Технологическая карта урока русского языка по теме "Союз" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Технологическая карта урока   русского языка в 7 классе. Обобщение и систематизация знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Союзы»

Тема

Союз

Педагогические цели  

Создать условия для осознания и осмысления учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения

Тип

Обобщение и систематизация знаний(7 класс)

                                                 Планируемые  образовательные результаты

Предметные:

Базовый уровень – знают определение союза, группы союзов, функции союзов; находят союзы в предложении; выполняют морфологический разбор союза;

Продуктивный уровень – умеют правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями; выполняют тестовое задание.

Личностные: анализируют результаты своей деятельности; проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Метапредметные

(универсальные учебные действия)

Познавательные – общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемый теме,  внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.

Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать друг с другом, учителем

Основное содержание темы, понятия и термины

Союз как служебная часть речи; группы союзов; морфологический разбор союза; функции союзов в предложении и тексте

Образовательные ресурсы

1. Учебник «Русский язык. 7 класс» М.Т. Баранова и др.

2. Карточки для индивидуальной работы.

3. раздаточный материал.

Оборудование

Компьютер

                                                       

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

                  Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые действия

1

2

3

4

5

6

I. Целевая установка

Форма –фронтальная метод –беседа

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

- Какие служебные части речи вы знаете?

-Что нового вы узнали о союзе в 7 классе?

- Прочитайте тему сегодняшнего урока. Определите, какие учебные задачи стоят перед вами сегодня на уроке?

- Какие умения и навыки вам необходимы сегодня на уроке?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, делают выводы.

-Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, умения и навыки, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно- оценочные умения.

Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую установку на урок

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Опрос

Форма – коллективная; метод – практический.

Форма –индивидуальная; метод – практический.

Формулирует задания:

- найти союзы в текстах и определить их функции;

-ввести в текст союзы, определить и роль. Координирует работу учащихся, способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего личностного опыта.

Формулирует задания:

-составить план ответа по теме «Сходство и различия предлогов и союзов»;

-сочинить предложения с данными сочетаниями слов, указать союзы; расставить знаки препинания, где это необходимо;

-записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Составляют план ответа; конструируют  предложения; расставляют знаки препинания; составляют схемы предложений

Строят  речевое высказывание при формулиро-вании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения.

Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач

Коллективная: выразительно читают тексты, определяют функции союзов в них.

Индивидуальная: выполняют задания

2.Редактирование текста

Форма – индивидуальная; метод - практический

Формулирует задание: отредактировать текст, указать ошибку в употреблении союза «и». проверяет выборочно работы, комментирует результат

Редактируют текст, отвечают на вопросы

Отрабатывают умение уместно использовать союзы в письменной речи

Индивидуальная: редактируют текст, записывают его в тетрадь

3.Конструирование предложений по данным вопросам и схемам

Форма – индивидуальная; метод – иллюстративно-объяснительный

Определяет  ход выполнения задания: ответить на вопросы, составить предложения, соответствующие данным схемам. Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, анализирует работы учащихся, комментирует оценку.

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учащихся.

Индивидуальная: письменно отвечают на вопросы, конструируют предложения

Форма – индивидуальная; метод – практическое упражнение

Физкультминутка

Вижу я,  что вы устали,

Позову Весельчака.

Проведет он физминутку,

Всем понравится она

Выполняют танцевальные движения под музыку

Осознают задания и выполняют действия четко и согласованно

Индивидуальная: выполняют упражнения физкультминутки

4.Конструирование микротекста

Форма - индивидуальная; метод – практический

Форма –работа в паре

Метод практический.

Формулирует задания: устно ответить на поставленный вопрос и написать микротекст на предложенную тему.

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Выполняют задание.

Осуществ-ляют взаимо-проверку, комментируют оценку выполненной работы

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной форме оценку деятельности

Индивидуаль-ная: конструируют мик-ротекст

5.Творческое списывание текста

Форма – индивидуальная;

 метод – практический;

Форма – работа в паре; метод - практический

Формулирует задание: вставить в текст подходящие по смыслу союзы, записать его и выполнить задания к нему. Поощряет учащихся к самостоятельному поиску путей решения заданий.

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результаты, взаимопроверку; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины затруднений, меры по преодолению  трудностей.

Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы

Осуществляют рефлексорно - оценочные действия; осуществляют само-и взаимоконтроль

Индивидуальная: анализирует свою работу

III.Контроль

1. Самостоятельная работа

Форма – индивидуальная; метод – практический.

Определяет ход выполнения самостоятельной работы; Поощряет учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в письменной форме оценку деятельности

Индивидуальная: выполняют самостоятельную работу

2. Тестирование

Форма – индивидуальная; метод – практический.

Определяет ход выполнения тестовых заданий

Выполняют тест

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения

Индивидуаль-ная: выполняют тестовое задание

IV.  Итог урока. Рефлексия деятельности

Форма – фронтальная; метод - беседа

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений о изучаемой теме. Вопросы:

-Над какой темой работали?

- Что повторили?

- Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели бы узнать по теме?-как оцениваете свою деятельность на уроке?Домашнее задание: упр.355(письменно), 351 (устно)

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия

Индивидуаль-ная: проводят самоанализ учебной деятельности

                                                                       C ц е н а р и й  у р о к а

      II. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Опрос.

Индивидуальная работа

Коллективная работа

1

2

1-й ученик составляет план ответа по теме «Сходство и различия предлогов и союзов».

О т в е т:

  1. С х о д с т в о предлогов и союзов:
  1. Служебные части речи;
  2. Не изменяются;
  3. Не являются членами предложения.
  1. Р а з л и ч и я предлогов и союзов:
  1. Предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетаниях и предложениях. Союз связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
  2. Предлоги  делятся на производные и непроизводные. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

  1. Определите, для чего в данном тексте используются выделенные союзы.

В Прикаспийской степи жили два богатыря. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. Однажды отец и сын отправились на Урал. При возвращении домой они захватили уральские камни: отец взял небольшую глыбу, а сын побольше. В дороге младший богатырь заболел. Он снял с себя ношу и прилег отдохнуть, но тут же и умер. Отец пошел дальше, похоронив сына. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. Но как только он нагнулся за солью, глыба навалилась на него. Богатырь упал,  а земля вокруг него окрасилась в багровый цвет.  На этом месте осталась стоять одинокая глыба, которую жители прозвали горою Богдо.

О т в е т:

Во  2,4,10, 11-м предложениях союзы соединяют простые предложения в составе сложных предложений. Союз но в 9-м предложении соединяет его с предыдущим предложением. В 3-м, 6-м предложениях союзы соединяют однородные члены предложения.

2-й ученик составляет предложение с данными сочетаниями слов; указывает союзы; расставляет знаки препинания, где это необходимо.

  1. Что? Бы ты ни говорил …
  2. Приуныл от? того …
  3. То? же люблю читать …
  4. Одно и то? же …
  5. За? то веселый …

О т в е т ы:

  1. Что бы ты ни говорил,  я не могу согласиться с тобой.
  2. Приуныл оттого, что мама уехала в командировку.
  3. Я тоже люблю читать произведения Л.Н. Толстого.
  4. Одно и то же он говорит мне каждый день.
  5. Он некрасивый, зато веселый.
  1. Укажите союзы, определите их функции в тексте.

Тяжело навьюченный тощий верблюд и арба с домашним скарбом и кучей детей медленно передвигались по ослепительно-белой глади озера. Мертвящий зной сковал сковал все неодолимой дремой. Бежавшая рядом с арбой собака, увидев вдалеке светло-голубой край выработки, напрягла последние силы и побежала вперед, чтобы утолить жажду. Подбежав к яме, собака схватила глоток соленой воды. На мгновенье она поднялась на ноги, закачалась и упала в яму, захлебнувшись тузлуком. Долгое время ее голова, покрытая слоем соли, торчала над поверхность рапы. Проезжавшие мимо путники с ужасом наблюдали, как из тяжелых волн рапы выныривала обросшая солью голова собаки. В страхе они восклицали: «Бас кунча»  - «собачья голова»,- и, шепча молитву, быстро отъезжали от этого страшного места.

