Кружок "Речевая культура"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Настагунина Любовь Васильевна

В школе для детей с проблемами в интеллектуальном развитии разной степени выраженности (умственной отсталостью) проблема обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе, является главной. Одной из составных этой проблемы специалисты считают формирование языковой культуры обучающихся. Задача формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся особенно сложна и ответственна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_kruzhka_plan.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

занятия

Цели занятия

Программное

содержание

Практическая

работа

1. Вводное занятие.  

(1 ч.)

– Корригировать операции анализа и синтеза на основе работы с шифрограммой;

– познакомить с задачами курса, показать роль языка в жизни людей, обратить внимание на богатство русского языка;

– воспитывать интерес к родному языку.

Язык в жизни людей. Русский язык

Чтение и анализ рассказа А. Дорохова «Ух, и здорово».

Определение значения слова «язык» в пословицах и предложениях.

Анализ высказываний великих людей о русском языке

Наша речь

(1 ч.)

– Корригировать внимание на основе группировки слов с одинаковым количеством слогов;

– выявить уровень речевого развития учащихся;

– воспитывать стремление к обогащению собственной речи

Анкета «Мы изучаем собственную речь»

Коллективный анализ анкет

Речь и этикет.

(2 ч)

– Корригировать восприятие на основе  составления слова из букв, пропущенных в данных словах;

– дать понятие о речевом этикете, обогащать речь словами и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, отрабатывать речевые умения в различных ситуациях;

– воспитывать культуру речи

Речевой этикет. Универсальные средства коммуникативной деятельности.

Социальное общение в различных ситуациях. Вербальные и невербальные формы этикета.

Выразительное чтение и анализ басни И. А. Крылова «Кукушка и петух», стихотворения О. Дриза «Добрые слова».

Подбор пословиц и поговорок, связанных с речевой деятельностью.

Построение моделей межличностных отношений.

Чтение этикетных диалогов из литературных произведений.

Составление вариантов обращения, извинения, прощания, приветствия и т. д.

Просодика речи. (2 ч)

– Корригировать внимание на основе выделения повторяющегося слога в «тройках» слов;  

– отрабатывать четкость и эмоциональную выразительность речи, закреплять интонационные средства выразительности;

– воспитывать желание сделать свою речь эмоциональной и интонационно окрашенной

Логическое ударение.

Пауза. Тон.

Темп речи.

Ритм

Упражнения на развитие интонационной стороны речи.

Игры на выделение пауз.

Анализ текста.

Игра «Испорченный магнитофон».

Нормы ударения в литературном языке и правильная речь. (2 ч)

– Корригировать логическое мышление на основе выделения «лишнего» слова из группы слов;

– дать понятие о характерных особенностях ударения в русском языке, упражнять в правильном ударении   и произношении;

– воспитывать мотивацию к сознательному усвоению правил произношения

Разноместность и подвижность ударения.

Слова с подвижным ударением

Чтение лингвистической сказки «Волшебник Ударение».

Драматизация миниатюры «Ударение».

Упражнения на постановку ударения в словах-парах, имеющих одинаковое написание и объяснение разницы в значениях слов.

Разгадывание шарад.

Упражнения на правильное произношение и ударение в словах

Коммуникативная целесообразность речи. (2 ч)

– Корригировать зрительную память на основе запоминания ряда слов;

– дать понятие о коммуникативной целесообразности речи, упражнять в подборе точных и выразительных слов, уместном употреблении фразеологизмов;

– воспитывать мотивацию к широкому использованию языковых средств в речи

Точность, богатство, выразительность речи.

Фразеологизмы в речи

Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Родной язык».

Литературное редактирование предложений.

Упражнения в замене фразеологических оборотов словами-синонимами.

Работа с фразеологическим словарём

Правильная речь и грамматика литературного языка.

(6 ч)

– Корригировать вербальную память на основе запоминания ряда слов;

– уточнять, обогащать речь именами существи-

тельными на основе работы с синонимами, антонимами, многозначными словами;

– обучать правильному образованию однокоренных существительных, обозначающих одушевлённые предметы, и правильному формообразованию множественного числа именительного и родительного падежей;

– воспитывать мотивацию к сознательному усвоению норм русского языка

Имя существительное.

