Имя прилагательное как часть речи. Слова – волшебники
классный час по русскому языку (5 класс) на тему

Садриева Альбина Эльбертовна

 Цель урока:  1. повторить известные учащимся из начального звена сведения об имени прилагательном ; 2. сформировать представление о категориях прилагательного, о его роли в предложении; 3. воспитывать интерес к природе, любовь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki123.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное как часть речи. Слова – волшебники

Данные об авторе

 Автор(ы):  Садриева А.Э.

 Место работы, должность:  учитель

 Регион:  Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

 Уровень образования:  основное общее образование

 Целевая аудитория:  Учащийся (студент)

 Класс(ы):  5 класс

 Предмет(ы):  Русский язык

 Цель урока:  1. повторить известные учащимся из начального звена сведения об имени прилагательном ; 2. сформировать представление о категориях прилагательного, о его роли в предложении; 3. воспитывать интерес к природе, любовь.

 Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Учащихся в классе (аудитории):  25

 Краткое описание:  1.Учитель читает текст (спроектирован на экране)

- За окном март, мы все ждем тепла, солнца, весны. А что вы мне можете сказать о сегодняшней погоде? Посмотрите в окно. (солнечная, но ветреная; пасмурная, но не холодная)

Учитель: Итак, чтобы узнать или охарактеризовать предмет нам потребовалась особая часть речи – какая? (Прилагательное, слово – волшебник).

-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о волшебных словах, прилагательных.

Повторим изученное по этой теме в младших классах , расширим сведения о синтаксической роли прилагательных в предложениях

Запишем число ,тему урока.

2.Учитель: А что прилагательные действительно волшебное, убедимся, отгадав загадки, построенные на описании (устно)

-Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил на всю реку,

А пришла молода

Весь мост размела.

(Мороз и Весна)

-    Голубой платок,

красный колобок.

По платку катается,

Людям усмехается

(Небо и Солнце)

-Белая морковь                                              

Зимой растет

(Сосулька)

-  Была белая и седая,

Пришла зеленая, молодая.

(Зима и Весна)

- Что нам помогло разгадать загадки? (В них четко указанны признаки того предмета, который необходимо отгадать)

-К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание? (Прилагательное)

-Для чего же служат имена прилагательные в речи?

3. Учитель: Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем, как его задать, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчи по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Сценка

Правдин (экзаменующий): Дверь, например, какое имя : существительное или прилагательное ?

 Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Вот эта?

Митрофан: Эта? Прилагательна .

Правдин: Это почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон учулана шеста неделя стоит, так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан : И ведомо.

- И какое определение прилагательному дали бы вы ? (Имя прилагательное-это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какое?какая?чей?)

Итак, запишем в тетради вопросы, на которые отвечают прилагательные.

Но те, кто внимательно слушал сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то «приложена».

- К чему же «приложено», от каких слов зависит прилагательное? (Прилагательное прилагается к существительному, оно зависит от него.)

 

4.Упражнение 547. Прочитать выразительно стихотворение.

-Слова какой части речи помогают автору красиво описать березку?

Учитель: И опять мы убедились в волшебных свойствах прилагательного

-По цепочке объясните орфограммы - пропуски в словах.

- Выпишите из текста 3 словосочетания: прилагательное с определяемым словом. Слова какой части речи являются определяемыми словами? Определите род, падеж, число.

Итак, мы выяснили, что прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится, т.е. прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

-Какие признаки березы были указаны? (цвет, вид, принадлежность, состояние)

- Для более полной характеристики предметов используются разные признаки, это волшебные свойства прилагательных.

5.Запишем небольшой текст. Мы сегодня говорили о весне, о волшебстве, и если обобщить, мы говорили о природе. Продолжим наш разговор.

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш(?) св…сают длин… сосульки. Радо…но чирикают под ярк… солнцем воробьи. На лесных тропинках снег теперь колюч(?). Скоро покажутся на весен… проталинах первые гости: грачи, жаворонки.

Придет апрель. Апрель - самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.

- Выразительно прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чем?

- «По цепочке» объясним вставленные орфограммы.

- Объясните постановку знаков препинания в двух предложениях, осложненных однородными членами;

- Какими членами предложения являются прилагательные?