О т в е т:

 В 1-м предложении союз и соединяет однородные члены предложения. В 3-м предложении союз и соединяет однородные члены предложения, союз чтобы соединяет два предложения в составе сложного предложения. В 5-м предложении союз и соединяет однородные члены предложения. В 7-м предложении союз как соединяет два предложения в составе сложного предложения. В 8-м предложении первый союз и соединяет это предложение с предыдущим, а второй союз и – однородные  члены предложения.

3-й ученик списывает предложения, расставляет знаки препинания; составляет схемы данных предложений.

  1. Ялик отчалил и понесся к берегу.
  2. Отлив уже начался и между водой и берегом обнажился широкий пояс мокрого песка.
  3. Они болтали и смеялись но меня отделяла от них целая миля и я не мог расслышать ни слова.
  4. Идти стало легче и я ускорил шаг.
  5. Я обернулся и сердце мое чуть не остановилось от страха.

О т в е т:

  1. Ялик отчалил и понесся к берегу.

[O и О].

  1. Отлив уже начался, и между водой и берегом обнажился широкий пояс мокрого песка.[ ], и [ ]
  2. Они болтали и смеялись,  но меня отделяла от них целая миля,  и я не мог расслышать ни слова.

[ ],но [ ],и [ ]

  1. Идти стало легче,  и я ускорил шаг.

[ ],и [ ]

  1. Я обернулся, и сердце мое чуть не остановилось от страха.[ ],и [ ]

3. Прочитайте текст и озаглавьте его. Введите в текст союзы Сравните текст союзами и  без них. Какую роль играют в нем союзы? Опишите речевую ситуацию, в которой целесообразно использовать данный текст.

Мертвое море – это бе..точное озеро в Западной Азии. Это соленое озеро назва..о за большие размеры морем, … за отсуствие в нем жизни – мертвым. Его вода настолько насыще..а солью, … в ней не могут  жить ни рыбы,ни моллюски, ни другие живые существа,… потому на его берегах нет ни одной птицы. Арабы с суеверием говорили: «Ни птица не летит над ним, ни зверь не бежит мимо, … человек, … осмелит..ся плыть по озеру,… погибнет, … вода, …земля, … всё это место проклято Богом… посыпано солью».

 Ответ:

 Мертвое море – это бессточное озеро в Западной Азии. Это соленое озеро названо за большие размеры морем, но за отсутствие в нем жизни – мертвым. Его вода настолько насыщена солью, что  в ней не могут  жить ни рыбы, ни моллюски, ни другие живые существа, и  потому на его берегах нет ни одной птицы. Арабы с суеверием говорили: «Ни птица не летит над ним, ни зверь не бежит мимо, и  человек, если осмелится плыть по озеру, то погибнет, потому что вода, и земля, и всё это место проклято Богом и посыпано солью».

2. Редактирование текста.

Определить, уместно ли использован повторяющийся союз  И  в ответе ученика на уроке географии (в тетради записывают отредактированный текст).

Соль, дающая силы, стала считаться  одним из источников жизни. И приравненная по своему значению к огню и солнцу, соль стала священной. Но с другой стороны, человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут и деревья, и травы и что в густо-соленой воде не живут рыбы и раковины. Обилие соли уничтожает и жизнь.

О т в е т:

 Соль, дающая силы, стала считаться  одним из источников жизни. Приравненная по своему значению к огню и солнцу, соль стала священной.  Однако человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут  деревья и травы,  что в густо-соленой воде не живут рыбы и раковины. . Обилие соли уничтожает  жизнь.

3. Конструирование предложения по данным вопросам и схемам.

На экране слайд.

