Обобщающий урок по теме "Причастие"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Обобщающий урок по теме "Причастие". Конспект урока+ презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок систематизации и обобщения знаний по теме Грамматический марафон

Слайд 2

Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П Р И Ч А С Т И Е

Слайд 3

Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.Даль Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов

Слайд 4

1этап « Экспресс-опрос» Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию Каковы постоянные признаки причастия? Вид, действительное или страдательное, возвратность, время Какие времена есть у причастия? Настоящее и прошедшее Какого времени нет? Будущего Каковы непостоянные признаки причастия? Род, падеж, число Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж, обозначает временный признак max 7 баллов

Слайд 5

рекомендующий Учитель, литературу. Литература, рекомендуемая учителем. max 1балл 2 этап Разминка

Слайд 6

воодушевляющий Тренер, спортсмена. Спортсмен, воодушевляемый тренером. max 1балл 2 этап Разминка

Слайд 7

проектирующий Архитектор, здание. Здание, проектируемое архитектором. max 1балл 2 этап Разминка

Слайд 8

3 этап Цифровой диктант 1 - действительное причастие 2 - страдательное причастие Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2. Проверь себя max 8 баллов

Слайд 9

Н-НН в причастиях Н НН В кратких причастиях В остальных случаях От глаголов совершенного вида Решить – решённый ИСКЛ! РАНЕНЫЙ 2. С приставкой, кроме НЕ покрашенный 3. Есть зависимые слова Крашенный краской забор 4. Есть суффиксы ОВА-ЕВА Линованный ИСК! КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ Вспомни орфограмму

Слайд 10

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Отточе…ый карандаш, выструга…ые половицы, беле.…ые мелом стены, Купле…ый товар. max 4 баллов 4 этап Орфографический спринт

Слайд 11

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Отточе нн ый карандаш, выструга нн ые половицы, беле нн ые мелом стены, купле нн ый товар. max 4 баллов 4 этап Орфографический спринт

Слайд 12

НЕ с причастиями НЕ пишется раздельно: С краткими причастиями С полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление союзом А или НО НЕ пишется слитно с полными причастиями: Если без Не не употребляется Если при них нет зависимых слов и нет противопоставления союзом А или НО . Вспомни орфограмму

Слайд 13

1 вариант 2 вариант Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная шутка 9. отнюдь (не) праздничный 10. никогда (не) хвастающийся Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1.( не)воспитанный человек 2. (не)меркнущий свет 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. гармония (не) достигнута 10. очень (не) учтивый 1,2.3, 10 max 4 балла 1,2,3, 10 3,6,7,8 4 этап Орфографический спринт

Слайд 14

Причастный оборот- это причастие с зависимыми словами причастный оборот. Выделяется запятыми на письме, если стоит после определяемого слова. Вспомни

Слайд 15

От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания. Полярная весна. На берегу (усеять) мелкими и острыми камнями (зар а сти) зелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи. По отлогому склону (обратить) на полдень рос ярко - зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями (покрывать) (потрескаться) землю пучками росли цветы - яркие полярные маки своей нежностью (напоминали) наши подснежники. (И. Соколов-Микитов) max 13 балл 5 этап Основной этап марафона

Слайд 16

Полярная весна. На берегу , усея н ном мелкими и острыми камнями , заросшем зелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи. По отлогому склону , обращенному на полдень , рос ярко - зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями , покрывающи ми потрескавшуюся землю , пучками росли цветы - яркие полярные маки , своей нежностью напоминавшие наши подснежники. (И. Соколов-Микитов) max 13 балл 5 этап Основной этап марафона

Слайд 17

1 вариант- усея н ном 2 вариант- напоминавшие 6 этап Финишная прямая max 5 баллов

Слайд 18

6 этап Финишная пряма я 1 вариант 2 вариант Усеянный– причастие 1.Берег(какой?)усеянный 2.Н.Ф.- усеянный Пост.- страдат., прош. вр., сов. вид; непост.- в полной форме, в ед. ч., в м. р., в П .П. 3.Берег(какой?) усеянный Определение Напоминавшие– причастие 1.Маки (какие?) напоминавшие 2.Н.Ф.- напоминавший Пост.- действит., прош. вр., сов. вид; непост.- в полной форме, во мн. ч., в И. П. 3. Маки (какие?) напоминавшие Определение max 5 баллов max 5 баллов

Слайд 19

Подведем итоги. Самооценка 44 -35 баллов- оптимально 35-20 баллов - высоко 20-15 баллов –достаточно Меньше15-низко max 44 балла Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....