Анализ эффективности использования инновационных образовательных технологий
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Зимина Галина Николаевна

В материале представлен анализ использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка: проектной технологии. ИКТ. проблемно - диалогического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ эффективности использования инновационных технологий на уроках русского языка в условиях введения ФГОС

Согласно требованиям стандарта мы должны получить новый образовательный результат. Наряду с предметными, что более понятно и привычно, нужно получить и метапредметные результаты, т.е. сформированные УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Что же в связи с этим должно было поменяться в  нашей работе? Как достичь поставленных целей? Как измерить новый образовательный результа?

Грустно, когда на вопрос «что изменилось в школе в связи с введением стандарта?» приходится слышать: как работали, так и работаем, главное, чтобы знали мой предмет, оцениваем предметные результаты, как без этого! Иногда  при самоанализе приходится слышать от учителей, что на уроке использовались современные технологии, причем несколько, или элементы современных технологий. Красноречиво говорят о том, что мы далеки от нового результата различные международные исследования. Так, Международные сравнительные исследования PIZA и PIRLS показывают, что шестиклассники не отличаются от четвероклассников по уровню понимания информационных текстов, девятиклассники значимо отличаются и от четвероклассников, и от шестиклассников, однако накопление читательской грамотности за 5 лет обучения весьма скромно: от 5 до 16%.

Наш коллектив не являлся исключением. Изучив и проанализировав реальное положение дел, взялись за детальное изучение терминологии стандарта, методологические основы современных образовательных технологий, разработку положения о системе оценки достижений планируемых результатов. Работали в тесном сотрудничестве с начальной школой, перенимая опыт и осуществляя преемственность. Наша начальная школа является не только стажировочной площадкой по введению ФГОС, но и ИКЦ «ПНШ», работает в тесном контакте с московской  Академией повышения квалификации и научно – методическим отделом издательства Академкнига /Учебник. Продолжив начинания начальной школы в плане использования современных образовательных технологий, а именно: технологию проблемного обучения, деятельностный метод, используемый в УМК «ПНШ»,  технологию проектного обучения и ИКТ, в течение года отслеживали процессы адаптации пятиклассников и процесс формировании и развития УУД.

  Научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций, их анализ производился  нами на методических  и педагогических советах, городских и региональных  семинарах. В процессе работы по использованию инновационных педагогических технологий были организованы консультации со специалистами  городского методического центра.   Ряд выводов были сделаны в процессе работы детей над проектами, или в группах на уроке. Активно в течение года формировали у пятиклассников адекватную самооценку, включая в урок работу с листами индивидуальных достижений, картой фиксации формирования УУД.

В ходе работы были сделаны  следующие выводы: инновационные технологии являются результативными, здоровьесберегающими, способствуют успешному достижению планируемых результатов, повышению качества образования. Важно, чтобы та или иная технология была использована максимально близко к авторскому замыслу. Иначе трудно претендовать на заявленный результат. К  таким выводам  мы пришли в результате анализа результатов мониторинговых исследований,  проведенных в  5 –х классах. Прежде чем приступить к детальному анализу эффективности использования инновационных технологий, предлагаю посмотреть инструментарий, с помощью которого мы фиксируем достижения учащихся. В начале года мы работали с программами, котрые использовались в начальной школе. Это разработки авторов комплекта «Перспективная начальная школа» В конце учебного года появились версии для 5 класса.

     Контролю и оценке принадлежит важная роль в регулировании, корректировке процесса образования и управлении им, поскольку полученные данные позволяют проанализировать процесс, выявить особенности его протекания, внести существенные поправки.  Предметом контроля и  оценки в соответствии с ФГОС  стали не только предметные, но и метапредметные результаты. В целях выявления эффективности использования инновационных педагогических технологий  были использованы различные формы контроля качества образования в целом и качества обученности по русскому языку: мониторинговые исследования, педагогическая диагностика, комплексные итоговые работы, диагностика сформированности универсальных учебных действий, самооценка.  Основной целью мониторинга по русскому языку являлось получение объективной информации о том, насколько учащиеся успешно овладевают: 1) необходимыми знаниями по русскому языку и обобщенными способами действий; 2) навыком безошибочного письма; 3)элементами коммуникативной компетентности; 4) универсальными учебными действиями: умения планировать свою деятельность, организовывать сотрудничество, осуществлять поиск необходимой информации, контроль и самоконтроль.

Стартовая диагностика, проведенная в 5 классе, показала, что усвоение знаний по русскому языку и овладение предметными умениями не всегда оказывает положительное влияние на речевое развитие учащихся, расширение их словарного запаса, не приводит к повышению уровня языковой эрудиции и культуры. Проверочная работа составлялась, исходя из идеологии стандарта. Целью данной работы было определение как уровня обязательной подготовки по русскому языку, так и  уровня сформированности следующих учебных действий: правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия, работать со знако – символическими средствами представления информации, решать задачи поискового характера, владения логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обощения, установления аналогий.   Анализ данных проверочной работы показал, что довольно низок был процент выполнения заданий, связанных с проверкой таких умений, как умение подбирать к словам синонимы и антонимы, умение произносить слова с правильным ударением, умение определять в предложении наличие речевой ошибки. При  выполнении заданий повышенного уровня сложности проявился низкий уровень сформированности таких компонентов учебной деятельности, как умение проанализировать само задание, умение проконтролировать выполнение самой работы.  Анализ полученных данных позволил сформулировать  некоторые выводы.  В процессе обучения русскому языку необходимо больше внимания уделять семантическому компоненту языковых единиц, расширению словарного запаса, развитию устной и письменной речи.  Вместе с формированием предметных знаний и умений следовало особое внимание уделить формированию универсальных учебных действий, повышению мотивации учения.  