Вопросы

Схемы

1. Когда ты читаешь художественную литературу

[            ], ( когда …)

2. Для чего нужно много читать?

[            ], ( чтобы  ...)

3. Какие книги ты любишь читать?

[ О и О].

[ О или О]

4. Какие книги ты любишь читать и кто тебе помогает приобретать эти книги?

[    ], и [    ]

[     ],или [    ]

Запись в тетрадях учеников.

Предложение с союзами, соединяющими только предложения

Предложение  с союзами, соединяющими и предложения, и однородные члены предложения

1. я читаю художественную литературу, когда приготовлю все уроки.

3. я люблю читать приключенческую и историческую литературу.

Я люблю читать повести или рассказы о покорении космоса.

2. Каждому нужно много читать, чтобы быть образованным человеком.

4. Я люблю читать приключенческую литературу, и мама покупает мне эти книги.

Я беру книги в библиотеке, или мама мне их покупает.

4. Конструирование микротекста.

Речевая ситуация: «Подумайте, может ли ответ ученика на уроке географии начинаться с предложения «наша область также граничит с Калмыкией»? Почему? Напиши микротекст на предложенную тему».

О т в е т:

Астраханская область является субъектом Российской Федерации и относится к Южному округу. На Западе граничит с Калмыкией, на Севере – с Волгоградской областью, на Востоке – с Казахстаном. Административным центром является город Астрахань. Общая площадь 44,1 тысячи квадратных километров. Датой образования принято считать 27 декабря 1943 года.

5. Творческое списывание текста.

Я люблю на своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки, где суровый ум ЧЕЛОВЕКА и неутомимые руки воздвигли ажурную красоту шлюзов и платин, … ее новостройки, волшебно оживляющие бе…плодные недавно пустыне,…ее дремучие леса, сохр…няющие исконное оч…рование пр…роды.

… душа этой моей любви –« тот уголок земли» на берегу матушки Волги, … я впервые познал ар…мат цветов… сотового меда, с…неву весны…золото осени, блеск снега … олодок родниковой воды. (Н. Смирнов.)

З а д а н и е:

- Определить тип и стиль текста.

- Объяснить, какие союзы можно вставить в данный текст, что связывает эти союзы.

- Как изменяется текст после вставки союзов, какова роль союза и в тексте.

- Подумать, какой союз необходим по смыслу и для образования текста в начале второго абзаца.

- Определить его значение.

- Можно ли вместо союза но употребить союз-синоним однако.

- Выполнить морфологический разбор союза но.

О т в е т ы:

 Я люблю на своей великой Родине все: и  ее печальные тундры, и ее реки, где суровый ум ЧЕЛОВЕКА и неутомимые руки воздвигли ажурную красоту шлюзов и платин, и ее новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыне, и ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.

 Но  душа этой моей любви –« тот уголок земли» на берегу матушки Волги, где  я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву весны и золото осени, блеск снега и холодок родниковой воды. (Н. Смирнов.)

- Тип речи – повествование, стиль – публицистический;

- в первом и втором абзацах союз и  соединяет однородные члены предложения; союз но в начале второго абзаца соединяет его с первым абзацем; союз где во втором абзаце соединяет простые предложения в составе сложного;

- союз но в начале второго абзаца можно заменить союзом однако;

- морфологический разбор союза.

Где – союз.

I. [  ], (где …)

II. Морфологические признаки: подчинительный, простой.

III. Не член предложения.

3. Контроль.

1. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (задания высвечиваются на экране).

1) Распредели союзы в две колонки.

Когда, чтобы, также, и, как, а, но, да, потому что, чтобы, если, пусть, не смотря на то что, тоже, или, либо, ни – ни, то-то, словно.

О т в е т:

Сочинительные

Подчинительные

 Также, и, а, но, да, тоже, или, либо, ни…ни, то…то

Когда, чтобы, как, потому что, чтобы, если, пусть, не смотря на то что, словно.

2) слитно или раздельно пишутся эти союзы?

