Причастный оборот и знаки препинания при нем
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Сабанцева Ольга Анатольевна

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Причастный оборот и знаки препинания при нем». Закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота знаками препинания, формирование умений находить причастный оборот в предложении; определение роли причастного оборота в предложении,  развитие видов речевой деятельности (говорение, слушание, письмо); воспитывать эстетическое отношение к природе, слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnyy_oborot.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Причастный оборот и знаки препинания при нем»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы, используемые на уроке:

  • метод проблемного обучения;
  • метод дифференцированного обучения;
  • задания творческого характера (составление предложений);
  • метод взаимо- и самоконтроля;
  • самостоятельная работа (работа по карточкам);

Цель урока: Закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.

Задачи урока:

  • образовательные: уметь находить причастный оборот в

предложении; уточнить роль причастного оборота в предложении;

  • развивающие: развивать виды речевой деятельности

(говорение, слушание, письмо).

  • воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к

природе, слову.

Оборудование: доска, карточки, листы для самоконтроля, проектор.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Этап  проверки домашнего задания.

3. Актуализация знаний

4. Этап изучения  нового материала.

5.Этап закрепления материала

6. Рефлексия урока.

7. Домашнее задание.

                                      ХОД УРОКА:

1.Орг. момент. Тема (сформулируем позже).

2. Этап  проверки домашнего задания.

1.Проверка домашнего задания  

1. Работа у доски по карточкам (Словарный диктант) (5 минут).

Два человека выходят к доске и пишут разными мелками, оценивая работу партнера.

Учитель: Напоминаю, 1 вариант работает ручкой, 2 – карандашом.

Колонна, палисадник, гирлянда, калитка, пакет, паром, силуэт, поразить, акварель, аквариум, акваланг, присутствовать, отразить, претензия, прекратить, дистанция, картина, галерея, впечатление.

3.Морфемный анализ: запылала, побежала, наливается, зажглась, бледнеет, синеет.

4.Вычеркни лишнее:

1)смеющийся, смеявшийся, смеясь, рассмеявшийся;

2)Рассчитывавший, бушующий, величайший,

3)распечатанный, торжественный, отправленный;

5.Придумать  все возможные формы причастия к словам:

Поток (шумный); на небосводе (синем); на горизонте (темном); кувшинку (желтую);  лесом (зеленым);  туманом (белым); шиповник (колючий);  малина (спелая)

3. Актуализация знаний.

Работа по тексту.

        Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждёт. Нужно торопиться, чтобы исполнить всё задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей прелести юности и счастья и мысленно видел бегущую перед ним девушку с зелёными сияющими глазами. Григ играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, снег, слетевший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Алгоритм работы с текстом.

- Прочитайте текст.

- Озаглавьте, исходя из основной мысли.

- Определите стиль речи.

- Найдите причастия. Докажите, что это причастия.

(Морфемный разбор двух причастий – 2 чел.) 

 - Причастие или причастный оборот? Почему?

- Найдите определяемое и зависимое слова.

- Определите место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

- А теперь давайте поменяем местами причастный оборот с определяемым словом. Запишите предложения. (У доски 2 уч.).

- Прочитаем выразительно, что получилось.(1-й и 2-й вариант).

- Что изменилось в интонации? (Паузы). А в письменной речи - это запятые.

- Давайте расставим запятые.

-От чего зависят знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

Сделаем выводы: Таким образом, знаки препинания зависят от положения определяемого слова по отношению к причастному обороту.

4. Этап изучения  нового материала.

1.Работа с учебником.

- А давайте теперь найдем параграф в учебнике.

- Что говорится о постановке знаков препинания при причастном обороте?

- Обратите внимание, как схематично изображаются предложения с причастными оборотами. Постройте схему.

- А теперь смогли бы вы сформулировать тему урока?

Цель нашего урока: познакомиться с условиями постановки знаков препинания при причастном обороте.

- Давайте потренируемся, все ли вам понятно? Посмотрим на интонацию, на знаки препинания.

2.Анализ предложений. (Слайд №6).

На доске: (В этих предложениях причастный оборот по отношению к определяемому слову занимает разное положение. Запишем в тетрадь. Два ученика работают у доски, переставляя положение причастного оборота по отношению к главному слову. Третий ученик выполняет синтаксический разбор третьего предложения.)

1)Пестревшие разноцветными головками густые травы шевелил легкий ветер.

2)Лёгкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными головками.

3)Густые травы, пестревшие разноцветными головками, шевелил легкий ветер.

Почему человек изобрел причастный оборот в речи?

Проведем еще одно исследование, на примере упражнения 631. Прочитаем 1-е предложение. Перестроим его, заменив причастным оборотом.

-Что изменилось?

Вывод: Причастные обороты делают предложение более выразительным.

5.Этап закрепления материала

Дифференцированная  работа. 

Итак, а сейчас мы проведем творческую работу.

Используя словосочетания, составьте либо предложения с причастными оборотами, либо текст-миниатюру. Не забывайте о знаках препинания!

Запись на доске.

Набегающие на берег рассыпающиеся тысячами брызг

Разбивающиеся о скалы вздымающиеся к небу

Сверкающие на солнце мчащие свои воды

Бьющиеся о берег ударяющиеся с грохотом

Встающие на дыбы

Проверка.

- Прочитайте полученные тексты.

- Какие трудности вы испытали при выполнении задания?

- Нужно ли продолжить работу с причастными оборотами на следующем уроке?

6. Рефлексия урока.

 -Что нового узнали?

 -Чему научились?

-Для чего нужны в речи причастные обороты?

-Когда мы их выделяем запятыми?

10 Домашнее задание.

§14; Упр.88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного обор...

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. 7 класс

Знать опознавательные признаки причастного оборотаУметь видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом...