Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Хасанова Нурлися Фирдусовна

Урок по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx75.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных о-а. Повторение.» 

Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных о-а в корне слова. 

Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном городе, чуткое отношение к родному слову. 

Оборудование:
 раздаточный материал ,изображение древа познания, проектор. 

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический момент. (5 мин.)

Звенит звонок веселый 
Зовет нас на урок. 
Такой порядок в школе 
Не забывай, дружок. 
Все у парты ровно встали, 
Улыбнулись, подравнялись 
Тихо сели за свой стол 
Начинаем разговор. 

- Добрый день, ребята. Меня зовут Нурлися Фирдусовна, и этот урок мы проведем вместе.

II. Вступление в урок. Интрига.

Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

- На доске записаны слова:

Излагать, коснуться, коса, росток.

- Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

- А какова цель урока?

- А что мы должны уметь в конце урока?

III. Работа по теме. Обобщение и повторение материала.

1. Работа с обобщающей таблицей. (4 мин.)

- Вначале нам необходимо обобщить теоретический материал.

Перед вами подсказка, своеобразный алгоритм.

– Скажите, от каких условий зависит выбор О-А в корнях с чередованием?

Работаем по рядам: 1 ряд – Касатики: сформулируйте правило, когда гласная зависит от суффикса после корня, приведите примеры.

2 ряд - Росточки: сформулируйте правило, когда гласная зависит от согласной в корне, приведите примеры.

3 ряд – Зореньки: сформулируйте правило, когда гласная зависит от ударения, приведите примеры.

урок русского языка в 5 классе

1 ряд Касатики

2 ряд Росточки

3 ряд Зореньки

1) -лага-, -лож-

(прилагательное,

положить)

Искл. полог

2) -каса-, -кос-

(касательная, коснуться)

1) –раст-, -ращ-,

-рос-

(растение, выросли, выращенный)

Искл. росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, выросток, отрасль

1) –гар-, -гор- (загар, гореть)

Искл. выгарки, изгарь, пригарь

2) –клан-, -клон-

(наклониться)

Без ударения - О

4) -зор-, -зар-

(зори, заря)

Искл. зоревать

Без ударения - А

- Молодцы. Я убедилась, что вы знаете правила чередования О-А в корне слова.

2. Продолжаем работу со схемой. Отгадайте слово с чередующейся гласной в корне по его толкованию, запишите в одну из 3-х колонок таблицы, объясните орфограмму. (2 мин.)

- Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

- Маленький отросток (росток)

- Птичка, поющая на зорьке (зарянка)

3. Индивидуальные задания у доски. (На карточках)

4. Игра. Кто больше?

Касатики придумают и запишут слова с корнями рос-раст-ращ

Росточки – с корнями гор-гар

Зарянки – кос-кас

(Дается 1 мин.) На проверку ( 1 мин.)

!!! Проверка индивидуальных заданий. ( 1 мин.)

1). Составь слово.

Предутренний- взять приставку;

Поговорить- взять приставку;

Слагаемое- взять корень;

Решать- взять первый суффикс;

Писал- формообразующий суффикс;

Говорила- окончание.

Предполагала.

-Выдели морфемы в образованном слове.

2). Закрепление правописания.

Проверь правописание слов, графически выделив орфограмму.

Прилагательное Гарение Прикасновение Сложение Подростать Возлажить

5. Выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. (8 мин.)

- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма чередующиеся гласные в корне слова, теперь перейдем к тексту.

Перед вами панорама нашего любимого города, это наша родина, наши исторические корни.

Я читаю текст, вы внимательно его слушаете и выписываете только слова с чередующими гласными в корне слова. (Звучит красивая музыка)

Над Нижним разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу. Красные башни Кремля, торжественно расположившиеся на откосе великой реки, загорелись теплым светом. Город, озаренный солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок. Над Нижним разгоралась утренняя заря

- О чем этот текст? (О красоте Нижнего Новгорода)

6. (5 мин.) Лингвистический эксперимент. 

-Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок)Лингвистический эксперимент

Выразительно его прочитайте.

Наслаждаешься просторами земли Нижегородской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.

Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.

( Ученик читает свой вариант, объясняя пунктуацию при однородных членах предложения, ответ оценивается)

Наслаждаешься просторами земли Нижегородской и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)

- А как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

7. Творческая работа. (5 мин.)творческая работа

Составьте отдельные предложения или связный текст (3-5 предложений) по фотографии, включая слова с чередующимися гласными о-а в корне.

IV. Домашнее задание ( 1 мин.)

На выбор:

1. Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.

2. Придумать рифмовки по данной орфограмме.

V. Итог урока. Рефлексия.(2 мин.)

- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

- Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами, приклеивая на древо познания нужного цвета кружок.

-Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

Ведь 
В жизни по-разному можно жить, 
В горе можно и в радости. 
Вовремя есть. Вовремя пить. 
Вовремя делать гадости. 
А можно и так: на рассвете встать 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обожжённою солнце достать 
И подарить его людям. 

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.

Познание безгранично и прекрасно, как небо, и мысль человека должна парить в нем легко и 
            свободно... 
Ручка

(?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"

Урок внеклассного чтения  по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием  приемов  технологии критического мышления.Может быть проведен  в  классах...

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....