Олимпиада по русскому языку для 5-7 классов
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

Разработка содержит олимпиадные задания для 5-7 классов по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku_dlya_5-7_klassov.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО участника:   Скворцова Маргарита Викторовна

Учебное заведение: МБОУ «Никифоровская СОШ №1» р.п. Дмитриевка, Тамбовской области, ул. Мира, д.41В

Координаты участника (электронный адрес): margarita.skvorsova@yandex.ru

Адрес проживания участника:  Тамбовская область, р.п. Дмитриевка, ул. Мичурина, дом 2.

Название работы:   Олимпиада по русскому языку для 5-7 классов.

Категория : «Старшая и средняя школа». «Русский язык».

Олимпиада по русскому языку

для 5 класса

  1. Расставьте ударения в словах.

Баловать, дефис, звонишь, кухонный, начать, положишь, клала, щавель, документ, километр.

  1. Найдите в стихотворении слова. В которых буквы е, ю, я обозначают два звука.

Тюлень ел рыбу целый день,

Объелся рыбою тюлень.

Тюленя одолела лень.

  1. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «от начала до конца», «все на свете». Почему до реформы русской азбуки (1918) в этом случае говорили от аза до ижицы?
  2. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить.
  3. Выделите в словах приставку.

Контрудар, безграмотный, вклеить, подгруппа, предобрый, вынырнуть, доваривать, правнучка, доледниковый, залечить.

  1. Какие слова неверно разделены на морфемы?

По-втор-ени-е, пре-крас-н-ый, ус-меш-к-а, отъ-езд, без-грамот-н-ая, подо-кон-ник, подо-бр-а-ть, под-уч-и-ть, с-лез-инк-а, обо-др-и-ть.

  1. Напишите слова, значение которых дано ниже:
  1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока.
  2. Совокупность предметов одной области применения.
  3. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущие в основном в странах бассейна Индийского океана.
  4. Длинная коробочка или футляр для хранения карандашей.
  5. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара,наводнения), подаваемый ударами колокола.
  1. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если переставить ударение с последнего слога на первый?
  2. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова.

Мести, каток, ходят, тихий, кличу, орешек, хожу, мельница, прилягу, сухой, кликать, метёт, покачу, тишина, орехи, езжу, мельничный, приляжешь, сушить, ездят.

  1. Найдите «лишнее» слово:
  1. Окно, звено, давно, прошмыгнуло;
  2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

Ответы и критерии оценивания

       

1.Балова′ть, дефи′с, звони′шь, ку′хонный, нача′ть, поло′жишь, кла′ла, щаве′ль, докуме′нт, киломе′тр.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

2. Ел – (j’э) л; объелся – об(j’э) лся, рыбою – рыбо(j’у).

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. До реформы русской азбуки (1918) первой буквой в азбуке была буква аз, а последней – ижица.

Оценка: 1 балл.

4. Антоним к слову живот – смерть, слово живот в древнерусском языке обозначало «жизнь» (жизни не жалеть, жизнь положить).

Оценка: 1 балл.

5. Контр- удар, без – грамотный, в – клеить, под- группа, пре- добрый, вы – нырнуть, до – варивать, пра – внучка, до – ледниковый, за – лечить.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

6. Неверно разделены на морфемы слова: ус – меш – к –а, подо-кон-ник, с-лез-инк-а, обо-дри-ть. Правильное разделение таково: у-смеш-к-а, под-окон-ник, слез-инк-а, о-бодр-и-ть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

7. 1) Пенка; 2) набор; 3) лотос; 4) пенал; 5) набат.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово.

8. При переносе ударения глаголы мели′, окуни′, пряди′, соли′ превратятся в имена существительные: ме′ли, о′куни, пря′ди, со′ли.

Оценка: 1 балл.

9.  Каток – покачу                                  мести – метёт

Тихий – тишина                                     ходят - хожу

Орешек – орехи                                     кличу - кликать  

Мельница – мельничный                      прилягу - приляжешь

Сухой – сушить                                     езжу – ездят

Оценка: по 0,2 балла за каждую пару слов. Максимальная оценка: 2 балла.

  1. 1) «Лишнее» слово давно: это наречие, не имеет окончания, о – это суффикс.
  1. «Лишнее» слово лесник, так как все остальные слова являются формой одного слова – лесной.
  2. Оценка: по 0, 2 балла за каждое слово.

Общая сумма баллов: 16 баллов.

