Рабочая программа курса по выбору "Культура речи" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Письменова Наталия Васильевна

Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_po_vyboru_kultura_rechi.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                  «Утверждаю»

на заседании методического                 на заседании методического

объединения учителей                            совета школы

предметов  гуманитарного цикла

                   

«___» _______________ 2016 г.            «___»  __________ 2016 г.             «____» _______2016 г.

Протокол №___                                      Протокол №_____                           Приказ №    _____

Руководитель ШМО                              Зам. директора по УВР                   Директор школы

_______  Л.В.Подколзина                        ________ Н.И. Иноземцева         ______О.Н.Мясищева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Рабочая программа

курса по выбору

 «Культура речи»

5 класс

на 2016-2017 учебный год

Учитель Письменова Наталия Васильевна

2016 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса по выбору рассчитана на учащихся 9 классов общеобразовательных школ.  На курс отводится 34 часов (1 час в неделю).

Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Содержание программы

9 класс (34 часов)

Нормативный аспект культуры речи (27 ч)

Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этический аспект культуры речи (6 ч) 

Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

Календарно-тематический план

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество часов

Примечание

Нормативный аспект культуры речи

28

Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств.

 Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.

Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

Правописание морфем.

Правописание морфем.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений.

24, 25

Знаки препинания внутри простого предложения.

26

Знаки препинания между частями сложного предложения.

27

Знаки препинания при передаче чужой речи.

28

Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этический аспект культуры речи

6 ч

29

Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

30

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

31

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости.

32

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

33

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

34

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

Список литературы

Для учащихся

Бердникова ЕД., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 2006.

Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 2003.

Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 2001.

Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.

Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Львова СМ. Речевой этикет — М., 2009.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 2002.

Милаславскип И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.

Словари

БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.

Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами — М., 2000.

Для учителя

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб, завел. — М., 2006.

ВведенскаяЛА. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М.. 1994.

Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 2010.

Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М., 1994.

Розентпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 2008.

Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...