Словарная работа на уроке русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Белослудцева Ирина Рафаиловна

Данный урок направлен на обогащение словарного запаса обучающихся, формирует навыки работы с лингвистическими словарями, приобщает к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Спорт, спорт, спорт...» (словарная работа на уроке русского языка в 6 классе)

Цели:

  • обучающая: обогащение  словарного запаса обучающихся,   применение данной группы слов по значению в речевой деятельности, повторение знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами, орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова», способов словообразования;
  •  развивающая: формирование навыков по работе со словарями, работа по развитию речи обучающихся, умению строить текст-рассуждения;
  • воспитательная: воспитание культуры речи, привитие интереса к пополнению словарного запаса;
  • здоровьесберегающая: приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, к спорту.                

Оборудование: презентация Power Point 2007,

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь   русского языка. - М.: Дрофа, 2001.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986

раздаточный материал.

                                                    Ход урока.

  1. Подготовка к восприятию.

  1. Слово учителя.

                Есть волшебная страна,

                Что распахнута пред вами,

                Та, которая словами,

                Как людьми, населена.

                Правит ими государь

                По прозванию Словарь.

                И относится он к ним,

                Словно к подданным своим.

- Какова цель нашего урока сегодня? Почему после темы стоит многоточие? Как данная тема связана с нашей жизнью?

  1. Работа со словарными словами.

Я буду давать вам развернутые лексические значения разных видов спорта, а вы должны назвать их. В качестве подсказок также я предлагаю вам и загадки.

  • Этой игрой увлекались с незапамятных времен. Она родилась в 1863 году в маленькой таверне на одной из лондонских улиц. Именно тогда там собрались любители игры в ножной мяч и разработали ее основные правила, которые сохранились и по сей день. Иначе соревнования по этому виду спорта называют турниром  мастеров кожаного мяча. (футбол)

Работа с «Этимологическим  словарем» (foot - «нога, ступня» + ball – «мяч»). К вашему сведению, foot – английская мера длины, которая равна 30,5 см, т.е. примерно длине ступни человека.

- Кто стоит в воротах во время игры в футбол? ( вратарь). Подберите синоним к этому слову (голкипер – goal - «гол» + keeper – «сторож»,  т.е. буквально «страж ворот».

- В каких видах спорта есть вратарь? (футбол, хоккей, регби, ватерполо).

  • Вы узнаете, о каком виде спорта пойдёт речь далее, если отгадаете загадку:

Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом!

Я и сидя бегу,

И встаю на бегу,

И колёса кручу,

И качу,

Куда хочу! (велосипедный спорт)

Легенда о создании велосипеда (заранее подготовленный ученик).

     Считается, что велосипед сконструировал крепостной крестьянин  Артамонов примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил пробег на своём велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву. Это был первый в мире велопробег. За изобретение велосипеда Артамонову была дарована свобода от крепостной зависимости.

 - Образуйте суффиксальным способом слова от слова «велосипед» и запишите их (велосипедист, велосипедный, велосипедик)

-  Назовите суффиксы, которые помогли нам образовать новые слова, и определите их значение.  

 

Работа с «Этимологическим словарем» (слово заимствовано из французского языка, где оно означало «быстроногий», сложение латинских слов velox «быстрый»+ pedis «нога»).

 

  • Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к»,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(хоккей).

Найдите в «Этимологическом словаре»  словарную статью о происхождении данного слова (Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада, где в 1866 году состоялся первый официальный матч. И хотя слово пришло из английского языка, восходит оно к старофранцузскому «хокет» - «пастуший посох с крюком»).

 

- Придумайте и запишите словосочетания с данным словом (играть в хоккей, заниматься хоккеем, настольный хоккей, хоккей на льду).

  • А эта спортивная игра появилась в конце XIX века. Её во всем мире называют игрой в «крылатый мяч». О чем идет речь? (о волейболе)

- Можете ли вы, не обращаясь к словарю, сказать, из какого языка пришло это слово? (из английского) Почему? ( от английского ball – мяч)

- А как тогда переводится «volley»? («полёт») Подтвердите свои предположения, обратившись к словарю.

- Какие ещё виды спорта, кроме названных, подарила нам Англия? (баскетбол, теннис, регби, бадминтон).

Если вам сложно ответить на вопрос, я даю вам подсказки.

  • Снаряд есть у боксера – груша.

А в этом спорте «фрукт» получше.

Там забивает мяч спортсмен

В ворота в виде буквы «н».

На сливу очень мяч похож.

Вид спорта этот назовешь? (регби)

 Если не догадались, то еще подсказка.

Мемориальная доска на стене одного английского колледжа гласит:«Пусть эта доска напоминает о славном деянии Уильяма Вэбба Эллиса, первого, кто осмелился нарушить правила футбола, схватил мяч руками  и побежал с ним. Так в 1823 году возникла спортивная игра».

  • Турнир идет. Турнир в разгаре.

Играем мы с Андреем в паре.

На корт выходим мы вдвоем,

Ракетками мы мячик бьём.

А против нас – Андрэ и Дэнис.

Во что играем с ними? В …(теннис)

  • В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это…(баскетбол)

Давайте рассмотрим, как образовалось это слово. Вторая часть его нам понятна, а что же значит первая часть? Для этого надо вспомнить, как играют в баскетбол (basket – корзина). А придумал эту игру преподаватель анатомии из Англии Джеймс Нейдсмик.

А из Англии футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл.