Не?смотря на то что, что?бы, потому?что, так?как, буд?то, от?того, так?же, за?то, лишь?только.

О т в е т:

Не смотря на то что, чтобы, потому что, так как, будто, оттого, также, зато, лишь только.

3) В каких предложениях выделенное слово является союзом?

1. Бранил Гомера, Феокрита,  зато читал Адама Смита.

2. Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

3.  Жара днем ужасная, ночью тоже нет прохлады.

4. От того, кто не мил, и подарок постыл.

5. Мы сидим на высоком берегу, так что все видно вокруг.

О т в е т: 1, 3, 5.

4)Расставь знаки препинания; составь схему предложения, выделенное слово разбери морфологически.

По этому признаку и потому что нижняя часть ствола обгорела я разгадал происхождение ямы.

О т в е т:

По этому признаку и потому,  что нижняя часть ствола обгорела,  я разгадал происхождение ямы.

[ O и О, ( что), ].

И –союз

I. [ O и О, ( что), ].

II. Морфологические признаки: сочинительный, простой.

2. Тест.

1) Укажи, заключив в  овал, количество союзов в стихотворном отрывке.

       А если к труду

      Ты рвешься из далей бесплотных-

      Дай руку, товарищ плотник!

      Тебя я на верфь  приведу.

                             (по П.Антокольскому).

а) Один союз: а если;      б)два союза: а, если;      в) более двух союзов.

2) Укажи, подчеркнув, к какому разряду относятся сочинительные союзы.

1. А, но, зато, однако.

2. И,  да, тоже, также.

3. Или, либо, то…то.

а) соединительные;                 б) разделительные;                   в) противительные;

3) Определите тип союза по строению.

1. А, и, что, хотя, как.

2. Как будто, с тех пор как, потому что.

а) простые;               б) составные.

4) Укажи, подчеркнув, слитно или раздельно пишутся союзы.

А) 1. На ней то (же) платье, что и вчера.

     2. Так(же), как и много лет назад…

     3. Друзья то(же) приехали.

а) слитное написание союза;

б) раздельное написание слов с частицей же.

Б) 1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

     2. Что(бы) не случилось, сохраняйте уважение к истине.

а) слитное написание союза;

б) раздельное написание частицы бы.

5) Назови тип союза и определи, что он связывает.

1. Лев Павлович на ходу расстегивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его контролеру.

2. Наш хлеб окончательно черен и черств.

3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

а) сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения;

б) сочинительный союз, связывающий части сложносочиненного предложения;

в) подчинительный союз, связывающий части сложноподчиненного предложения.

6) Укажи, подчеркнув, в конструкции которые связывает союз:

а) главное и зависимое слово в словосочетании;

б) однородные члены предложения;

в) части в составе сложного предложения.

О т в е т ы:

1) б; 2) а-2; б-3; в- 1; 3) а-1; б-2; 4) А) б-1,2; а- 3; Б) а-1, б-2; 5) в-1, а-2, б-3; 6) б); в).

Литература.

1. Активные формы организации уроков русского языка по грамматике. – Псков: ПОИПКРО, 1994.

2. Богданова, Т.А. Уроки русского языка в 7 классе / Т.А. Богданова. – М., 1999.

3. Велико, Л.И. Работа над текстом на урока русского языка/ Л. И. Велико. – М.: Просвещение, 1983.

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс/ Н.В. Егорова.-М.: ВАКО, 2009.

5. Кийко, М.П. Пунктуация и коммуникативная ситуация/ М.П. Кийко// Русский язык в школе. -1990.-№3

6. Кудрявцева, Т.С. Современные подходы к обучению речи/ Т.С. Кудрявцева// Русский язык в школе.-1996.-№3

7. Моторин, Г. Озеро «Собачья голова»/ Г. Моторин., Астрахань, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".

Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым  путем наблюдения за словами....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Паспорт урока и технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Файл содержит технологическую карту урока и паспорт урока русского языка для 6 класса....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. Тема урока "Повествование с элементами описания".

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи.   Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл...