Урок русского языка в 7 классе по теме: "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Лихошва Ирина Владимировна

Разработка урока по теме: "Наречие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx60.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок  русского языка в 7 классе

Тема: Наречие как часть речи

Цели урока:

- дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, живописи;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, DVD – проектор аудизапись музыки «Рождественские мелодии», репродукция картины И. Н Крамского «Старик», апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания.

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы, цели урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Слово учителя:

- Назовите самостоятельные части речи.

- Правильно, это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные и наречия.

А теперь слушайте небольшое стихотворение и скажите, о какой части речи идёт речь.

Что это за части речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.

-О какой части речи идёт речь?

-Правильно. Это наречие.

2.Мини-лекция.

Учитель. Ребята, к нам на урок сегодня приехала группа учёных из Древнего Рима и Великой Руси. Послушаем, что они нам расскажут о наречии.

Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.

Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.

Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.

Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.

Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.

3. Работа с текстом. (Анализ текста с наречиями).

        Тёмное, чистое небо торжественно необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный свежий запах – запах русской летней ночи. Тишина. Лишь изредка плеснёт большая рыба в реке, слабо зашумит прибрежный тростник. И. Тургенев

(наречия в тексте закрыты)

Задание: сравнить текст без наречий и с наречиями.

Вывод: как сказал гость из Рима наречия «живописуют текст», дают более точные представления о месте, времени действия.

III Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

1.Наблюдения над учебным материалом:

а) на мультимедийной доске записаны упражнения

скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.

Здесь мы довольно хорошо отдохнули.

Задание: выписать словосочетания с наречием

Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака

Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия

Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака

Вывод: наречие может относиться к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.

б) запись на мультимедийной доске: пел красиво (как?), поют красиво(как?), поёшь

красиво (как?)

Вывод: не имеет окончания, не изменяется

в) синтаксический разбор предложения.

Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома

Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.

Физкультминутка.

Немного отдохнём, но с пользой.

Я буду произносить речёвку  и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай: (КОНЕЦ).

2.Работа с учебником.

Чтение §18 стр.80-81.

IV. Закрепление учебного материала.

Диктант-кроссворд.

Задание: определить значение фразеологических оборотов, подобрать наречия-синонимы (взаимопроверка).

Встать ни свет, ни заря (рано); жить душа в душу (дружно); рукой подать (близко); хоть пруд пруди(много); мчаться во весь дух (быстро); зуб на зуб не попадает(холодно); на краю света(далеко).

Вопрос: что обозначает записанные наречия? (время действия, образ действия, место действия, меру действия)

Вывод: В зависимости от того, что наречия обозначают и на какие вопросы отвечают, они делятся на группы по значению.

Задание на мультимедийной доске 3. «Загадки»

Задание : Найти наречие и подчеркнуть как член предложения

Его мы издалека встречаем
На дороге,
Без палки ходит он,
Безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.  (Червяк)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.  (дерево)

3.Работа с таблицей «Группы наречий по значению»

Вопрос

Значение

Примеры

1. Как? Каким образом?

Образ действия.

Громко, дружески.

2. В какой степени? Насколько?

Меры и степени.

Очень, вдвое.

3. Где? Куда? Откуда?

Места.

Далеко, внизу.

4. Когда? Как? Долго?

Времени.

Допоздна, ночью.

5. Почему? Отчего?

Причины.

Сгоряча, поневоле.

6. Зачем? Для чего?

Цели.

Назло, нарочно.

Заполнить таблицу, подобрать свои примеры.

4. Развитие ассоциативного мышления.

Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. На каждом апельсине скрыто надпись с вопросом. Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают ответ.

http://*****/i?id=7-72&tov=6http://ts2.mm.bing.net/images/thumbnail.aspx?q=********&id=9b310dd5a8a1bc213a108dc7be534314&url=http%3a%2f%*****%2fwp-content%2fuploads%2f2012%2f01%2f%d0%b0%d0%bf%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%b8%d0%bd%d1%8b.jpg

А теперь подберите наречия, передающие вкус апельсина (вкусно, сладко, сочно, кисло, мокро, терпко, ароматно)-ответ по цепочке.

5.Прослушивание музыки «Рождественские мелодии»

Задание: как звучала музыка?- подобрать наречия.(Весело, нежно, мечтательно, красиво, хорошо, ласково, очаровательно).

-Какое впечатление произвело на слушающих? (на душе было приятно, волнующе, торжественно, празднично, трогательно)

6.Аукцион «Кто быстрее» К данным наречиям подобрать антонимы.

Высоко, быстро, далеко, вперёд, утром, темно, хорошо, громко, весело, внизу, летом, по-новому.(взаимоконтроль).

7.Составить предложения по картине, используя наречия.

Картина И. Н.Крамского «Старики»

http://*****/i101/1009/6f/de94c232b62a.jpg

V. Итог урока.

Рефлексия.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся  солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Упражнение « Микрофон»

- Что бы вы хотели узнать о наречии?

Упражнение «Ожидание».

- Насколько оправдались наши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

-Нужны ли нам знания о наречиях?

Упражнение « Интервью». Работа в паре.

Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….

YI. Домашнее задание:

Выучить правило. Стр.80

Написать небольшой рассказ о жизни и происхождении наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка " Наречие как часть речи" построен согласно  технологии "Лекция - гипертекст". Конспект урока или его элементы могут быть использованы в качестве подготовки к уроку молодыми у...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....