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

  • О каком виде спорта я веду речь?

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (шахматы)

Вашему вниманию я предлагаю посмотреть видеоурок об этимологии данного слова. Ваша задача: внимательно прослушав его, записать в тетради информацию о происхождении слова «шахматы».

4. Видеоурок из цикла передач «Знают ли русские русский?»

                   

5.  Орфоэпическая разминка.

   Представьте, что мы в спортивном зале, в котором проходит очередной чемпионат страны по баскетболу. Я предлагаю вам прокомментировать данный чемпионат. Но сначала  орфоэпическая разминка.

Комментатор [ м']

Комментировать [м’], [н’ т’]

6.  Работа с текстом (у каждого ученика текст на парте без знаков препинания).

    Баскетбольный матч продолжается. Положение серьёзное, разрыв в очках растёт. Тренер быстро разобравшись в обстановке берет минутный перерыв. Его указания касаются всех игроков находящихся сегодня на площадке. И вот уже игроки расположившись под щитом противника начинают атаку. Болельщики бурно реагирующие на любые действия своих любимцев замирают в ожидании подачи. Сделано несколько касаний, и мяч снова в сетке. Борьба разгорается.

                                          Задание.

1.Расставить недостающие знаки препинания, объяснить их постановку.

2. Найти слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова»  и обозначить её.

7.  Проверка  выполненного задания  по слайду 1.

8.  Редактирование текста.

- Отредактируйте начало репортажа. Но прежде определите лексическое значение слова «репортаж» по «Толковому словарю русского языка».

     Мы находимся в Сочи. Мы находимся на открытии зимней Олимпиады. Мы подошли к центральному стадиону. Мы знакомимся с оригинальным архитектурным ансамблем спортивного сооружения.

9. Работа со стихотворением (слайд 2)

Я на рассвете с солнцем просыпаюсь,

Ногами пола быстренько к…саюсь,

И полуголый снегом обт…раюсь,

Потом в сугроб поглубже заб…раюсь

И хохочу, и жарко мне в снегу,

И кровь г…рит во мне.

Теперь любое дело по плечу,

Здоровым, крепким и выносливым

Я выр…сти хочу.

                                         Задание.

1.Какова тема стихотворения? Как его можно озаглавить?

2. Найдите в стихотворении фразеологический оборот. Объясните его значение.

3. Объясните орфограммы, пропущенные в словах. Над какой орфограммой вы сейчас работали?

10. Устное рассуждение «Как я отношусь к утренней гимнастике».

Не забываем схему рассуждения:

1.Тезис.

2.Аргументы.

3.Вывод.

                                    Он связует новь и старь,

             И тебе всегда, как другу,

                                     Оказать готов услугу

                                     Русской речи государь

                                     По прозванию Словарь!

11.Комплекс упражнений для глаз «На море» (под медленную спокойную музыку)

И.П. – сидя, голова неподвижна, прямо.

«Горизонт».

1 – 4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева-направо, глазасопровождают движение, голова прямо.

5 – 8 – повторить линию горизонта справа-налево.

«Лодочка».

1 – 4 – чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5 – 8 – повторить движения счета 1 – 4 в другую сторону.

«Радуга».

1 – 4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5 – 8 – повторить движения счета 1 – 4 в другую сторону.

«Солнышко».

1 – 8 - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем повторить упражнение в другую сторону.

«Пловец плывет к берегу».

1 – 4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5 – 8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а  руку поставить вперед.

Повторить упражнение с левой руки.

«Яркое солнышко».

1 – 8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

12. Рефлексия

- Какая задача стояла перед нами ?

- Что было полезным на уроке?

- Чему я научился?

- Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

Составьте рассказ про себя:

- Я знал(а)…

- Я узнал(а)…

- Я умею…

13. Итоги урока.

14. Домашнее задание.

  • Выучить словарные слова, знать их этимологию;
  • Прочитайте текст, дополните его рассуждением о том, права ли девочка  (каждый ученик получает  текст)

       

                                   Текст.

             «Несовременный» вид спорта.

   Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения на рапирах не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. К тому же они как собаки на поводке – за ними тянется электрический шнур. Как только один притронется к другому рапирой, у судьи загорается лампочка. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому сейчас придёт в голову защищать себя при помощи шпаги!

     Нет, уж если бы я занималась спортом, то я изучала бы бокс или ещё лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.

        (По С. Киселеву)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СПОРТ,СПОРТ, СПОРТ….» (СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ)

Слайд 2

Проверяем текст. Баскетбольный матч продолжается. По лож ение серьёзное, разрыв в очках раст ёт. Тренер , быстро разобравшись в обстановке , бер ёт минутный перерыв. Его указания кас аются всех игроков , находящихся сегодня на площадке. И вот уже игроки , распо лож ившись под щитом противника , начинают атаку. Болельщики , бурно реагирующие на любые действия своих любимцев , за мир ают в ожидании подачи. Сделано несколько кас аний, и мяч снова в сетке. Борьба раз гор ается.

Слайд 3

Какова тема стихотворения? Как его можно озаглавить? Найдите фразеологический оборот. Объясните его значение. Я на рассвете с солнцем просыпаюсь, Ногами пола быстренько к…саюсь И полуголый снегом обт…раюсь, Потом в сугроб поглубже заб…раюсь И хохочу, и жарко мне в снегу, И кровь г…рит во мне. Теперь любое дело по плечу, Здоровым, крепким и выносливым Я выр…сти хочу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...