6.Итог урока. Итак, давайте повторим все, что мы с вами вспомнили о прилагательных?

Наш урок, посвященный словам-волшебникам закончен, но впереди нас ждет много интересного - старого и нового.

Дом. задание: упражнение 550 или

- составить словесный портрет друга, одноклассника, используя данные прилагательные: высокий, низкий, худой, полный, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, кареглазый, голубоглазый, хороший, верный, смелый, настоящий, веселый, хмурый, злой, добрый, приятный, неприятный, отзывчивый, приветливый.    

Пятнадцатое марта

Классная работа

Имя прилагательное как часть речи. Слова – волшебники

(Повторение изученного)

 

Цель:

1.     повторить известные учащимся из начального звена сведения об имени прилагательном;

2.     сформировать представление о категориях прилагательного, о его роли в предложении;

3.     воспитывать интерес к природе, любовь.

Загадки

1.Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил на всю реку,

А пришла молода

Весь мост размела.

       

 

 2.Голубой платок,

красный колобок.

По платку катается,

Людям усмехается

 

3.Белая морковь                                              

Зимой растет

 

 

4. Была белая и седая,

Пришла зеленая, молодая.

 

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш(?) св…сают длинн… сосульки. Радо…но чирикают под ярк… солнцем воробьи. На лесных тропинках снег теперь колюч(?). Скоро покажутся на весенн… проталинах первые гости: грачи, жаворонки.

Придет апрель. Апрель - самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.

 

Дом. задание: упражнение 550 или

- составить словесный портрет друга, одноклассника, используя данные прилагательные: высокий, низкий, худой, полный, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, кареглазый, голубоглазый, хороший, верный, смелый, настоящий, веселый, хмурый, злой, добрый, приятный, неприятный, отзывчивый, приветливый.  

У литературной карты Татарстана. Н.А.Дурова «Записки кавалерист-девицы».

Данные об авторе

 Автор(ы):  Садриева А.Э.

 Место работы, должность:  МБОУ-«СОШ №11», учитель

 Регион:  Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

 Уровень образования:  все уровни образования

 Целевая аудитория:  Учащийся (студент)

 Класс(ы):  9 класс

 Предмет(ы):  Литература

 Цель урока:  1) Дать представление о писателе Н.А.Дуровой и ее произведении «Записки кавалерист-девицы» ; о ее драматической судьбе 2)Формировать навыки анализа прозаического произведения 3)Развивать умение составлять связанное высказывание, навыки восприятия информации 4) Воспитывать любовь к Родине, к родной литературе, к истории народа.

 Тип урока:  Комбинированный урок

 Учащихся в классе (аудитории):  25

 Краткое описание:  Надежда Андреевна Дурова (1783-1866)- человек героической биографии, первая женщина- офицер. Жизнь ее отражена в ряде произведений в дореволюционной и советской литературы.

 Теория литературы: историческая повесть, автобиографическая повесть

1.Организационный момент.

 Надежда Андреевна Дурова (1783-1866)- человек героической биографии, первая женщина- офицер. Жизнь ее отражена в ряде произведений в дореволюционной и советской литературы. Считается, что Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой- героини пьесы Александра Гладкова «Давным-давно..»и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».Однако сам автор это опровергает.

Надежда Андреевна- женщина удивительной судьбы, героиня Отечественной войны 1812года, ординарец фельдмаршала М.И.Кутузова, одна из талантливых писательниц своего времени.

Ее жизненный путь был богат встречами с удивительными людьми той эпохи: первым поэтом России А.С.Пушкиным, литераторами В.Г.Белинским, В.А.Жуковским, А.А.Краевским; сам Александр 1 за доблесть и отвагу наградил ее Георгиевским крестом и повелел именоваться по своему имени- Александровым

2.Сообщения учащихся: (Приложение 1. Презентация)

1) «Детские годы Н.А.Дуровой». Настя

     Родилась 17 сентября 1783года. Ее отец- вятский дворянин Андрей Васильевич Дуров происходил из рода смоленско-полоцких шляхтичей Туровских.  Он владел в Сарапульском уезде деревенькой Вербовкой и командовал эскадроном в гусарском полку., был женат на дочери богатого помещика Надежде Ивановне Александрович, которая, убежав из дома, обвенчалась с ним тайно от родителей, за что была проклята отцом.

