаетесь с анализом литературных произведений, характеристикой литературных героев. Всё это способствует формированию у школьников принятия того или иного образа таким, какой он есть.

    3мин

    2

    Основная часть (сбор информации, анализ, определение типичных ошибок восприятия другого человека и выведение правил толерантного восприятия окружающих)

    Вспомните, пожалуйста, что мы больше всего любили делать в детстве… Читать сказки.  А какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие – вам не нравились? Почему? (ответы участников) Часто в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека или даже героя книги. Поэтому сегодня я предлагаю вам поподробнее присмотреться  к такому сказочному персонажу, как Баба Яга.

    2мин

    3

    Общая характеристика (презентация)

    Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы-Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь.

    Основной способ передвижения — полёт (или поездка) в ступе, цитаты: «Баба-Яга, костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Также у Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой»

    Баба-Яга — неоднозначный персонаж, чаще всего она отрицательная героиня, но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям. В сказках она владеет огнедышащими конями, гусями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу.

    Связана Яга и со стихийными силами земли: Она может насылать дожди и метели, может общаться с дикими зверями.

    С одной стороны, Яга общается с темными персонажами - во всех сказках Ее закадычными друзьями являются и Змей-Горыныч, и Кащей Бессмертный. С другой – она способна на добрые дела. Однако, вопреки всему, в мифах Яга действует по Своей воле и разумению.

    Как вы думаете, что это за персонаж (положительный, отрицательный)? (ответы участников)

    Самое важное в исследовательской работе – это гипотеза, которую мы должны доказать или опровергнуть. Какую гипотезу мы можем выдвинуть в данном случае? (ответы участников)

    Хорошо, гипотеза сформулирована, пора приступить к основной части работы. Из чего же она состоит?

    1.Первый этап исследовательской работы – опрос (анкетирование)

    2.Второй этап – изучение литературных, исторических источников, видеофрагментов, интернет-ресурсов

    3. Третий этап – формулировка общего вывода, в котором мы либо подтверждаем, либо опровергаем свою гипотезу

    4. Четвёртый этап – выработка рекомендаций, правил по изученной теме.


    Первое, что мы сделаем – это соберем досье на Бабу Ягу: кто такая, как выглядит, где живет, чем занимается, чем прославилась.  Для этого я предлагаю первой группе провести опрос среди присутствующих. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

    1. Какой персонаж русских народных сказок Вам нравится?
    2. Какой персонаж русских народных сказок Вам не нравится? Почему?
    3. Назовите злой персонаж русских народных  сказок.
    4. Опишите Бабу Ягу.

    Каждый из вас получит протокол с вопросами, куда вы будете вносить ответы своих респондентов. После чего совместно вы проведёте анализ собранной информации и прокомментируете результат (участники проводят опрос)

    2)Второй группе я предлагаю изучить литературные источники, после чего проанализировать собранную информацию и прокомментировать результат своей работы.(Работа с источниками)

    То же самое я предлагаю сделать третьей и четвёртой группе (работа с интернет-ресурсами и просмотр видеофрагментов)

    Пятой группе я предлагаю заняться выработкой правил толерантного восприятия личности. Кроме этого, вам надо будет и оформить сформулированные правила на силуэте человека, используя разноцветные стиккеры. 

    Каждой группе для работы даётся 15 минут.

    Первой группой по результатам анализа делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред.


    Давайте проанализируем собранный материал. Итак:

    1. Кто такая Баба Яга?
    2. Как она выглядит?
    3. Где она живет?
    4. Как она живет?
    5. Чем она прославилась?
    6. Почему люди считают ее плохой? Оправданно ли это?

    Вторая, третья и четвёртая группы также анализируют информацию. По результатам анализа литературных и видео источников делается вывод о том, что Баба Яга не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть логические оправдания.

    Что ж, нам предстоит составить правдивое досье на Бабу Ягу, что в исследовательской работе является заключением.

    5мин

    4

    Практическое упражнение «Досье»

    Итак, мы выяснили, что  большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред. Но нам также удалось выявить факты, которые показывают на то, что Баба Яга это не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть логические оправдания. Задача для вас: составить правдивое досье на этот персонаж, используя всю собранную вами информацию. В качестве опорных пунктов можете использовать памятку.

    (Составляется правдивое досье на Бабу Ягу.)

    (устно)

    5мин

    5

    Теоретический блок «Стереотипы» (презентация)

    Психологи определили те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения.

