Мастер-класс: «Учись весело: «Занимательная орфография»»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Миннебаева Гелзиян Нурулловна

 

Мастер-класс предназначен для учителей-словесников,занимающихся внеклассной работой.Тема актуальна.Наша жизнь требует от человека творческого подхода к решению различных задач, непривычных действий, быстрой ориентировки в ситуациях.В мастер -классе использованы разнообразные приёмы и формы работы, способствующие развитию орфографической зоркости, креативных способностей учащихся и воспитывающие уверенность в своих  способностях при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ.Подбор материала интересен, доступен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_master_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Стародрожжановская сош 1»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Мастер-класс:
«Учись весело:   «Занимательная орфография»»

                                                           Учитель: Миннебаева Г.Н

     Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

     Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии. Употребляя различные методы обучения, тем самым  развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо  тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология. Сегодня посещение мастер – класса стало распространённым явлением.

  Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской :

  • участвуйте.
  • будьте открыты и активны;
  • высказывайте свою точку зрения в диалоге;
  • учитесь, делитесь опытом, творите, выдумывайте, пробуйте;
  • будьте готовы к совместному творчеству;
  • создайте настроение.

  Тема: «Повторение орфографии при подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий (ГИА – 5, ЕГЭ – 14)»

 Принцип:  Я знаю, как это делать, и научу вас.

Правописание прилагательных с суффиксами Н и НН в прилагательных.

Цели: 1) отработать практические умения выполнения тестовых заданий на экзамене;

2) совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой;

3) воспитать орфографическую зоркость.

Задача: поиск адекватных форм и способов представления своего опыта.

Форма урока: урок- поиск.

Приёмы обучения

  •        Правило
  •      Опорный конспект
  •      Словообразование
  •      Лексическая работа
  •      Распределительный диктант
  •      Игра «Четвертый лишний»
  •      Тест
  •      Объяснительный диктант
  •      Конструирование
  •      Зрительный диктант
  •      Контрольное списывание

     

HH в суффиксах  прилагательных пишется:

1. на стыке  образующей  основы  на -Н и суффикса -Н-

2. в прилагательных, образованных  от существительных  с  помощью  суффиксов  -ОНН-  и  -ЕНН-

3. Исключения: свиной, ветреный                                           

Н пишется  в прилагательных :

1. в суффиксах  -АН-,  -ЯН-

2. в суффиксе  -ИН- .

3. Исключения: стеклянный,  оловянный 

                   -НН-      

                    ^

  * Корень  на  -Н- + -Н-      исключение :  свиной юный, зеленый.

  * Суффиксы  -ОНН- и –ЕНН-

    исключение :  ветреный.

                                    -н-

   * Суффикс  -ИН-

   * Суффиксы  -АН-

(-ЯН-)

   исключение:  стеклянный

                       деревянный

                      оловянный 

Образуйте  прилагательные от  существительных, объясните  выбор суффиксов.

а)  береста ,  чугун ,  глина ,  клюква ;

б) лимон ,  кость ,  телефон ,  кухня ;

в) журавль ,  петух ,  дерево ,  серебро .

ОПОРНЫЙ  КОНСПЕКТ

                    -НН-      

                    ^

  * Корень  на  -Н- + -Н-      исключение :  свиной юный, зеленый.

  * Суффиксы  -ОНН- и –ЕНН-

    исключение :  ветреный.

                                -н-

   * Суффикс  -ИН-

   * Суффиксы  -АН-

(-ЯН-)

   исключение:  стеклянный

                       деревянный

                      оловянный 

Словообразование

Задание  :Образуйте имена прилагательные,

объясните  выбор суффиксов.

а)  береста ,  чугун ,  глина ,  клюква ;

б) лимон ,  кость ,  телефон ,  кухня ;

в) журавль ,  петух ,  дерево ,  серебро .

Лексическая  работа

С каждым из притяжательных прилагательных

составьте и запишите по два словосочетания, в которых

прилагательное было бы употреблено сначала в

прямом значении, а затем — в переносном.

Обозначьте орфограммы.

Образец: лебединое крыло — лебединая песня.

  Орли..ый, голуби..ый, лошади..ый, соловьи..ый,

 пчели..ый, муравьи..ый, петуши..ый,журавли..ый.

Распределительный  диктант 1

Задание :  распределите  прилагательные  по колонкам

корень + суффикс ;

суффиксы  -ан- , -ин- ;

Суффикс -енн- ;

Исключения.

 а) местность  пусты_а ,  шерстя_ ой  костюм , стекля_ая   посуда ;

 б) суко_ая  куртка , песча_ый  холм  , тума_ый  взгляд;

 в) вещь  це_ая , качестве_ый  продукт , торжестве_ое  заседание.

Распределительный диктант 2

Задание : Распределите прилагательные по двум

 колонкам -н-  и -нн- .