Два года молодые умоляли простить их, Единственной надеждой на прощение могло быть рождение у них сына, но родилась дочь Надежда, сразу вызвавшая нелюбовь матери. Во время похода, измученная криками ребенка, мать выбросила его из окна кареты. От  сильного удара у девочки пошла кровь изо рта и носа, но она осталась жива. Гусары подняли окровавленного ребенка и отдали подскакавшему отцу. С этого дня девочка была вверена попечению флангового гусара, который носил ее на руках.

Когда отец вышел в отставку, Надежда перешла из рук гусара к матери. Она восприняла военное воспитание- стреляла из лука, лазала по деревьям, не хотела сидеть в горнице и вязать. Она лихо выкрикивала кавалерийские команды, но не хотела вышивать и плести кружева. За испорченные рукоделия девочку больно били по рукам. Так возникло неодолимое стремление к  свободе, готовясь к которой Надежда поставила себе целью выучиться верховой езде, владению оружием и вступить на военную службу. В это время отец купил черкесского жеребца Алкида, которого подарил вместе с казачьим чекменем. Девочка употребила все силы, чтобы приучить к себе коня- ласкала, кормила сахаром и добилась своего: в скором времени неукротимый конь стал встречать ее ржанием, разрешал садиться на него и мчаться галопом.

 Отец Андрей Васильевич очень любил свою старшую дочь. Он поощрял ее мальчишеские увлечения, занимался образованием дочери, обучил ее грамоте, привил любовь к литературе, обучил французскому языку.

Целыми днями мать заставляла дочерей рукодельничать, но по ночам Надя бежала в конюшню, садилась на Алкида и скакала по полям до рассвета.

Когда это раскрылось, мать решила избавиться от непокорной дочери и отвезти ее к старой бабке Алексадрович. Девушку отвезли в имение Великая Круча у реки Удай, близ города Пирятина Полтавской губернии. Здесь она получила относительную свободу.

«Я решила,- говорит она,- хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божием». Эти слова отражают мировоззрение будущей героини, нашедшей в себе силы вырваться из-под опеки семьи. Но это она сделала позже.

Презентация: 1слайд: Генеологическое древо Дуровых

                           2слайд: Фрагмент экспозиции, рассказывающий о детстве (рукоделие, шарманка)

 

2) Побег из дома. Служба в уланском полку.

В начале 19 столетия в рядах русских войск, сражавшихся в Пруссии, появилась загадочная личность- кавалерист- девица, русская амазонка, выступавшая под мужским именем Александров.

Необычайностью этого «происшествия в России» долгое время волновало не только армию, но и все слои общества. Но истинный смысл его был не в  романтической  загадке, а в том патриотическом подвиге, который впоследствии стал примером любви к своему Отечеству.  

15 сентября 1806года казачий полк из Сарапула выступил в поход с тем, чтобы в 50верстах от города остановиться на дневку. Надежда решила догнать полк на стоянке.

В день своих именин, 17сентября, Надежда обрезала волосы, надела казакин и шапку с красным верхом. Чтобы запутать  следы, она сбежала к Каме и оставила на берегу свое женское платье. Через несколько минут она скакала в неизвестность, радуясь освобождению.

«Итак, я на воле! Свободна, независима! Я взяла мне принадлежащее, мою свободу, свободу! Драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку! Я умела взять ее, охранить от всех притязаний на будущее время, и отныне до могилы она будет уделом  моим и наградою»

Это было не женской прихотью или любопытством к неизвестному. Дурова горела желанием послужить отечеству.

Нагнав отряд, назвалась Александром Соколовым, сыном помещика. Казаки тепло приняли юношу, назвав его «камским найденышем». Она получила позволение следовать с казаками.

Участвовала в битвах при битвах под Гутштадтом, Гельсберге, Фридланде- всюду обнаружила храбрость. За спасении раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в офицеры с переводом в Мариупольский гусарский полк(слайд- Знак отличия Военного ордена 3й степени)

Патриотизм Дуровой выразился ярко в ее самоотверженном служении родине, презрении к опасности, в величии ее духа. «Священный долг к отечеству,- говорит она,- заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расстаться с жизнью». Философия ее была простой, высокой и мужественной: «Неустрашимость есть первое и необходимое качество воина; с неустрашимостью неразлучно величие души, и, при присоединении этих двух великих достоинств, нет места порокам или низким страстям».

