Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах
план-конспект урока по русскому языку (8, 10 класс) на тему

Миронова Елена Владимировна

Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Проект разновозрастного урока по теме

« Комплексный анализ текста»

 

Разработала: Миронова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

г. Березники, 2014

Цель урока:  контроль степени сформированности предметных умений по  комплексному анализу текста

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

совершенствование речевой культуры учащихся;

проверка усвоения учащимися различных разделов языкознания (фонетика, словообразование, морфология и др.);  

проверка умения самостоятельно применять всю совокупность этих знаний в рамках подготовки к экзаменам;

  1. Метапредметные:

    личностные 
личностное самоопределение;

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

повышение мотивации школьников к изучению русского языка;

поддержка творческого потенциала учащихся;
 
регулятивные     
целеполагание;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

оценивание качества и уровня усвоения;
   
познавательные    
умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
смысловое чтение;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
   
коммуникативные 
умение вступать в диалог и вести его
, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Тип урока: урок контроля

Форма урока: разновозрастное сотрудничество

 Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер
  3. Слайдовая презентация
  4. Раздаточный материал:
  • Задание по комплексному анализу текста (Приложение № 1)
  • Оценочный лист (Приложение № 2)

Литература:

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - Москва: издатель Рассказов А.И., 2004.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении – Томск: Пеленг, 1993.
  3. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А. Цукерман, Н.В.Елизарова, М.И.Фрумкина, Е.В. Чудинова. // Вопросы психологии. №2 - 1993.

Подготовительный этап:

1.Составление учащимися 10 класса заданий по комплексному анализу текста, аналогичных работе на ГИА, подготовка оценочных листов (Приложения 1 и 2), обсуждение критериев оценки работы.

2.Разработка рекомендаций «учителям» с вариантами всевозможных учебных ситуаций (представление, тон разговора, приемы управления волнением, тактичный поиск ошибки, объяснение материала и т.п.).

3.Демо-версия в паре с одноклассником, изображающим ученика 8 класса.

4.Определение педагогом состава рабочих пар «ученик - учитель». Главный критерий - учебная успеваемость: очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным - необходимо подбирать «учителей» посильнее. Для небольшой группы детей (сверхтревожные, сверхкапризные, упрямцы и т.д.) требуется учет их личностных особенностей. В случае, если «учителей» меньше, чем учеников, наиболее сильные «учителя» могут заниматься с двумя малышами. Если «учителей» больше, они получают дополнительное задание: пока один работает с ребенком, другой записывает вопросы, вызвавшие у младшего трудности. На основе этих записей «учителя» потом составляют рекомендации по самоподготовке своего ученика.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Организационный этап

  Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

   Какова же цель вашей жизни?

   Итак, в основном цели вашей жизни связаны с получением профессии, образования, поступлением в вузы… Как мы можем приблизиться к этой цели уже сейчас, что мы можем сделать на ближайшем этапе?

Отвечают на вопрос

Подготовиться и сдать экзамены в школе.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

   Я хотела бы вам предложить один из вариантов сдачи экзамена.

 

  Как вы думаете, стоит ли надеяться на волшебство, искать старика Хоттабыча? Поможет ли такой способ добиться цели вашей жизни?

   Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам приблизиться к достижению цели. Он необычный: вашими учителями будут ребята-десятиклассники. Вы уже знаете, что на экзамене в 9 классе необходимо будет сделать комплексный анализ текста. Поэтому десятиклассники подготовили для вас текст с заданиями. И, надеюсь, будут не просто в роли строгих учителей, а станут консультантами, помощниками для восьмиклассников.

   Итак, определим цель вашей работы.

Просмотр отрывка из фильма «Старик Хоттабыч» (Волька на экзамене по географии).

Нет, надо надеяться на себя, на свои знания.

Определяют цель урока

10 кл.: Проверить, готовы ли ученики 8 класса к ГИА по русскому языку.

8 кл.: Продемонстрировать свои знания по русскому языку.

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

   Чтобы ваша деятельность была успешной, будьте внимательным друг к другу, своевременно оказывайте помощь и  выполняйте  указания старшего. В случае затруднения вы можете обратиться ко мне.

   Начните работу с оформления оценочных листов, подпишите их. На выполнение всех заданий – 20 минут.

   Контролирует временной регламент, наблюдает за работой пар, по возможности не вмешиваясь в нее, и фиксирует те находки и промахи «учителей», которые следует учесть при подготовке к следующему разновозрастному уроку.

   «Учитель» и ученик знакомятся, работают в парах.