          Организация уроков с использованием инновационных технологий требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход стал  необходим на всех этапах урока. Педагогическая диагностика способствовала постороению индивидуального профиля каждого ученика, что позволило увидеть сильные и слабые стороны учащегося, определить стратегию индивидуальной коррекционно – развивающей работы.

        Опыт нашей работы показал, что использование инновационных технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.  Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.  Учебная мотивация пятиклассников стабильно повышается, о чем свидетельствуют результаты проведенных диагностик.

         Использование инновационных технологий на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.  Мониторинг качества обученности показал, что учащиеся владеют основными языковыми понятиями, умеют выбирать средства языка в соответствии с целями и условиями общения, демонстрируют способность рассуждать, выдвигать гипотезы, использовать изученные правила орфографии и пунктуации.

  Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. 

Анализ эффективности использования проектной технологии показал, что в учебной деятельности, организованной по методу проектов, можно успешно развить следующие интеллектуальные умения:  

во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений;

во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления;

в-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.  Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся моего класса проходит успешно, о чем свидетельствует следующая диаграмма.

На наш взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности. В процессе проектного обучения прослеживается неразрывность обучения и воспитания. Метод проектов формирует  у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать  умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью  современных компьютерных технологий. Проектная технология позволяет  учащимся применить накопленные  знания по предмету. Учащиеся расширяют  свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его  использования, учатся слушать  речь  и слышать другого человека, понимать друг друга  при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером.

  Метод проектов позволяет  формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:

  • Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
  • Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.
  • У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

     На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.          Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

Хотелось бы, чтобы технология оценивания былы  реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов, как это делается в начальной школе. В практике своей работы использую «Личный ежедневник школьника», который  сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у обучающихся организационные умения и умения самоконтроля и самооценки. Разработаны листы индивидуальных достижений, карты фиксации формирования универсальных учебных действий. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя, способствует успешному формированию регулятивных УУД.

          Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности  вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяет по – новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Задачи, стоящие перед учителем русского языка, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Главная цель – это проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем  русского языка и литературы, который собирается использовать возможности компьютера на  своих уроках, всегда возникают  вопросы о целесообразности его использования, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Вместе с тем  практика использования компьютерных технологий показывает, что  в результате повышается эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельности работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности). Эффективнее осуществляется индивидуальный подход в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью), происходит расширение объема предъявляемой учебной информации, обеспечение гибкости управления учебным процессом  (отслеживание процесса и  результата своей деятельности), повышается качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм. Учащиеся включаются в коллективную деятельность в парах, в группах, повышается интерес к изучению предмета и к учению в целом, формируется творческий потенциал учителя и ученика, происходит включение школьников и педагогов  в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Благодаря  использованию информационно – коммуникационных технологий  учащиеся получают нетрадиционные формы домашнего задания: творческие работы, лингвистическое исследование текста, подготовка словарных диктантов, составление вопросника к зачету по теме, составление конспекта, опорных таблиц. Такие задания помогают избежать однообразия, рутины в обучении.  Ученик может почувствовать себя и в роли автора, в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление,  учат ребенка обобщать, систематизировать материал по теме.  На уроках русского языка эффективно использую тестовые задания, которые проецируются на экране интерактивной доски. Также  учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме, что позволяет своевременно осуществлять контроль за уровнем формирования предметных результатов.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.  

    Инновационные технологии позволяют активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания, позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку (развитие коммуникативной личности), что позволяет перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень. 

Учащиеся моего класса так отзываются об уроках русского языка: «Мне нравится  на уроках  работа в парах, в  группах, особенно, если это проект. Не боишься ошибиться, при этом чувствуешь ответственность за порученное тебе дело» (Таня С.). «Я был не силен в «русском», зато хорошо владею компьютером. Мне часто поручают подготовить тесты к уроку по пройденной теме или презентацию к уроку. Я делаю это с удовольствием, да и знания по русскому языку стали намного лучше»  (Денис  С.)

Таким образом, использование инновационных технологий на уроках русского языка позволяет учащимся не только получать новые знания, но и чувствовать собственную ответственность за результат; учителю - успешно формировать как предметные, так и метапредметные результататы.

Комплексная проверочная работа, проведенная в конце учебного года в 5 классах, позволила оценить способности пятиклассников работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно – познавательных текстов, таблиц, диаграмм  и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных  знаний и умений, а также универсальных учебных действий      на межпредметной основе.  Объекты оценки были следующие: умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять существенную информацию, умение строить рассуждения, умения  осуществлять анализ объектов,  умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, контролировать действия партнера, формулировать собственное мнение и позицию, оценка уровня читательской грамотности т.е. возможности размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.  19% учащихся достигли высокого уровня понимания текста, 61% - повышенного. Низкий уровень понимания текста продемонстрировали 8% учащихся. 2% пятиклассников не достигли низкого уровня подготовки по чтению.

         Успешному достижению планируемых результатов способствовала системная, целенаправленная работа по внедрению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...

Эффективное использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

В своей работе для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса я использую  следующие современные образовательные технологии: проектную технологию, технологию личностно ор...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...