Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ядров Денис Сергеевич

обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_i_znak.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Гулькевичский район с. Отрадо-Кубанское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 имени  Героя Советского Союза

Михалько Василия Пимоновича

с. Отрадо-Кубанского муниципального образования Гулькевичский район

Краснодарского края

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Класс: 5 «А»

Выполнила:

учитель русского языка

 и литературы

МБОУ СОШ №15

им.В.П.Михалько

Мочалова Е.В.

2016год

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь.

Задачи:

1.Предметные

- познакомить обучающихся с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь».

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы.

- развивать орфографическую зоркость

2. Метапредметные

- формировать умение находить информацию в тексте

- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.

- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.

3. Личностные

- устанавливать коммуникативные связи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать условия выбора правописания разделительных Ъ и Ь».

Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой.

Личностные: 

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

-Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли .

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Ход урока.

1.  Организационный  момент.         

2. Актуализация знаний.     

Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).

Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их      

Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.

Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную).

Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)

Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш…

Какую роль выполняет Ь?

Проверка индивидуальной работы.

3. Основная часть урока.

1.В нашем классе есть две ученицы – Ольга и Софья. Каждая из двух девочек утверждает, что в её имени пишется разделительный ь знак. Так ли это?

 Что поможет это доказать?  Ольга, Софья. Сравнивается транскрипция написания этих слов.

(В одном слове появляется  звук [й], который разделяет согласный глухой [ф] от гласного, нет слияния)

 [Ол’га ]   - обозначает мяг. согл. зв.

 [Соф’й’а ]– разделительный ъ знак.

 

2. Создание проблемной ситуации.

Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.

 Предъявление  ученикам противоречивых мнений .

 На доске – запись:

 Не за то волка [б’ й у т], что сер, а за то, что овцу [с’ й э л].

 – Как вы понимаете эту пословицу?

 – Почему два слова записаны в транскрипции? (Есть звук [й] – «сигнал опасности»: надо подумать, что писать).

 – Спишите пословицу в тетрадь, заменив транскрипционную запись буквенной.

 Возникает затруднение – дети спрашивают, какую букву писать.

3. Актуализация проблемы.

 – Почему у вас возник этот вопрос?

 («Работа» у букв Ь и Ъ одинаковая – предупредить о наличии звука [й], а перед Ю и Е может быть написана любая из этих букв).

 Действительно:

 Оба знака хороши,

 Достойны оба чести,

 Ведь стоят у нас они

 В очень нужном месте.

4. Поиск решения.

 У меня есть два варианта разрешения данной ситуации:

 1. Я просто скажу вам, что писать.

 2. Вы попробуете сами разрешить эту проблему. (Дети выбирают 2-й вариант).

 В результате наблюдения за двумя группами слов

 Съехал    Вьюга

 Отъехал   Колья

 Въехал    Ульи

 Подъехал   Варенье

 дети легко находят объяснения Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.В конце делается общий вывод по теме и записывается алгоритм правила.

   После приставки на согласную перед буквами е, е, ю, я пишется  разделительный Ъ знак. А в середине слов перед буквами е, е, ю, Я, И. пишется разделительный Ь знак.

( запись алгоритма в тетради для правил).

5. Физкультминутка.

Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.      

Здоровьесберегающий подход  (Выполняют сидя.)

  6. Применение нового.

1. Образуйте новые слова с корнем езд, используя  только приставки и запишите  их в тетрадь.

По-,  под-, в-, от-, про-, об-, раз -пере-.

2.Приготовьте сигнальные  карточки.

 Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.

 Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.

 

3. Запишите словосочетания в 2 колонки.

 с разделительным Ь               с разделительным Ъ

в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать  лист_я,  сер_ёзная опасность, л_ётся дождь,  раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.

 

4. Вставьте пропущенные  буквы.

 С_ёмка, варен_е, дерев_я,  олад_и, коп-ё, об_едем,лист_я, ноч_ю, руч_и,  вз_ерошенные, с_ехал.

5. Это интересно! Из истории языка.

Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 1917-1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

6. Собери пословицы. 

 Вставь пропущенные буквы.

I. Учен.._е свет,                                      II. надо в воду лезть.

   Чтобы рыбку с..есть                              ядра не с..ешь,

   Не рзгрызёшь ореха                              а не ученье тьма.

7. Развитие орфографической зоркости.

  В подезде я увидел взерошенного котёнка.  Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой.

Назовите слова, в которых допущена ошибка.

8. Письмо с комментированием. Упр. 84   Взаимопроверка.

7. Итоговая беседа.  

Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

Сформулируйте правило употребления разделительных Ъ и Ь.

8. Домашнее задание: п.17, упр.87

9.  Рефлексия.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • У меня получилось…

10. Использованная литература.

1.Разумовская М. М. и др. Русский язык: учебник для 5 кл. для общеобр. учрежд. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 368 с. 

2.Поурочные разработки по русскому языку.5 класс.-М.: ВАКО, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...