Выдало ее письмо отцу, написанное перед сражением, в котором она просила прощения за причиненную боль. Это письмо живший в столице дядя показал знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице  дошел до Александра. Ее лишили оружия и свободы передвижения и отправили в Санкт-Петербург.

Александр 1 Павлович, император, пораженный желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии и носить фамилию Александров.

Слайды: Конская  упряжь

                 Экспозиция музея(1й этаж)

                 Гусарская форма: одежда, оружие

                  Каретник

 

3) Участие в войне 1812 года .  

В 1811 году корнет Александров- поручик Литовского уланского полка. В рядах этого полка Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года

Французская армия под командование Наполеона Бонапарта, захватив многие страны Европы, подошла к границам России. Многие молодые люди мечтали бить Бонапарта, встать на защиту Отечества.

Александров участвует в боях под Миром, Романовом, Дашковкой, в конной атаке под Смоленском, в Бородинском сражении. После оставления и пожара Москвы становится ординарцем главнокомандующего фельдмаршала М.И.Кутузова.

В день Бородинского сражения Литовский уланский полк защищал Семеновские флеши. Служба ординарца  предусматривала своевременную доставку приказов, донесений и распоряжений главного штаба до командующих полками по всему фронту, оставаясь целый день в седле.

Вот как описывает события этих дней Н.А.Дурова:

«24 августа. На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул ее несся, катился и переливался по всему пространству, занятому войском нашим… Еще не совсем замолк гул пушечного выстрела, как все уже было на ногах! Французы идут к нам густыми колоннами. Все поле почернело, закрывшись несметным их множеством.

26августа. Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий. Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали и , как град, осыпали нас, не обращали на себя ничьего внимания; даже и тех, кого ранили, и они не слыхали их: до них ли было нам!...Эскадрон наш ходил несколько раз в атаку..»

Ярким примером патриотизма российских воинов стало Бородинское сражение. Герои Бородина- это простые солдаты и крестьяне( участники партизанского движения), младшие офицеры и выдающиеся полководцы.

«Жаль смотреть, как стонут и ползают раненые по так называемому полю чести!..Высокое чувство чести, героизм, приверженность государю, священный долг к отечеству заставляют образованного человека бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расстаться с жизнью…»- так размышляла Надежда Дурова, которая сама во время этого сражения оказалась рядом со смертью; эскадрон попал под обстрел неприятельской артиллерии, и граната упала рядом с кавалерист-девицей. Ее конь Алкид спас себя и свою хозяйку.

     Слайды: Отечественная война 1812г., портрет Кутузова

 

4) Отставка Александрова. Переезд в Елабугу. Знакомство с А.С.Пушкиным.

В 1816году, уступив просьбам отца, она вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом. Сначала жила в Сарапуле. Ходила постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как женщине.

Жить в глухой провинции Дуровой было невмоготу, она перебралась в город побольше- Елабугу, где и прошли ее мирные годы до самой смерти в 1866году. В Елабуге у Надежды Андреевны открылся писательский талант. Взяв за основу свои армейский дневник, она написала мемуары, которые с восторгом воспринял А.С.Пушкин и начал публиковать в своем «Современнике».

Деятельность Н.А.Дуровой как писательницы тем более удивительна, что она никогда нигде не училась. Однако оставленное ею литературное наследство выдает в ней подлинного мастера, вызывавшего восхищение не только читателей, но и корифеев литературы- А.С.Пушкина, В.Г.Белинского

Знакомство А.С.Пушкина с творчеством Дуровой произошло

 благодаря ее брату, Василию Андреевичу Дурову, предложившему издать сестрины «Записки». Судьба автора показалась Пушкину так любопытна и таинственна, что разрешение загадки «кавалерист-девицы», по его мнению, должно было произвести сильное впечатление». Он согласился купить рукопись, в предисловии к этим запискам написал: «С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным».

Ее произведения печатались в «Современнике», в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки»и др. Названное имя автора «Записок» встревожило Дурову, и она просит издать книгу под псевдонимом «Русской амазонки, известной под именем Александрова. Пушкин оказался первым, кто раскрыл русским людям полное имя и тайну корнета Александрова.

Дурова относилась к Пушкину с чувством глубокого преклонения перед его талантом, в чем выразилась ее большая художественная культура.

Неодолимое желание привлечь на свои произведения «сияние его имени» владеют ею. «Я только это и имел в виду,- пишет она в своих записках,- чтобы отдать их на суд и под покровительство таланту, которому не знаю равного». И сияние имени Пушкина озарило «Записки» Дуровой. Литературное достоинство их было , по мнению В.Г.Белинского, так велико, что некоторые приняли их за мистификацию со стороны Пушкина. В числе их был и сам Белинский. «Если это мистификация, - писал он, - то признаемся, очень мастерская; если подлинные записки, то занимательные и увлекательные до невероятности».

Это были подлинные записки, и читались с увлечением. Главный интерес в них представляла незаурядная личность автора. «Боже мой,- писал Белинский, - что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира- героиня этих записок, с ее юношескою проказливостью, рыцарским духом, отвращением к женскому платью и женским занятиям, с ее глубоким поэтическим чувством, с ее грустным, тоскливым порыванием на раздолье военной жизни из-под тяжкой опеки доброй, но не понимавшей ее матери!»

В каждом слове видны восхищение и преклонение перед величием любимой родины. Но эта любовь не созерцательная, а полная решимости действия. Своеобразным итогом звучат слова автора «Записок»:»Какая жизнь, какая полная, радостная, деятельная жизнь!... Каждый день я живу, я чувствую, что живу…»

Заслуга «Записок» Дуровой в том, что показали те патриотические настроения и тот национальный общественный подъем, которые в дальнейшем определили идеологию декабристов. Такова эта книга Н.Дуровой, замечательный человеческий документ, интереснейшее явление в литературе тридцатых годов 19 века.

Одна из главных тем ее произведений- раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины. Ее произведения выходили в свет и отдельными изданиями. Известные литераторы и критики :(названные выше Пушкин, Белинский) Краевский, Жуковский высоко оценили литературный талант Надежды Дуровой, и она заняла достойное место среди писателей 19 века.

     Слайд(перечень произведений):

    1» Кавалерист-девица. Происшествие в России». Спб 1836г.

    2 «Записки Александрова(Дуровой)». Добавление к «Девице-кавалерист» Спб.1839г.

    3 «Нурмека. Происшествие в царствование Ивана Грозного после покорения Казани». Спб, 1839. (Повесть)

    4» Серный ключ». Спб., 1839. В сборнике «Сто русских литераторов», т.1(повесть)

    5 «Павильон».- «Отечественные записки», 1839,№ 2

    6 «Игра судьбы, или Противозаконная любовь».( Рассказ)

    7 «Клад». Спб., 1840 (Повесть)

    8 «Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения»

    9 «Угол». Спб,1840 (Повесть)

  10» Гудишки». Спб.,1839 (Роман)

  11 «Граф Маврицкий». «Библиотека для чтения», (Рассказ)

  12 «Автобиография»

 13 «Ярчук собака-духовидец» , Спб., 1840(Повесть)

14  «Два слова из житейного словаря: 1 Балл.2 Воспоминания (Рассказы)

 

 

Слайды: Первое издание «Записок». Титульный лист

                 Книга «Сто русских литераторов», 1859г.

                 Записки Александрова (Дурова)

                  Письменный стол, письменный набор

                  Книги, изданные под именем Александрова

                  Портрет Н.А.Дуровой

-Что заставило молодую девушку из уважаемой семьи дворянской оставить отеческий дом, отречься от своего пола и явиться на поле сражений…

 

3.Слово учителя. Смерть Н.А.Дуровой.

Елабуге повезло с известными людьми. Несомненно, одной из таких людей является кавалерист- девица Н.А.Дурова. С городом связаны более 30 лет ее жизни. Город стал ее литературной родиной. Здесь были написаны «Записки…» Здесь она обрела покой.

Жила она в маленьком домике, совершенно одинокая, если не считать четвероногих друзей. Но это были уже не строевые лошади, а собаки или кошки. Любовь к животным всегда была в роду Дуровых. Вероятно, знаменитые дрессировщики народные артисты Владимир Леонидович и Анатолий Леонидович Дуровы унаследовали ее от своей знаменитой прабабки

Все жители Елабуги знали стареющую женщину- воина и шли к ней за советом, с просьбами и нуждами. Она принимала живое участие в каждом человеке и ходатайствовала за всех. Если дело зависело от городничего- она обращалась с записками к нему, если необходимо было обратиться к самому царю- она писала прошения « на высочайшее имя».

Н.А.Дурова умерла 21 марта 1866года, на 83-м году жизни. Похоронили ее на Троицком кладбище Елабуги(ныне Республики Татарстан), с воинскими почестями. В документе о траурной церемонии, где она и после смерти названа Александровым, говорится: «приказ по 8 резервному пехотному батальону от23 марта 1866года, №82. Завтрашнего числа, по случаю предания земле тела умершего отставного штабс-ротмистра Литовского уланского полка А.Александрова, назначается сборная команда по 10 человек из роты и 2 унтер-офицера; с ружьями и в амуниции, под командой капитана Панкратьева; кроме того, по 2 унтер-офицера из рот для несения гроба. Для несения же ордена Георгия назначается подпоручик Казанский. Вынос из квартиры будет в 9 часов утра, а также быть хору музыкантов. Командир батальона подполковник Семенов».

В 1901году на могиле Дуровой поставили памятник ,на котором написано: «Надежда Андреевна Дурова, по велению императора Александра- корнет Александров, Кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783году. Скончалась в 1866году. Мир ее праху! Вечная память в назидание потомству ее доблестной душе!»

Единственный в России музей- усадьба Н.А.Дуровой находится в Елабуге.

    Слайды:  Музей-усадьба

                     Мемориальная доска

                     Беседка, амбар, баня

                     Могила Н.А.Дуровой

                     Кладбище, где захоронена

 

Домашнее задание:1) Письменный ответ на вопрос: «Что значит любить Родину..»

                                     2)Создать рекламный ролик -презентацию на повесть Н.А.Дуровой «Записки кавалерист-девицы»  - на выбор.

«Не напрасно посетил эту сторону…» А.С.Пушкин. Поэты Татарстана об А.С.Пушкине. Пушкин в Татарстане.

Данные об авторе

 Автор(ы):  Садриева А.Э.

 Место работы, должность:  МОУ-СОШ №11, учитель

 Регион:  Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

 Уровень образования:  все уровни образования

 Целевая аудитория:  Учащийся (студент)

 Класс(ы):  9 класс

 Предмет(ы):  Литература

 Цель урока:  Цель - образовательная: познакомить учащихся с информацией о пребывании А.С.Пушкина в нашем крае, в Республике Татарстане; познакомить с высказываниями различных писателей о А.С.Пушкине и его творчестве, со стихами татарских поэтов, посвященных гению русской поэзии; - воспитательная: прививать любовь к родному языку, к малой родине, гордость за нее, патриотизм; Развивающая: развивать выразительную, образную устную речь учащихся, творческие способности.

 Учащихся в классе (аудитории):  25

 Краткое описание:  Оборудование: 1)Портрет А.С.Пушкина 2)Портреты его друзей в Казани: Боратынского, семьи Фукса 3)Портреты Г.Тукая, М.Цветаевой 4) Слайды

Солнце—одно, но по-разному отражается оно в разных

каплях росы и дождя. По-разному титанический образ

Пушкина воспринимается каждой душой, каждой лично-

стью. И как из миллиардов преломленных каплями сол-

нечных лучей на небе слагается радуга, так можно

думать, общечеловеческое представление о величай-

шем наших гениев образует в веках многоцветный и

и прекрасный образ его.   Л.Н.Успенский        

 Слово учителя  . Красив и могуч наш край, богат и щедр. У подножия холма, на котором стоит Казанский кремль, сливаются две реки—Казанка впадает в Волгу. Здесь встречаются не только реки. Не один век на земле Татарстана соседствуют множество разных культур- русская, татарская, чувашская и другие.

Давайте сегодня дадим слово поэтам, жившим и творившим в Татарстане, подумаем, что волнует каждого из них в творчестве и личности Пушкина? Само имя Пушкин»- это целая тема. Неслучайно, что некоторые стихотворения так и называются, хотя у некоторых нет названия , тему определяем легко- это о Пушкине.

