Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Местоимение как часть речи
Урок русского языка в 10 классе
Учитель МБОУ СОШ №3 Дятко Галина Андреевна
Цели: актуализировать имеющиеся по теме знания, углубить первоначальные знания; формировать умения избегать орфоэпических, грамматических, речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений; совершенствовать навыки правописания местоимений, навыки работы с текстом.
Оборудование: презентация по теме урока, таблица «Разряды местоимений», пособие Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. «Русский язык в таблицах. 10-11 классы», рабочие листы учащихся с заданиями.
…местоимения выделяются в особый класс слов – заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или «дублёры» в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А.Реформатский
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме урока (после самостоятельной работы с теоретическим материалом учебника дома, с использованием составленных планов-конспектов ответов, пособия «Русский язык в таблицах» (особенности склонения местоимений разных лексико-грамматических разрядов)) – работа с тестом.
Тест для проверки знаний определений
- Местоимения – это слова, которые указывают на …, но не …их.
(предметы, признаки, количества; не называют)
Обращение к эпиграфу урока.
- Местоимение называется так потому, что … .
(употребляется в речи вместо имён существительных, прилагательных и числительных, т.е. «вместо имени»)
- Непостоянные морфологические признаки местоимений зависят от того, … .
(какую часть речи они заменяют)
- Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, … .
(какую часть речи они заменяют)
- По своему значению и грамматическим признакам все местоимения в русском языке делятся на…разрядов:… .
(9: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, указательные, определительные)
Работа с таблицей «Разряды местоимений»
- Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они замещают. Именно поэтому некоторые лингвисты не считают местоимения особой частью речи, а рассматривают их в составе имён существительных, прилагательных, числительных.
III. Работа с текстом.
(1) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, — ведь для того, чтобы облечь мысль в слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. (2) Поэтому речь человека (произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (3) И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, — это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. (4) Заметьте — и то и другое вместе! (5) Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!».
(6) Но речь каждого из нас и всех нас вместе, как и все в природе, не существует сама по себе. (7) Она питает язык художественных произведений писателей, а язык писателей, в свою очередь, оказывает влияние на развитие литературного языка, (8) Стало быть, заботясь о точности, чистоте, правильности и выразительности собственной речи, каждый из нас выполняет патриотическую миссию сохранения и совершенствования языка своего народа.
(9) Что же делать, чтобы обогащать свою речь, сделать ее по-настоящему живописной и в хорошем смысле своеобразной? (10) Нет нужды доказывать, что неоценимую помощь в этом оказывает нам чтение классической (да и любой хорошей художественной) литературы. (11) Вот что говорил по этому поводу тонкий знаток русского языка Корней Иванович Чуковский: «Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».
(По Н. Матвеевой)
- Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поставленную автором. (Проблема взаимосвязи речи человека и его характера.)
- Сформулируйте позицию автора. (Речь человека служит безошибочной характеристикой его культурного и интеллектуального уровня.)
Домашнее задание .
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, используя в качестве аргументов материалы урока.
- Найдите в тексте местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль.
(Правильность выполнения задания проверяется с помощью сверки с текстом слайда.)
- Местоимения часто выступают средством связи предложений в тексте. Проиллюстрируйте примерами.
ПОМНИТЬ:
- Местоимения являются средством связи предложений в тексте. Связь осуществляется по типу зацепления: элемент одного предложения указывает на элемент другого, как бы «зацепляется» за него. Одними из самых распространённых средств зацепления являются личные и указательные местоимения.
- Не смешивать связь между предложениями со связью между частями сложного предложения.
IV. Употребление местоимений.
- Очень важно говорить так, чтобы тебя правильно и быстро понимали; в том, как человек использует местоимения, отражается уровень его культуры, его отношение к окружающим, его самооценка.
