Урок развития речи "Антонимы" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Герасимова Елена Ильинична

Урок развития речи "Антонимы" позволяет освоить данную теиу в увлекательной форме на примере не только русских  пословиц и поговорок, но и на примере китайских пословиц. Урок проводился для учеников КНР, приехавших в Россию  в рамках проекта "Мы вместе". Урок будет интересен и ученика 5 класса при изучении данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Тема «Антонимы. Использование антонимов в построении пословицы»

Цель урока: повторить и обобщить знания об антонимах, о роли антонимов в речи; обобщить знания учащихся о пословицах и поговорках; привитие учащимся интереса к литературе, развитие у них навыков критически мыслить, рассуждать, совершенствование устной речи, постараться  как можно больше ввести пословиц в активный словарь учащихся;

формирование патриотических чувств учащихся, помочь через  пословицы глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

                                                     План урока.

  1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
  2. «Назови пословицу по иллюстрации».
  3. Повторение определения термина «антонимы».
  4. «Закончи пословицу”.
  5. Задание по развитию речи. ,,Закончи предложение пословицей” и ,,Составь рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц”.
  6. Обобщающая беседа, экскурсия по выставке книг.
  7. Домашнее задание.

Здравствуйте, уважаемые гости! Приглашаю вас принять участие в занятии, посвященном русскому языку. Прочитайте, пожалуйста, изречения известных ученых, писателей. (Слайд 1)

О чем, по вашему,  мы сегодня будем говорить на нашем уроке? Вы совершенно правы, мы сегодня говорим о пословицах (слайд 2).

Подскажите, пожалуйста, а что такое пословица? Давайте сравним ваши варианты с моим (слайд 3) Чтение определения: «Пословица –  это  краткое  изреченье, поученье   в  виде  иносказанья  или  в виде  житейского приговора.  Пословица есть  соль языка  народной  речи. Она  не  сочиняется,  а рождается  сама.  Это ходячий  ум  народа. Пословица  может  переходить  в поговорку  или  простой  оборот  речи».

Пословицы и поговорки – великая народная мудрость. Никто не знает, когда возникли пословицы. Несомненно, лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Пословицы – это крылатая мудрость народа. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: ,,Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится”. «Разговор без поговорки, как мясо без соли»,- говорят африканцы. Действительно, точное, остроумное слово часто может положить начало интересному хорошему разговору.

Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых  пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению. ,,Счастье не ищут, а делают”, ,,Ученье свет, а неученье – тьма”, ,,Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах”,- учит народ. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Пословицы охватывают все стороны жизни народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц. 

Предлагаю вам сегодня вспомнить как можно больше пословиц.

(Слайд 4)Какую пословицу проиллюстрирует эта фотография? (Тише едешь, дальше будешь). Объясните значение этой пословицы.

Уважаемые гости, назовите, пожалуйста, китайскую пословицу, которая созвучна русской (Спеши медленно)

(Слайд 5) Семь раз отмерь, один раз отрежь. Китайская пословица Во всем деле надо трижды подумать.

(Слайд 6) Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Китайский вариант Маленький урожай лучше большого посева..

(Слайд 7) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Китайский вариант___________

(Слайд 8) Век живи, век учись. Китайская пословица Знания бесконечны.

(Слайд 9) Друг познается в беде Китайский варрант Хороший друг - это настоящий клад.

II Повторение определения «антонимы»

Ну, что ж, как выяснилось вы неплохо знаете пословицы. Тогда вы сможете ответить на мой следующий вопрос: посмотрите на экран и ответьте, по какому принципу строятся большинство пословиц? (Слайд 10)

Вы совершенно правы, предложенная вашему вниманию пословица строится по принципу противопоставления. В русском языке такие слова, имеющие противоположное значение мы называем антонимами.

III.,,Закончи пословицу”. Цель и – проверить знание детьми пословиц. Я называю первую половину пословицы, а ученики – вторую:

(Слайд 11) Мы продолжаем с вами вспоминать пословицы. Перед вами начало пословицы, но нет конца. Ваша задача найти ее продолжение.

IV. Р.р. 1. Закончи предложение пословицей

(Слайд 12)                        

1) Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания, объясняли, что было непонятно. Правильно утверждает пословица: (,,Друзья познаются в беде”)

б) Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: (,,Нет друга, так ищи, а нашел, так береги”,  ,,Новых друзей наживай, а старых не теряй”.) Лучшие одежды - новые; лучшие друзья – старые (китайская пословица). Запишите пословицы в тетрадь.

2.  Составьте небольшой рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц

V. Обобщение.  Понравился ли вам урок?  Что для себя вы узнали нового, что повторили

Как вы объясните такую пословицу: ,,Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка”?

Рассказ о собирателе пословиц и поговорок В.И.Дале, экскурсия по выставке книг.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

VI. Домашнее задание. Подобрать русские и китайские пословицы о семье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословица - сохранившийся обломок древней философии. Аристотель Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах. Фрэнсис Бэкон Пословица - это большое содержание, выраженное в немногих словах. Томас Фуллер

Слайд 2

ПОСЛОВИЦЫ

Слайд 3

Пословица – это краткое изреченье, поученье в виде иносказанья или в виде житейского приговора. Пословица есть соль языка народной речи. Она не сочиняется, а рождается сама. Это ходячий ум народа. Пословица может переходить в поговорку или простой оборот речи.

Слайд 4

Тише едешь –дальше будешь. Спеши медленно.

Слайд 5

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Во всем деле надо трижды подумать.

Слайд 6

Маленький урожай лучше большого посева.

Слайд 7

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Усердным трудом всё получишь, а лениться будешь – всё потеряешь.

Слайд 8

Век живи, век учись. Знания бесконечны.

Слайд 9

Друг познаётся в беде. Хороший друг - это настоящий клад.

Слайд 10

Ученье – , а неученье – . свет тьма Антонимы – это слова, обозначающие противоположные понятия.

Слайд 11

Труд человека кормит, а лень портит. Кто много говорит, тот мало делает. Повторенье – мать ученья. Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает. Не спеши языком, торопись делом. Сделал дело – гуляй смело. Лучше горькая правда , чем сладкая ложь. Продолжи пословицу

Слайд 12

Закончи предложение пословицей Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания, объясняли, что было непонятно. Правильно утверждает пословица: ,,Друзья познаются в беде” Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: ,,Новых друзей наживай, а старых не теряй” Лучшие одежды - новые; лучшие друзья - старые.

Слайд 13

Составьте небольшой рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц. Тише едешь –дальше будешь. Спеши медленно. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Во всем деле надо трижды подумать. Маленький урожай лучше большого посева. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Век живи, век учись. Знания бесконечны.

Слайд 15

Домашнее задание Подобрать русские и английские пословицы о семье, о труде, о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...