Технологические карты уроков русского языка
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) на тему

Зимина Галина Николаевна

В материале представлены технологические карты уроков в логике ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (проблемно – диалогическое обучение)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе

Личностное развитие (смыслообразование),

 2.Постановка проблемной ситуации

урока (с затруднением)

-Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, еще отсутствующих

у учеников)

- Не получается выполнить?

 -В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого)

 -Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться?

(добиться формулирования)

Выдвижение версий: (…)

Формулируют проблему урока в виде вопроса, темы, цели

Развитие коммуникативной компетентности, познавательных УУД: общеучебных и логических, регулятивных УУД: прогнозирование, целеполагание

2.Постановка проблемной ситуации

урока (с удивлением)

Побуждение к осознанию противоречия

 

Побуждение к проблеме, гипотезе

- Вот вам один факт/или мнение/или

предположение (обозначение в одном углу

доски)

- Вот вам другой факт/или мнение/ или

факт, опровергающий предположение

(обозначение в другом углу доски)

- Сравните имеющиеся у нас два факта/

или мнения/ или предположение и факт –

совпадают они или противоречат друг

другу? Что вас удивляет? (добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление)

-Удивляет? Какой у вас возникает вопрос?

(получить от учеников их формулировку

Проблемы урока в виде вопроса)

-Запишем на доску проблему нашего урока (в виде темы, цели или вопроса)

Выдвижение версий: (…)

Формулируют проблему урока в виде вопроса, темы, цели

Развитие коммуникативной компетентности, познавательных УУД: общеучебных и логических, регулятивных УУД: прогнозирование, целеполагание

3.Проведение актуализации

-Что мы уже знаем по этой проблеме?

– диалог в виде мозгового штурма или

выполнение ряда заданий по изученному материалу

Выполняют ряд заданий по изученному материалу

Развитие образовательной и  коммуникативной компетентности

4.Составление плана, побуждение к проверке

Что нам надо узнать, чтобы решить

проблему?

– диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

Определяют последовательность действий, их направленность, возможных источников информации

Выполняют продуктивные задания на воспроизведение знаний

Развитие образовательной, коммуникативной и информационной компетентности

5.Рефлексия  

-Верно ли наше предположение? Проверим по учебнику

Проверяют истинность высказанных предположений, оценивают свою работу. Выражают новое знание научным языком в принятой форме

Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей и УУД



Предварительный просмотр:

Автор урока: Зимина Г.Н.

Учебный  предмет:  русский язык

Класс: 5

Автор  УМК:  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.  Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. С. 65–66.

Тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

  1. Предметные: систематизация  знаний о главных членах предложения, ознакомление с разными способами выражения подлежащего.
  2. Метапредметные: формирование

– умения проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель и тему на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умения совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);

– умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Поговорить о правилах поведения на уроке.

Проговорить девиз урока:

Знаешь – говори, не знаешь -слушай

 Определить тип урока.

 – Девизом нашего урока будут слова…           (Слайд 1.) Определить тип урока.

– Значит, чему будет посвящён наш урок?

– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги? (Слайд 2.)

 

Назвать шаги учебной деятельности. 

– Сегодня мы начнём сразу со второго шага.

 

Определяют, что урок будет посвящен открытию нового знания.

 

 Вспоминают то, что важно для урока; определяют основной вопрос урока;

Называют шаги учебной деятельности. 

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

 

 

 

Проговаривать последовательность действий на уроке

 (регулятивные УУД).

II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (5 мин.).

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Определить, какая из данных конструкций будет являться подлежащим, а какая не будет.

 Слайд 3.

– Прочитайте предложение  и определите, где здесь подлежащее.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

Почему вы не смогли ответить на вопрос о предложении?

– Какой возникает вопрос?

Слайд 4.

 Записывает вопрос на доске.

Мы  знаем, что подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? и выражается именем существительным или местоимением. Здесь нет таких слов.

 

 

– Как найти подлежащее в предложении,  различить, когда подлежащее выражено не существительным или местоимением?

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

III. Формулирование темы, целей урока (2 мин.).

Цель:

– организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

Сформулировать тему, цель урока.

– Значит, какая тема урока сегодня?

Уточняет тему урока.

Слайд 5.

– Какую цель ставим?

Пробуют формулировать тему урока.

– Найти ответ на вопрос:

Как найти подлежащее в предложении?

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

IV. Открытие нового знания (15 мин.).

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Составить алгоритм определения подлежащего

– Попробуем составить алгоритм определения подлежащего в предложениях.

Слайд 6.

– Работать будем в группах. Вспомним правила общения.

Во время работы подходит к группам.

– Какая есть гипотеза?

Если нужно, предлагает подсказку к решающей гипотезе

Поставить вопрос к слову тридцать витязей.

– Что обозначает слово, когда отвечает на вопрос что? (кто?).

– Может быть верным этот алгоритм?

– Проверим.

Слайды 7, 8.

– Ещё раз проговорим алгоритм и определим, на какой вопрос отвечает слово тридцать витязей.

Называют правила работы в группах

Составляют в группах (по 4 человека) алгоритм (5 мин.).

По одному представителю от группы представляют составленный алгоритм. Под руководством учителя выбирают удобный алгоритм.

Выполняют задание.

  1. Предметные

Ставить к словам вопросы кто? что?

Связываем подлежащее со сказуемым.

Смотрим, чем выражается подлежащее.

Отличаем подлежащее от прямого дополнения.

  1. Метапредметные

Высказывать свою версию (регулятивные УУД).

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).

V. Применение нового знания (15 мин.).

Цели:

– организовать применение нового знания;

организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

– организовать самооценку по алгоритму.

С. 66, упр. 157.

С. 66, упр. 158.

 Прочитайте задание.

– Используя алгоритм, выполните задание.

– Прочитайте задание.

– Самостоятельно выполните задание по образцу, данному на с.66:

Слайд 9.

– Проверьте по образцу свою работу.

– Используя алгоритм самооценки и критерии  оценки(Слайд 10), оцените свою работу.

 Самопроверка

Самооценка 

Читают самостоятельно задание.

Проговаривают алгоритм, ставят вопросы к словам, связывают со сказуемым.

Фронтальная работа.

Читают самостоятельно задание.

По образцу оформляют задание.

Проверяют по образцу, исправляют ошибки.

 

Используя алгоритм самооценки, оценивают свою работу.

По желанию 2–3 человека оценивают свою работу по алгоритму вслух.

  1. Предметные

Ставить к словам вопросы кто? что?

Разграничивать подлежащее и прямое дополнение, связывать подлежащее со сказуемым.

Определять, чем выражено подлежащее.

  1. Метапредметные

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Находить и исправлять ошибки самостоятельно(регулятивные УУД).

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев(регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин.).

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, какое новое знание открыли.

Рефлексия.

– Какой вопрос задали в начале урока?

– Какое новое знание открыли?

– Расскажите по схеме (Слайд 11), чему научились на уроке.

 

 

Определяют, какое новое знание открыли.

Рефлексия.

Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). 

Осуществлять автоматический контроль: использование готовых тестов,создание собственных тестов

VII. Домашнее задание

(2 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.

С. 65, упр. 156 

Инструктаж к выполнению домашнего задания

Слушают инструктаж.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...