Методическая разработка по предмету «Русский язык» по теме «Подготовка и проведение диктантов в аграрном лицее»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Романова Ольга Геннадьевна

В профессиональный лицей приходят обучающиеся, которые уже в течение 9 лет изучали, постигали теорию и практику владения русским языком.

Отпущенное нам небольшое количество часов согласно учебных планов на изучение  русского языка не дает возможности «погрузить» обучающихся в предмет. Но возможно другое: сообщив в увлекательной  и обнадеживающей  форме информацию, развить в подростках постоянное стремление к развитию интуитивной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по предмету «Русский язык» по теме «Подготовка и проведение диктантов в аграрном лицее»

                                                 

                                                        Из опыта работы преподавателя русского

                                             языка и литературы ГБОУ НПО НСО Чулымский межрайонный

                                                    аграрный лицей Романовой

                                                    Ольги Геннадьевны.

В профессиональный лицей приходят учащиеся, которые уже в течение 9 лет изучали, постигали теорию и практику владения русским языком.

Отпущенное нам небольшое количество часов согласно учебных планов на изучение  русского языка не дает возможности «погрузить» учащихся в предмет. Но возможно другое: сообщив в увлекательной  и обнадеживающей  форме информацию, развить в подростках постоянное стремление к развитию интуитивной грамотности.

В связи с этим каждый урок подготовки к диктанту должен быть тщательно продуманным:  каковы цели урока, виды и формы работы на нем, каков должен быть результат. На уроках подготовки к диктанту возможны такие иды работы, как словарно-семантическая работа, где учащиеся могли бы не только правильно написать слова, но и доступно, связно, научно, используя словари, объяснить  их лексическое значение.

Работа со словарями обогащает знания учащихся, выступление дает уверенность в своих силах.

Можно использовать диктант с взаимопроверкой (текст нужно отбирать нейтральный, спокойный и в то же время насыщенный орфограммами и  пунктограммами).  Учащиеся пишут текст под  диктовку, а затем проверяют его сами, сверяясь с написанным на доске. Можно предложить оценки выставить друг другу.

На уроке подготовки к диктанту практикую написание мини-сочинения по заданному слову или теме.

Уместны разные виды работы. Важно, чтобы все учащиеся были задействованы, заинтересованы в повышении своей грамотности. Стимулом этому будут оценки каждому ученику на данном уроке и на следующем уроке–диктанте.

Непростым является вопрос подбора текста для контрольного диктанта. Согласно требованиям текст должен быть образцовым с точки зрения идейно-художественной и пригодным с точки зрения методической. Кроме того, текст должен быть законченным по содержанию, включать в себя нужные орфограммы и пунктограммы.

Трудность подбора может быть снята, если обратиться к произведениям классиков и современников литературы. Отбираемый текст должен обладать удобностью к звуковому воспроизведению во время диктовки.

Диктант – это один из сильных (в смысле воздействия на учеников) видов письменных работ. Поэтому он стоит того, чтобы ему отдавалось предпочтение. И чем лучше будут тексты для диктантов, тем благотворнее и эффективнее будут результаты их применения.

В своей работе с целью формирования интереса к избранной профессии, воспитанию любви к русскому языку в жизни, в профессии использую при проведении контрольных диктантов тексты из специальной литературы – учебников по специальным предметам. (Приложение №1).  Учащиеся с интересом воспринимают текст, специальные термины им знакомы – это позволяет избежать многих ошибок и убеждает учащихся в том, что знание русского языка им необходимо.

Также на своих уроках я часто провожу словарные диктанты по закреплению определенной изученной орфограммы с использованием  профессиональной лексики. (Приложение №2). Учащиеся с интересом выполняют такие задания и участвуют сами в составлении словарных диктантов на заданную орфограмму.

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ№1.

№1.

Данный текст диктанта  использую на уроках в группах учащихся по профессии «Автомеханик».

                                         Уход за автомобилем.

Уход за кузовом легкового автомобиля заключается в мойке, поддержании чистоты и хорошего  состояния окрашенных и хромированных поверхностей, обивки салона, а также в смазке и регулировке навесных деталей кузова – дверей, капота и крышки багажника.

В процессе эксплуатации автомобиль лучше мыть в тени или в закрытом помещении, так как при мойке на солнце высыхающие на кузове капли воды оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе и выезжать на мороз с мокрым или только что вымытым кузовом. При замерзании воды на краске могут появиться трещины.

При мойке автомобиля не допускается применение морской воды, соды, керосина, бензина и минеральных масел. При загрязнении кузова минеральным маслом или гудроном следует очистить его мягкой фланелью, слегка смоченной бензином, а затем протереть насухо чистой тканью. Для сохранения блеска окрашенную поверхность рекомендуется полировать, предварительно вымыв и насухо протерев поверхность. Не следует полировать нагретую поверхность. Полировать кузов надо последовательно небольшими участками тонким слоем, так как полирующие составы быстро высыхают и их трудно растирать.

№2.

Пример диктанта, используемого в группах учащихся по профессии «Повар, кондитер»:

                                      Сладкие супы.

Для приготовления сладких супов используют свежие, консервированные и сушеные ягоды и фрукты, а также фруктово-ягодные соки, пюре, сиропы и экстракты, выпускаемые  пищевой промышленностью. Жидкой основой этих супов  является фруктовый отвар. Ягоды кладут целыми, а фрукты нарезают кусочками (кубиками, ломтиками). Крупные сушеные фрукты, поврежденные или помятые, протирают и вводят в виде пюре. Апельсины и мандарины в суп кладут  сырыми.

Для получения необходимой консистенции суп заправляют разведенным крахмалом, а для улучшения вкуса и ароматизации добавляют лимонную кислоту, лимонную или апельсиновую цедру, корицу, гвоздику. Сладкие супы подают холодными, но можно отпускать их и горячими.

В отличие от компотов сладкие супы имеют кисловатый вкус и более густую консистенцию жидкой основы. Отпускают супы с гарниром и со сметаной или сливками. В качестве гарнира используют отварной рис, саго, мелкие макаронные изделия (суповая засыпка), клецки, вареники с ягодами, рисовый и манный пудинги, запеканки, пшеничные и кукурузные хлопья, кукурузные палочки. Сметану или сливки кладут в тарелку или подают отдельно в соуснике. Отдельно на пирожковой тарелке можно подать сухой бисквит, кекс, сухое печенье.

Подают эти супы на завтрак или ужин, можно использовать в качестве первого блюда.

                                                                                     

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Словарные диктанты, используемые на уроках в группах учащихся по профессии «Повар, кондитер»:

№1 (при изучении  орфограммы «Гласные И, У, А  после шипящих и Ц в корне слова»):

Жир, чашка, шампиньоны, жарка (мяса), чугун, щавель, цыпленок, цитрусовые, чайник, жидкие (супы), ужин, кочан, шинковать,  шашлык, щи, цикорий, щука,

№2 (при изучении орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»):

Крахмал,  шампиньон, фазан, апельсин, картофель, бутерброд, капуста, пельмени, иваси, омлет, винегрет, шпинат, кочан, каравай, кастрюля, салат, морковь, говядина, баранина, макароны, тарелка.

Лещ, нож, рожь, печь, борщ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...

методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"

В  презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синонимы.5 класс"

Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование представлений о синон...