А.С.Пушкина в Татарстане любят, наверное не меньше, чем где-либо еще. Знаменателен и тот факт, что город Казань был посещен А.С.Пушкиным при работе над известными произведениями: «История Пугачева», «Капитанская дочка».

Великий русский поэт посетил наш край в сентябре 1833года. В период работы он много ездил по местам исторических событий, беседовал с очевидцами событий, крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Индивидуальное сообщение ученика: А.С.Пушкин в Казани ( с презентацией слайдов мест, посещенных поэтом; использованы материалы ст. «Казань, знаменитые люди», Казань, изд. «Заман», 2003)

Высказывания писателей о Пушкине:

Пушкин - наше все. (Аполлон Григорьев)

Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа .(Н.В.Гоголь)

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. (Н.В.Гоголь)

Гигант Пушкин- величайшая гордость наша. (М.Горький)

4.В Татарстане к А.С.Пушкину всегда относились с большим уважением и трепетной любовью. Дни, проведенные в Казани, как бы приблизили этого титана духа к нашей повседневной жизни, связали дыхание таких разных эпох. Огромную притягательную силу пушкинского слова, влияние его таланта на собственное творчество отметил в свое время Габдулла Тукай.   Если Лермонтов и Пушкин

                                Каждый солнце в небесах,

                                      Я луною светлой буду,

                                      Их лучи в моих стихах.

Пушкин…Тукай…Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.

Пройдут годы, к ним будут возвращаться. Почему? Потому что они отражают национальный дух своего народа. Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь.

Если говорить о писателях, которые мало прожив, успели многое, то одним из них, несомненно, является Пушкин, другой- Тукай.

5.Сообщение о творчестве Г.Тукая (ученик)

6. Чтение стихотворений о Пушкине (подготовленные ученики):

1) «Пушкину»( в переводе С.Ботвиннина);

-- Что волнует поэта в имени Пушкина?

2)переводы А.С.Пушкина Г.Тукаем: «Кого ж любить»(отрывок из 4 гл. «Евгения Онегина»), «Узник»

7. Слово учителя.

Тукай высоко ценил долг поэта(как А.С.Пушкин), который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с нее. И для него до конца творчества самыми яркими путеводными звездами останутся имена русских поэтов

  Пушкин, Лермонтов- два солнца- высоко вознесены.

Я ж свет отражаю, наподобие луны.

Пушкин, ты неподражаем, в повторенье толку нет.

Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?

И Жуковский - мой учитель…Я поднялся в вышину.

Эй, завистник, пес голодный, что ж ты лаешь на луну!

  (Г.Тукай «Отрывок», перевод В.Ганиева)

Излюбленный эпитет Тукая при обращении к гению русской поэзии «хазрати Пушкин», т.е. его высочество.

Наша республика интернациональная. Вот еще одно узнаваемое имя в России—Марина Цветаева, но вместе с тем – и татарское имя, вошедшее в историю нашего края, знакомое и чтимое в республике.

Она жила в Елабуге, где и была захоронена после смерти.

Чтение стихотворений М.Цветаевой : «Встреча с Пушкиным», «Нет, не бил барабан» ( подготовленные ученики)

--Какие чувства вызывают эти стихотворения? Почему?

Пушкин никогда не уходил из литературы, всегда оставался Солнцем, мерилом ее красоты. К совершенству Пушкина стремились и стремятся многие поэты.

Закончить урок хочется стихотворением Анатолия Передреева «Дни Пушкина»

-Почему стихотворение так называется? О чем оно заставляет задуматься ? Каким названо имя Пушкина ? Почему?

*Это светлое имя. В наше время мы томимы «духовной жаждою». В бездуховное время России мы должны обращаться к самому духовному имени – Пушкин.

Итак, что видел в Пушкине каждый поэт? Что в имени Пушкина для каждого из нас?

-Подберите эпитеты, которые могут быть соотнесены с именем А.С.Пушкина (духовное, светлое, мудрое и т.д)

Пушкин входит в нашу жизнь с детства, а мы приходим к Пушкину, став взрослее. В нем неиссякаемый свет, вера в добро.

Домашнее задание: выучить одно из прозвучавших на уроке стихотворений о Пушкине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....