  Цели..ый, соколи..ый, середи..ый, оси..ый,

 ути..ый, были..ый, соболи..ый, витами..ый,

 земля..ой, маши..ый, стари..ый, дровя..ой,

 мыши..ый, беспричи..ый, дли..ый, кожа..ый,

 мысле..ый, ю..ый, песча..ый, стекля..ый,

 серебря..ый.

Игра «Четвёртый лишний»

Задание: Вставьте  пропущенные  буквы ,  найди  «четвертый

 лишний»

а) овся_ой ,  берестя_ой ,  зеле_ый , тыкве _ый ;

б) обеде_ый , клюкве_ый , ветре_ый ,  безветре_ый ;

в) пчели_ый , муравьи_ый , дли_ый , лебеди_ый.

Тест

Задание :

Отметьте  строку,  в которой  все  прилагательные  имеют

суффикс  -енн- :

 а) песенный ,  безветренный , бритвенный ;

 б) болезненный , клюквенный , фирменный ;

 в) именной , производственный , тыквенный

Конструирование 1

Составьте и запишите словосочетания,

используя данные прилагательные и 

соответствующие существительные.

    Медвя_ый, глиня_ый, песча_ый, оловя_ый, полотня_ый, кожа_ый, деревя_ый, багря_ый, серебря_ый, стекля_ый.

    К_с_гор, м_даль, с_р_фан, ар_мат, п_ртфель, с_лдатик, закат,  дом, в_трина, игрушка.

Конструирование 2

Задание : Замените  выделенные  слова  именами        прилагательными  с  нужными  суффиксами, делая необходимые  перестановки  слов. 

        Образец:

На  окраине  деревни  стояла  изба  с  крышей  из  соломы.  

На  окраине  деревни  стояла  изба  с  соломенной  крышей .

Полы  в  избе  были  из  глины .

Сварили  кисель  из  клюквы .

Из  кустов  доносятся  трели  соловья .

Утром  погода  была  с  ветром .

Хороши  дни  весны !  

На  горизонте  были  видны  мельницы ,  приводимые  в          движение  ветром .

Ветерок  доносил  горький    запах  полыни .

Откуда-то  издали  доносятся  грустные  крики  журавлей .

Приближается  пора  осени .

Зрительный диктант

Образуйте от выделенных существительных прилагательные.

Почему в некоторых прилагательных пишется -НН-?

Объясните постановку знаков препинания.

Из какого произведения взяты эти строки, кто автор?

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

 Диван, чемодан, саквояж ,

Картина,   корзина, картонка

И маленькая собачонка.                              

Контрольное списывание

Надобно хорошо знать горные тр..пинки, чтобы пустит(?)ся в горы. Можно заблудит(?)ся между скалистыми в..ршинами гор, в тёмных лесах, между бе..числе(н, нн)ыми руч(?)ями и реч(?)ками. Если  гора, на к..торую вы взбираетесь, лежит в тёплом климате, то у подошвы её вы покин..те лимо(н, нн)ые и померанц..вые рощи. Выше встретят вас деревья умере(н, н)ых стран, далее найдёте вы угрюмые хвойные леса и листве(н,нн)ые деревья Севера. Ещё выше — и деревья уже пр..кращаются. Внизу изв..вается серебря (н,нн)ой лентой шумный поток. У границы веч(?)ных снегов только тощий мох напомнит о полярных странах, где он составляет почти единстве (н, нн)ую пищу северных оленей. На высокой площадке вы буд..те вполне вознаграждены величестве(н, нн)ой картиной гор. (К. Ушинский.)

Рефлексия

Сейчас я предлагаю поделиться вас своими впечатлениями о проведённом мастер-классе. Выберите понравившееся начало законченного предложения и ответьте

Сегодня я узнал(а),что…

Мне понравился приём…

Это я возьму на вооружение.

Могу предложить…

Хочу пожелать…  

Цель моя достигнута и день прожит не напрасно.

Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Учимся писать сочинение»

Этап площадки в 10-х классах «Подготовка к ЕГЭ»Мастер-класс «Учимся писать сочинение»Учитель ведёт мероприятие. Присутствует 6 команд, которые сидят за отдельными столами. Жюри оценивает активность ко...

МАСТЕР-КЛАСС «Учимся правильно дышать!»

Урок обучает профилактическим  упражнениям на формирование осанки и  предупреждение и профилактику плоскостопия, развивает координационные способности, воспитывает дисциплинированность, спло...

Мастер-класс "Учиться не для школы - для жизни"

Мастер-класс по реализации в учебном процессе метатемы "Проблема"...

Мастер-класс "Учить, играя"

Мастер-класс знакомит с разными формами игровой технологии.Даны образцы различных игр....

Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"

Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...

Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».

Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...

Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...