(1 ч)

Выделение имён существительных из текста. Подбор синонимов, антонимов.

Работа над многозначными существительными. Игра «Кто где живёт».

Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа.

Подбор родовых пар

(например: ткачиха – ткач, балерина  ?)

– Корригировать зрительную память на основе нахождения различий в двух картинках;

– показать роль имени прилагательного в речи, учить правильно понимать и точно использовать имена прилагательные в речи, работать над нормами согласования имён прилагательных с именами существительными;

– воспитывать мотивацию к использованию имён прилагательных в речи

Имя прилагательное.

(1 ч)

Наблюдения над ролью имён прилагательных в текстах.

Упражнения в согласовании имени прилагательного с именем существительным.

Работа с прилагательными, употребляемыми в переносном значении.

Игра «Кто больше?».

Составление коротких описаний

– Корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе классификации;

– упражнять в правильном формообразовании личных местоимений и правильном использовании местоимений в речи;

– воспитывать мотивацию к сознательному усвоению правил и законов языка

Личные местоимения.

(1 ч)

Упражнения в употреблении местоимений.

Решение лингвистических задач.

Литературное редактирование

– Корригировать процессы анализа и синтеза на основе составления слов из букв данного слова;

– показать роль глаголов в речи, уточнять, обогащать,

активизировать словарь учащихся, развивать монологическую форму речи;

– воспитывать мотивацию к овладению нормами литературного языка

Глагол. (1 ч)

Как работают глаголы в речи.

Трудные случаи употребления в речи
(
одеть – надеть, класть – положить)

Упражнения в глагольном формообразовании.

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными.

Упражнения в постановке ударения в глаголах.

Дополнение глаголами рассказов динамического содержания.

Литературное редактирование

– Корригировать процессы мышления на основе заполнения недостающих букв в словах;

– обогащать речь детей наречиями;

– воспитывать мотивацию к сознательному обогащению языка

Наречие.

(1 ч)

Значение наречий в речи

Наблюдения над лексическим значением наречий.

Упражнения в подборе синонимов, антонимов, омонимов, постановке ударения в наречиях.

Решение лингвистических задач.

Составление кратких описаний

– Корригировать вербальную память на основе запоминания пар синонимов;

– показать роль числительного в речи, упражнять в склонении имён числительных, в согласовании их с именами существительными;

– воспитывать мотивацию к овладению нормами литературного языка

Имя числительное. (1ч)

Роль имени числительного в речи.

Трудные случаи употребления имён числительных
(
два, оба, полтора)

Упражнения в согласовании имён числительных с именами существительными.

Упражнения в изменении числительных

(два, оба, полтора)

по родам и падежам.

Наблюдения над употреблением имён числительных в текстах, пословицах и поговорках

Чистота речи.

 (1 ч)

– Корригировать восприятие на основе работы с таблицей, содержащей изображения животных;

– учить пользоваться «Толковым словарём» с целью уточнения собственного словаря;

– формировать умение избегать в речи употребление слов-сорняков;

– воспитывать культуру речи

Толковые словари.

Вредные словесные привычки

Анализ словарных статей.

Чтение и анализ статьи

Л. Успенского «Можно ли сломать язык?».

Составление устных рассказов на основе личных наблюдений.

Наблюдения за речью одноклассников.

Чтение по ролям и анализ диалогов

Заключительное занятие.

(1 ч)

– Корригировать зрительную память на основе запоминания ряда картинок;

– подвести итоги курса в игровой форме, способствовать развитию творческих возможностей учащихся;

– воспитывать культуру речевого общения

Подведение итогов работы факультатива.

Игра «Речевой аукцион»

Решение слоговиц.

Моделирование речевых ситуаций.

Выполнение игровых заданий.

Составление индивидуальных рассказов «Как помог курс «Речевая культура» мне и моей речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....