    (Сравниваются с полученной  информацией о Бабе Яге)

    На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип — своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Это часто зависит от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера и образа жизни. Наиболее известны этнические стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, «все цыгане - обманщики», «все итальянцы - эмоциональны» и т. п.

    Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом со своими близкими.

    Или, например, «превосходство». Люди склонны переоценивать внутренние качества тех людей, которые их превосходят (к примеру, по статусу: «начальник всегда умнее, достойнее, грамотнее»). Оцениваем его более положительно, чем, если бы он был нам равен. Если мы имеем дело с человеком, которого в чем-либо превосходим сами, то мы его обычно недооцениваем.

    Еще одна схема восприятия - «привлекательность». Если человек нам нравится внешне, то мы склонны его считать привлекательным и внутренне, переоценивая многие его психологические характеристики. Но мы с вами, конечно, прекрасно понимаем: если люди хорошо и давно друг друга знают, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив.

    Фактор «отношение к нам». Те, кто хорошо к нам относится, кажется нам значительно лучше тех, кто относится плохо. И мы, обычно оцениваем таких людей со знаком «+», отбрасывая их отрицательные черты. Тех, кто относится к нам негативно, мы склонны оценивать также негативно, не замечая их положительных черт. Вывод: (могут сформулировать сами участники) При формировании образа другого человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны оценивать через наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.

    6

    Заключительная часть 

    Давайте придумаем правила чтобы ни мы, ни другие люди не совершали ошибок при восприятии окружающих Примерные правила толерантного восприятия других людей:

    1. Считайся с чужим мнением.
    2. Не бойся правды, высказанной в твой адрес.
    3. Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.
    4. По одежке встречай – по уму провожай.
    5. Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.
    6. Проявляй уважение к другому человеку.
    7. Слушай, что тебе говорит другой человек.
    8. Принимай другого человека таким, какой он есть.
    9. Старайся ставить себя на место другого человека.

    Давайте  познакомим с нашими выводами ребят и учителей школы необычным способом. Я предлагаю вам сейчас изготовить одну большую памятку-напоминалку, которую мы можем разместить в фойе школы, чтобы люди знали о них и не забывали при общении друг с другом. (на большом  силуэте человека из картона или ватмана участники пишут, придуманные ими правила толерантного восприятия окружающих.)

    4мин

    7

    Проблема восприятия окружающих и их отношение друг к другу очень актуальна для всех возрастных групп. Это занятие даёт возможность понять участникам, что люди склоны не всегда правильно оценивать другого человека. Я постаралась показать, это именно на образе БЯ, т.к. в отношении этого персонажа уже существует сложившийся в народе стереотип, т.е. принято считать, что это отрицательный герой.

    И главным здесь является осознание того, что только изучая всесторонне личность человека, мы узнаём его лучше и на проблему отношений можно посмотреть иначе.

    Историческая информация

    Баба-Яга, или же иначе Буря Яга Усоньша Виевна, божественный персонаж, стоящий на грани между двумя мирами, между жизнью и смертью. Ее избушка - это своего рода вход в иной мир. В глухом лесу, на берегу речки Смородины, разделяющей миры, вдали ото всех стоит она. И не просто стоит, а поворачивается то к миру живых, то к миру мертвых, в зависимости от того, кто к ней в дом заходит.

    Баба-Яга - Хозяйка магии. В сказках Она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу.

    Связана Яга и со стихийными силами земли: Она может насылать дожди и метели, может общаться с дикими зверями. Это упоминание относит Ее к числу очень древних славянских божеств, функции которых погребены под слоем времени, и мифы оставляют Ей совсем немного…

    С одной стороны, Яга общается с темными персонажами - во всех сказках Ее закадычными друзьями являются и Змей-Горыныч, и Кащей Бессмертный. Однако, вопреки всему, в мифах Яга действует по Своей воле и разумению.

    Какова же в мифологии история Бабы-Яги?

    Во многих украинских и русских сказках присутствует эта странная горбатая старушка, летающая в ступе и зачем-то помелом след заметающая. Однако за ее безобразной внешностью, злобой и коварством нет-нет, да и проглянут совершенно другие черты, не присущие отрицательному персонажу. Объяснить это можно одним - образ Бабы-Яги составной.

    Исследователь украинского и русского фольклора А. Подъяпольский находит бабу-ягу в Индии. Для объяснения столь неожиданного места ее обитания он, прежде всего, рассматривает особенности избушки на курьих ножках, в которой живет баба-Яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные зимы. Высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов. Как ни протапливай печь, все равно холодные ветра выстудят все тепло. Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: теплого и сырого. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут докучать ядовитые змеи. Да и сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате дольше, чем стоящий на земле.