Прокомментируйте примеры:
Основные нормы употребления местоимений в литературном языке
- Орфоэпические нормы:
скОлько, скОльких, скОльким, скОлькими, о скОльких
сам, самогО, самомУ, самИм, о самОм
сАмый, сАмого, сАмому, сАмым, о сАмом
самА, самОй, самУ, самоЁ, о самОй
- Грамматические нормы:
а) морфологические нормы:
у него, к ней
от его отца
наперекор им
благодаря ему
выше его
(Присоединение – неприсоединение Н)
их книги
б) синтаксические нормы:
грущу по вас
тоскуешь по нас
скучает по вас
(Нормы управления)
Все, кто изучал биографию Пушкина, подчёркивали, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.
(Согласование в сложноподчинённом предложении с сочетаниями ТОТ, КТО… ; ТЕ, КТО…)
Автор говорит, что «я всегда восхищался поэзией Лермонтова».
(Смешение прямой и косвенной речи)
- Речевые нормы
Неоправданное повторение слов:
Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз.
Неудачное употребление личных и притяжательных местоимений:
Отец автора умер, когда ему было шесть лет.
Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад.
- На нашу устную и письменную речь оказывают влияние и особенности местного говора.
Самая массовая местная речевая ошибка – «шоканье»: ШО (что), АБЫШО (что-либо), ШОСЬ (что-то). Вопросительные и личные местоимения произносятся в украинской огласовке: ХТО (кто), ЧИЙ (чей), ЯКЫЙ (какой), ВОНА (она), ВИН (он).
- Надеюсь, вы успешно обойдёте коварные ловушки, именуемые грамматическими и речевыми ошибками.
V. Задания на употребление местоимений.
1. Игра «Без запинки»
Составьте небольшие предложения с приведенными ниже сочетаниями местоимений с предлогами. Образец: от его (это письмо от его товарища) – для него (это письмо прислано для него).
Из её, из неё, из-за них, из-за их, на их, до их, над ними, среди их, вокруг их, из-под его, за него, после неё.
2. Замените притяжательным местоимением 3-го лица существительные в родительном падеже. Укажите тип подчинительной связи в получившихся словосочетаниях.
Руки матери. Свет луны. Письмо отца. Крылья лебедей. Сияние звёзд. Работа ученика. Достижения строителей. Семена овощей. Корни дерева.
3. Дайте толкование фразеологизмов.
Не верить своим глазам (удивляться). Брать себя в руки (добиваться самообладания). Выплакать все глаза (часто много плакать). Выводить из себя (раздражать). Не твоего ума дело (не касается). Дрожать за свою шкуру (думать о себе). В чём душа держится (слабый). Знать себе цену (высоко себя ценить). Кто во что горазд (вразнобой). Не от мира сего(мечтатель). Отойти в мир иной (умереть).
VI. Правописание местоимений.
Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы, выберите слитное, раздельное или дефисное написание.
Было н-с-кем посоветоваться, н-к-кому не обращаться, н-чем похвастаться, н-бояться н-чего, н-чего бояться, н-где жить, н-где нет опасности, н-куда н- ходить, н-куда пойти, н-о-чем не сожалеть, н-о-чем сожалеть, кое-где, кое-с-кем, кое-к-кому, кто-нибудь, к-кому-либо, где-то, куда-нибудь.
Вошёл н-кто иной, как Иван Петрович. Н-кто иной не может выполнить это задание, только Синицын.Только это средство, и н-что иное, может помочь. Он достал из портфеля н-что иное, как пропавший документ. Иван Петрович, а н-кто иной, будет давать указания.
- Сформулируйте правила правописания местоимений. Составьте опорный конспект.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ И
ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
НЕ и НИ: под ударением — НЕ, без ударения — НИ: некто, никто.
СЛИТНО: без предлога: никому, некому;
РАЗДЕЛЬНО: с предлогом: ни к кому, не к кому;
ЧЕРЕЗ ДЕФИС: с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, кое к кому.
НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ:
НЕ КТО ИНОЙ, КАК НИКТО ИНОЙ
НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК НИЧТО ИНОЕ
- Чтобы не допускать орфографических ошибок, регулярно повторяйте орфографические правила.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...