8 кл.: подписывают оценочные листы, ставят себе предварительную оценку, выполняют  задания, ставят оценку за выполненную работу.

10 кл.: при необходимости оказывают помощь своим ученикам, оценивают выполненные задания, исправляют ошибки, дают разъяснения.

4. Рефлексия. Подведение итогов урока

   Вы закончили работу. Сейчас ученики 10 класса напишут рекомендации для своих «подопечных» по подготовке к ГИА. Ученики 8 класса - отзыв о совместной работе. На эту работу – 3-5 минут.

   Подведем итог урока: готовы ли на сегодняшний день ученики 8 класса к ГИА?

Обратимся к фразе, с которой начинался наш урок. Если вы продолжите работать над собой, стремиться к достижению новых целей, то скоро увидите, какие вы умные и талантливые.

Выполняют творческую работу.

Несколько учащихся читают свои работы, остальные слушают.

Не все еще изучено, последнее задание – материал 9 класса, также необходимо повторить некоторые темы, которые вызвали затруднения.

Некоторые отзывы о совместной работе (восьмиклассники):

- Очень интересно, когда у каждого свой учитель, а не один для всего класса.

- Егор - очень хороший учитель, подробно объяснял, если я в чем-то сомневался.

- Мне понравилось работать с учителем Олей. Она серьезная и внимательная, не торопила меня с ответом. Думаю, она смогла бы стать настоящим педагогом.

Рекомендации по подготовке к ГИА (десятиклассники):

- Мой ученик Алексей П. хорошо понимает смысл текста, может подобрать к нему название и объяснить свой выбор, но следует повторить темы «Вводные слова» и «Причастный оборот».

- Инга очень хорошо выполняла задания, но ей не хватает уверенности в своих силах. Даже если задание было сделано верно, она ставила себе "четверку".

- Саша очень старался, но сделал не все задания. Ему надо еще тренироваться, потому что он работает медленно и на экзамене ему может не хватить времени.

- Было очень приятно работать в паре с Димой. Он выполнял задания не только быстро, но и без ошибок. Ему удалось даже верно найти СПП с последовательным подчинением, хотя это тема будет изучаться только в 9 классе. Причем он сделал это обдуманно и смог объяснить свой выбор. Желаю ему удачи на экзамене!

После урока отдельно подвели итог в 10 классе, проанализировали, что получилось, какие были сложности. Вот некоторые высказывания:

- Было очень интересно и волнительно. Не хотелось ударить в грязь лицом. Некоторые правила пришлось специально повторить, поэтому такая работа была полезна и нам, десятиклассникам.

- Как, оказывается, трудно быть учителем! Надо столько знать, уметь выслушать, а потом спокойно и подробно объяснить, иногда даже несколько раз.

- Я никак не мог определиться с выбором профессии. После этого урока я решил стать учителем русского языка и литературы. (Этот отзыв для меня стал приятной неожиданностью!  Действительно, после окончания школы  Александр Д. поступил на филологический факультет пединститута).

Приложение 1.

С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его "Словаря русского языка"! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирался на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
        Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
        В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык.

1.Определите тему текста.
2.Озаглавьте текст.
3.Определите, какой тип речи использован в 1 абзаце текста.
4.Найдите в 1 абзаце предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.
5.Из последнего предложения текста выпишите слова, в которых букв меньше, чем звуков.
6.Найдите в последнем предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
7.Объясните лексическое значение слова «лексикограф».
8.Найдите в 1 абзаце слово, в котором правописание приставки зависит от последующей буквы.
9.Найдите в 3 абзаце причастия, определите их вид и разряд.
10.Найдите в 1 абзаце предложение с обособленным определением.
11.В каком абзаце употреблено вводное слово, определите смысловую группу, к которой оно относится.
12.Найдите сложное предложение, одна из частей которого является безличным предложением.
13.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Приложение 2.

Учебные умения

Предварительная оценка ученика

Оценка работы учеником

Оценка работы «учителем»

Определение темы текста

Умение озаглавить текст

Определение типа речи

Определение средств связи предложений

Фонетический анализ слова

Словообразовательный анализ слова

Определение лексического значения слова

Орфографический анализ слова

Морфологический анализ слова

Анализ предложения с обособленными членами

Анализ предложения с вводными словами

Определение вида односоставного предложения

Определение вида придаточного предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Урок по теме "Лингвистический анализ текста" в 10 классе

Содержит материалы для лингвистического анализа текста в 10 классе по программе С.И.  Львовой....

Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...

Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"

Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"...