Олимпиада по русскому языку

6 класс

1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма,  ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2.Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

3.Подберите к словам грустьтемнота, доброта, вежливость антонимы.

4.Замените синонимами устаревшие слова.
Очи, чело, ланиты, уста, перст.

5.Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес.  Волос.  Майка.  Сосна.   Апельсин.

6. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

                           Редкий - …….. редкостный;  2) Лень - …. ленивец; 3)Цена - …. бесценность.

7. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое.

9.Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

А) С обоих сторон раздавались голоса.

Б) Ихний ребенок плохо воспитан.

В) Моя мама работает инженершей на заводе.

10.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Воспоминания  ст…рожила,  не сп…ши  отвечать,  зак…ляйся с де…ства, а(к,кк)уратная  надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.   

Ответы и критерии оценивания

1.Результат, бассейн, телеграмма, роскошь.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово.

2.ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово.

3.Грусть – радостьтемнота – свет, доброта – злость, вежливость – грубость. 

 Оценка: по 1 баллу за каждую паруслов.

4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец.

Оценка: по 1 баллу за каждую группу слов.

5.Адрес.  Волос.  Майка.  Сосна. Спаниель.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово.

6.Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный);  2) Лень – ленивый – ленивец

                 (суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –

                 Бесценность (суффиксальный).

 Оценка: по 1 баллу за каждую группу слов.

7. 1. Кот наплакал. 2. Вилами по воде писано. 3. Черепашьим шагом.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм.

8.Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово.

9.А) С обеих сторон раздавались голоса. Б) Их ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженером на заводе.

Оценка: по 1 баллу за каждую исправленную ошибку.

10.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Воспоминания  старожила, не спеши  отвечать,  закаляйся с детства, аккуратная  надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь  радость, участвуешь в олимпиаде,  запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.   

Оценка: по 0, 5  балла за каждую орфограмму. 

Общая сумма баллов: 50 баллов.

Олимпиада по русскому языку

7 класс

  1. Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.

Просьба,  вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд,  вода, ножка, кол, сбросить.

  1. В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.
  1. Скучно, конечно, нарочно, удачно;
  2. бассейн, крем, тест, термин;
  3. что, нечто, чтобы, кое-что;
  4. шалить, шаги, лошадей, шампунь.
  1. Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
  1. Писать > … > писательский.
  2. Пять > … > пятёрочка.
  3. Держать > … > придерживание.
  4. Шелест > …> зашелестеть.
  5. Думать > …  > обдумывать.
  1. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый,  молокозавод,  испаритель, уточнение, надорвать, чернослив,  большущий,  перекрасить, луноход, древнерусский, юго – запад,

юго – западный, красноватый.

  1. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

  1. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:
  1. пришел не вовремя;
  2. очень болтлив;
  3. очень робок;
  4. держится неестественно прямо;
  5. часто меняет свои решения;
  6. бесследно исчез;
  7. всегда выполняет свои решения;
  8. сам не пользуется и другим не даёт.
  1. Определите род имен существительных.

Кофе, фламинго, шимпанзе,  депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки,  фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.

  1. Подберите по три  синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.
  1.  Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
  1. Тысяча солдат бросилась в атаку.
  2. Я склонен, что его решение ошибочно.
  3. Чехов не мог остаться в стороне этих событий.
  4. Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.
  1. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.
  1. Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.
  2. Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.
  3. Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.
  4. Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.
  5. В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.
  6. «Необходимы так(же) водные процедуры», - сказал врач.
  7. «Что(бы) вам посоветовать?» - спросил доктор.

Ответы и критерии оценивания

Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

  1. «Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)

  1. Словообразовательные цепочки:
  1. Писать - писатель – писательский;
  2. Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;
  3. Держать – придержать – придерживать – придерживание;
  4. Шелест – шелестеть – зашелестеть;
  5. Думать – обдумать – обдумывать.

Оценка: по 1  баллу за каждую  словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)

  1. 1)  Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.

2)  Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3)  Сложение с соединительными гласными:  нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово (макс. -  4 б.)

  1. Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)

  1. 1) Нелёгкая принесла;  2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)

  1. Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.

Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.

Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.

Не имеют рода:  вилы, грабли, сумерки, сутки (т.к. употребляются только во множественном числе).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)

  1. Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.

Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.

Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.

Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

  1.  1) Тысяча солдат  бросились в атаку.

 2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.

 3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.

 4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.

Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)

  1. Пишутся слитно слова  в предложениях: 2), 4), 5), 6).

           Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

Общая сумма баллов - 46 б.