    Обращает внимание исследователь и на то, что в сказках к Бабе-Яге часто приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если прохожий ей совершенно не знаком. "А к кому незнакомые люди ходят за советом? - спрашивает А. Подъяпольский. - Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу". Если действие происходит в Индии, то таких наставников уважительно называют "баба", а наиболее разработанным философским учением была йога. И вот сегодня мы произносим "баба-яга", хотя, по мнению А. Подъяпольского, нужно говорить "баба-йога", что означает на санскрите учитель-йог.

    Людоедка из Африки.

    А вот что думает о происхождении бабы-яги писатель Г. Климов. В своей книге "Имя мое - легион", изданной практически во всех европейских странах и сразу же ставшей бестселлером, он мимоходом касается и происхождения этой русской старушки.

    Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а... в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение "Баба-яга - костяная нога".

    Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни. де Монте-кугго, написали о королеве Ягте целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.

    Разрешите приземлиться.

    По мнению ученого Ю. Росциуса, доказательством прилета на Землю в далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе-яге.

    Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа - деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у бабы-яги - она металлическая. Полет бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов:

    "Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало".

    Находит свое место в объяснении ученого и пест, которым погоняют ступу, и помело, заметающее след. Они вызывают ассоциации, связанные с работой реактивных двигателей. Удары пестом о металлический корпус ступы порождали грохот, аналогичный тому, от которого сегодня страдают люди, живущие вблизи крупных аэродромов. Подтверждением передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла в руках бабы-яги. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след "как будто его на небе метлой заметали".

    Во всех сказках жилище бабы- яги описывается одинаково: "Стоит избушка на курьих ножках", "У этой избушки нет ни окон, ни дверей", "Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги уперла". Корабль, преодолевающий межзвездное пространство, должен иметь весьма приличные габариты и сверхмощные двигатели. Для посадки на обитаемую планету он явно не годится. Здесь куда более удобны небольшие, но весьма маневренные металлические аппараты размером с последние ступени наших космических ракет. Именно такой вариант сочетания межзвездных и планетных кораблей предлагает известный польский писатель Станислав Лем в своей фантастической повести "Магелланово облако". Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлетно-посадочное устройство.

    Прилетев на неизвестную планету, пришельцы из других звездных систем должны были заботиться о своей безопасности. Проще всего это было сделать, окружив летательный аппарат приспособлениями, автоматически включающими освещение при приближении любых крупных живых существ. Поэтому избушку- планетолет окружает забор, на котором торчат черепа людские с глазами. "Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днем".

    Это описание жилища бабы-яги из сказки "Василиса Премудрая". В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего еще могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к бабе-яге за огнем. Та дает ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное с точки зрения людей, живших много веков назад, - глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и ее дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии. Кстати, череп - это не только вместилище мозгов. Раньше это слово означа ло скорлупу или тонкую крепкую оболочку какого-нибудь округлого предмета. Теперь рассмотрим, как описывается в сказках контакт бабы-яги с людьми. Здесь четко можно выделить два весьма отличающихся друг от друга типа контактов. Несмотря на устрашающий вид, к бабе-яге часто обращаются за помощью. Это свидетельствует о том, что Баба Яга довольно мирно уживались с землянами и старались помогать им.

    Баба-Яга (у южнославянских народов «Баба Рога» или «Баба Зима») — популярный персонаж фольклора восточных и западных славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме.

    Кто такая Баба Яга?

    Содержание

    1 Общая характеристика

    2 Мифологический архетип Бабы-Яги

    3 Развитие образа в современной литературе

    4 Баба-Яга на экране

    5 Сказки

    Общая характеристика

    Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы-Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь.

    Основной способ передвижения — полёт (или поездка) в ступе, цитаты: «Баба-Яга, костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Также у Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой»

    Баба-Яга — неоднозначный персонаж, чаще всего она отрицательная героиня, но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям. Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»).

    Можно проследить параллели с другими персонажами:

    ведьма — способ перемещения, умение перевоплощаться;

    богиня зверей и леса — жизнь в лесу, полное подчинение ей животных;

    повелительница мира мёртвых — забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях, засов — человеческая нога, запор — рука, замок — зубы.

    Мифологический архетип Бабы-Яги

     

    Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.( Инициа́ция (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.)

    Существует и иная трактовка.

    Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» (Н.Веселовский. «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Спб., вып. 195): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня».

    Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка  такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

    Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Еще одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

    С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)

    Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

    Так же, есть смысл рассматривать следующую гипотезу происхождения Бабы-Яги: В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были достаточно кровожадными и свирепыми войнами (византийские источники уточню…). Есть предположение, что они были каннибалами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде (отсюда «курные» ноги — сваи).

    Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

    Развитие образа в современной литературе

    Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».

    Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

    В сериях комиксов «Хэллбой» Майка Миньолы Баба-Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль. В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у нее укрывается побежденный Распутин. В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-Яги у Миньолы не несет в себе сатирической нагрузки.

    Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы - Андрея Белянина в цикле произведений "Тайный сыск царя Гороха". Где в свою очередь она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно - эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.

    Баба-Яга на экране

    Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:

    Василиса Прекрасная

    Морозко

    Драгоценный подарок

    Кащей Бессмертный

    Конёк-Горбунок

    Марья-искусница

    В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер.

    В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.

    В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.

    В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.

    Сказки

    Гуси-лебеди

    Царевна-лягушка

    Василиса Прекрасная

    Марья Моревна

    Иван-царевич и Белый Полянин

    Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что

    Немного древней истории религии. Баба Яга – славянское имя древней хтонической богини, почитание которой фиксируется в эпоху культа коня (IV тысячелетие до н.э.). В славянских источниках она – берегиня, прародительница, хранительница рода и очага. Она также страж границ трех миров: срединного, нижнего и верхнего. Ее зооморфные образы – змея (символ мудрости и природной магии) и кобылица (символ плодородия и свободы). Антропоморфные образы – юная девушка, прекрасная женщина и мудрая ведьма (эти три лица – отличительный признак древнейших женских божеств).

    Она – покровительница ремесел. Ее атрибуты – горящий очаг, железный котел и метла.

    Она – дарительница. Ее дары: конь, оружие, указатель пути, благополучие и любовь.

    Она – амбивалентная богиня, стоящая над человеческими представлениями о добре и зле. Право на каждый ее дар герой получает, только выдержав испытание.

    Немного новой истории. В христианский период мифология была искалечена, а все «языческие» боги – переделаны в злобных демонов. Баба Яга стала изображаться уродливой старухой-людоедкой, которой пугали детей, чтобы с ранних лет отвратить их от природной религии предков. Такому же искажению подвергся образ ведьмы и вообще образ женщины – чтобы отвратить людей от магии (осознанного отношения к ремеслу) и от естественной сексуальности (которая у христиан считается грехом). Искаженный образ естественного мира, якобы населенного сверхъестественными злыми чудищами (бесами) создавался, чтобы держать людей в страхе и рабском повиновении ставленникам церкви.

    Новейшая история. После 10 темных веков, церковь стала утрачивать свое влияние на людей и общество, а в XX веке во всем цивилизованном мире она была лишена властных полномочий, с помощью которых столетиями насиловала разум и чувства людей. В наше время ворох церковного вздора с отвращением отброшен цивилизованными людьми. А старые боги естественных религий спокойно, со свойственным им достоинством, вернулись, потому что, вообще говоря, они никуда и не уходили, а были с людьми всегда.

    Возвращение старых богов вызывает истерику попов и правителей старой формации. И не удивительно: ведь почва уходит у них из-под ног, и они чувствуют, что скоро повиснут.

    Баба Яга - персонаж, знакомый нам с детства. А знаете ли вы, что »та сказочная старуха - вовсе не плод народной фантазии, а историческая персона? Когда-то она была божеством, хранительницей домашнего очага, которому поклонялись многие народы, а за ее сокровищами охотились викинги и казаки Ермака Тимофеевича. Каким же образом берегиня домашнего очага трансформировалась в злую ведьму-каннибальшу?

    Святилище Золотой бабы.

    Одной из прародительниц Бабы Яги считают древнюю берегиню - Золотую бабу. Еще в исландских сагах рассказывается о бандах викингов, мечтавших захватить сокровища этой бабищи. Хранились они, по преданию, в храме Юмалы, в дремучем лесу, в устье Двины.

    «Сверху храм был обложен золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окрестность. На скульптуре богини сверкало ожерелье в несколько фунтов золота. Венец на голове усыпали драгоценные каменья. На коленях изваяния стояла золотая чаша с приношениями.И была она столь велика, что из нее могли утолить жажду четверо богатырей», - гласит летопись.

    Некоторые учёные считают, что Баба Яга сама родом из... Древнего Египта или Индии! В переводе с санскрита Баба Яга (Йога) означает «мудрейший, владеющий глубокими знаниями». Якобы была она богиней смерти и хранительницей ворот в царство мертвых.

