Урок-лабораторная работа "Вид и время глагола" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок позволяет повторить и систематизировать знания по теме «Вид глагола», предоставить учащимся возможность убедиться в связи категории вида и времени глагола;

 развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста;

воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-лабораторная работа

Тема урока. Вид и время глагола

Цели: - повторить и систематизировать знания по теме «Вид глагола», предоставить учащимся возможность убедиться в связи категории вида и времени глагола;

- развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста;

- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.

Планируемые результаты.

Предметные: повторить способы образования видовых пар, уметь соотносить категории вида и времени глагола при образовании временных форм

Метапредметные: овладение приема отбора и систематизации материала на определенную тему; умение анализировать и делать вывод на основе собственного исследования

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в процессе образования, осознание важности речевого самосовершенствования

Технологии: игровая, проектирование задания, здоровьесбережения, исследовательская,

Оборудование: презентация, рабочие листы, учебник, справочные материалы.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово

На слайде слова «Вид», «Время»

Демонстрация готовности к уроку

Познавательные: понимают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: учатся понимать позицию собеседника/ учителя

2. Проектирование учебной цели

- Ребята, что обозначают данные слова?

- Связаны ли эти грамматические категории?

- Запишите в ваших рабочих листах число и тему в виде вопроса, на который будете искать ответ сегодня

Дают значение понятий, не всегда точно (понимают, что еще не владеют всеми знаниями об этих категориях)

Ставят цель – выяснить зависимость категории времени от категории вида глагола.

Двадцать шестое марта. Как связаны вид и время глагола?

Познавательные:

осознают познавательную задачу, формулируют цель работы на уроке

 Регулятивные: планируют цель работы на уроке

Коммуникативные:

Формулируют цель работы на уроке

3. Актуализация знаний.

- Ребята, вы помните, как могут образовываться видовые пары глаголов? Сейчас проверим! Мы будем играть: я буду называть глагол и бросать игрушку. Тот, у кого в руках окажется эта игрушка, будет называть видовую пару для этого глагола.  Давайте играть!

- Молодцы! Вы вспомнили о различии глаголов совершенного и несовершенного вида.

Расти – вырасти

Желать – пожелать

Умножить – умножать

Одолеть – одолевать

Срезáть – срезать

Рассыпáть – рассыпать

Ловить – поймать

Класть – положить

Познавательные: обнаруживают умение образовывать видовые пары

Регулятивные: самостоятельно выполняют задания, исправляют ошибки Коммуникативные: умеют работать в коллективе, слышат и слушают друг друга

4. Практическая деятельность учащихся  по реализации достижения поставленной цели (лабораторная работа)

-Приступим к лабораторной работе. Что значит – лабораторная?

Нам дан отрывок из стихотворения Плещеева. Прочитайте его.

- Выполните задания в группах. (8 минут)

- Давайте проверим.

- Сколько форм времени глагола использовал поэт? Как это ему помогло в создании такой великолепной пейзажной зарисовки?  

- Что же вы выяснили при выполнении этой лабораторной работы?

Ответы учащихся.

- Работа, связанная с научными опытами, исследованиями

Выразительно читают стихотворение.

Уж та..т снег, б..гут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи

И лес оден..тся л..ствою.

Подчеркивают грамматические основы, определяют время глаголов. Заполняют таблицу, обозначая орфограммы. Образуют формы глаголов).

- В одном четверостишии использованы все времена глагола. Так поэт выразил посте-пенное пробуждение природы

- Не смогли образовать форму настоящего времени от глаголов совершенного вида.

- Глаголы совершенного вида образует форму буд.вр. из одного слова. У глаголов несовершенного вида форма будущего времени состоит из двух слов!

- Категории вида и времени связаны! Это важно помнить при образовании форм времени

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, систематизируют ее в таблице, пользуясь учебниками Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют ошибки, осознают правило контроля, успешно применяют его при решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Физминутка

«Сели – встали-потянулись» (нес.в. – сов.в.)

- Сели на свои рабочие места. Вы молодцы!

Выполняют упражнения

Проснулись (встали)

Трепещет (сели)

Пробуждался (сели)

Пробудились (встали)

Зеленеет (сели)

Запоют (встали)

Будет голубеть (сели)

Рассветает (сели)

Распустится (встали)

Зацветут (встали)

Отдыхать (сели)

Регулятивно-личностные: самостоятельно проверяют свои знания, осознают необходимость повторения темы (при неправильных ответах)

6. Закрепление (практическое применение полученных результатов исследования)

- Как и в любой лаборатории, нам необходимо наши исследования апробировать. Перед вами текст. Давайте с ним поработаем!

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- Что объединяет этот текст с предыдущим отрывком?

- Давайте проверим, как вы выполнили задания.

Читают текст (выразительно)

Выполняют задания.

- Тема природы.

Читают ответы, исправляют ошибки одноклассников, дополняют ответы.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные:

умеют аргументировать свой ответ.

7. Самостоятельная работа по применению полученных знаний

-  Давайте мы теперь сами придумаем свои тексты о весне! 1 группа займется составлением текста с глаголами в прошедшем времени (сов.и несов.видов). 2 группа составит текст о весне с глаголами в настоящем времени (глаголы какого вида вы будете использовать?)

3 группа будет использовать глаголы в форме будущего времени, а 4 группа глаголы в формах всех времён! Желаю вам удачи в составлении ваших миниатюр! Отмечайте глаголы, указывайте их вид и время.

Понимают задачу – использовать глаголы в форме определенного времени. Составляют тексты с глаголами, отмечают вид и время глаголов в своих текстах о весне.

Познавательные: выполняют учебные действия, осознают задачу, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: оценивают ответы друг друга, исправляют ошибки в рассуждениях своих одноклассников.

Коммуникативные: умеют слушать своих одноклассников, умеют исправлять их ошибки, осуществляют совместную деятельность в группах. 

8. Подведение итогов. Рефлексия и оценивание работы на уроке.

Заполните таблицу

Что делали? Что наблюдали? (на каждом этапе работы)

С каким настроением вы завершаете свою работу на уроке?

Заполняют таблицу, анализируя свою деятельность на уроке

Познавательные:  устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний и исследовательских, аналитических умений

Регулятивные: оценивают свою работу

9. Проектирование задания на дом

- Ребята, а дома вы будете продолжать сочинять! Тема вашей миниатюры «Жизнь замечательного животного/человека» 1 группа расскажет о замечательном сказочном персонаже, 2 группа – о сказочном злодее, 3 группа – о сказочном звере, 4 группа – о собственном домашнем животном. Как вы думаете, каков план вашего рассказа об этом замечательном персонаже?

- Вам необходимо отметить глаголы, указав их вид и время.

- Если вы хотите получить «5», то обозначьте в тексте орфограммы (не менее пяти)

-Удачи вам!

- 1. Как я был маленьким.

2. Я сейчас.

3. Я мечтаю.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между работой на уроке и домашним заданием, составляют алгоритм выполнения задания.

Регулятивные: осознают свои возможности при выполнении задания

Коммуникативные: совместно с учителем строят план домашнего задания (проектируют его)