    Кстати, «ступа» - неизменное средство передвижения сказочной Яги, в переводе с санскрита означает - «могила». А избушка на курьих ножках очень даже напоминает стародавние урны для захоронения праха умерших. Такими «избушками» на врытых в почву столбах пользовались обычно жители болотистых и озерных местностей

    Растяни, сестра, гармошку!

    Естественно, с такими талантами наша родная бабуся не может быть одинокой в этом мире. У нее существует масса именитыхродственниц по всей Земле. Первойсестрицей русской бабки Ежки ученые называют греческую Деметру - богиню плодородия и земледелия. Деметра управляла силами природы.

    Была добра к трудолюбивым людям, помогала им. Ну чем не помощница Яга в сказках «Марья Моревна» или «Кощей Бессмертный»?

    Второй ближайшей родственницей Яги называют другую греческую богиню - Артемиду, покровительницу животного мира и охоты. Тут родственные связи не вызывают никаких сомнений, поскольку наша Баба Яга постоянно проживает в лесу и, само собой, заведует всяческой лесной нечистью в лице леших и кикимор.

    Третья сестра выглядит уже далеко не так мило, как две первых - ведь она связывает мир живых с потусторонним царством. Имя ей Геката - лунное божество царства теней, могил и призраков. Если вспомнить «милый» заборчик вокруг избушки, состоящий из костей и черепов, а также особые гастрономические пристрастия в виде человечины, то и здесь сомнений в родстве возникать не должно.

    Незаконно репрессированная.

    Покопавшись в истории, мы и близко не обнаружили ни одного из тех ужасных качеств, которыми наделили Бабу Ягу в сказках. Как же это божество вдруг стало символом зла? Не иначе во времена борьбы с язычеством служители церкви приписали ей уродливые черты и характер злобного демона...

    Все противоречия исчезнут, если мы увидим в бабке древнюю забытую богиню - деревянный или костяной идол, стоявший в незапамятные времена в каком-нибудь лесном «лабазе» (так до сих пор называются в Сибири крошечные домики, поставленные на столбик в укромном уголке леса). Ну а Баба Яга из наших сказок навсегда останется забавным и не таким уж и страшным персонажем.

    Источник: "Теленеделя" №44 2001 г.

    Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?

    Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.

    А героиня многих волшебных сказок Баба Яга? Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) - вот вам и избушка на курьих ножках!

    А откуда взялось это странное имя - "Баба-Яга"? "Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать, вкладывая в этот крик все силы". Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Общая характеристика


    Предварительный просмотр:

    Бланк для ответов

    1. Какой персонаж русских народных сказок Вам нравится?

    _________________________________________________________

    1. Какой персонаж русских народных сказок Вам не нравится? Почему?_________________________________________________

    _____________________________________________________

    1. Назовите злой персонаж русских народных  сказок.

    __________________________________________________________

    1. Опишите Бабу Ягу.

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    Бланк для ответов

    1. Какой персонаж русских народных сказок Вам нравится?

    _________________________________________________________

    1. Какой персонаж русских народных сказок Вам не нравится? Почему?_________________________________________________

    _____________________________________________________

    1. Назовите злой персонаж русских народных  сказок.

    __________________________________________________________

    1. Опишите Бабу Ягу.

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар РМО учителей русского языка и литературы "Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку"

    Разработка практического занятия с преподавателями русского языка и литературы. Сопровождается небольшой презентацией. Поможет начинающим исследовательскую деятельность преподавателям разобраться в аз...

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

    Публичная презентация результатов деятельности учителя русского языка и литературы Горестовой Ольги Юрьевны. Система работы.

    Презентация к публичному выступлению перед профессиональным сообществом учителей русского языка и литературы. В презентации отражены результаты работы за три последних года....

    Байтенова Дамет Темиржановна Учитель русского языка и литературы Коскольской СОШ Иртышского района, Павлодарской области Урок из цикла «Язык неистощим в соединеньи слов…»

    Интегрированный урок по развитию речевой деятельности в 9 каз классе.Лексическая тема: «Зима.»Урок повторения пунктуации....

    Семинар учителей русского языка и литературы "Исследовательские работы учащихся на уроке"

    В папку вложены выступление и презентация  на семинаре учителей русского языка о научно-исследовательской деятельности учащихся на уроке, правила работы, примеры...

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

    Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Вавильченковой Е.М.

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИз опыта работы учителя русского языка и литературы Вавильченковой Е.М....