Правописание о-ё после шипящих в корне
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ачох Ксения Александровна

Урок русского языка для 5 класса в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_o-yo_posle_shipyashchih_v_korne.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 «В» классе

Тема: Правописание о-ё после шипящих в корне.

Цель деятельности учителя

Сформировать представление о способе выбора о-ё в корнях слов после шипящих, уметь определять написание о-ё в корнях слов и комментировать условия написания, закрепить знания этапов учебной деятельность и их содержание, тренировать умение самостоятельного

Тип урока

усвоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться использовать знания об условиях написания гласных о-ё после шипящих в корнях.

Знать условия (правила) употребления данных  букв в корнях.

Пользоваться орфографическим словарём.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации и фиксировать её, используя схемы; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ предложенных языковых объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач; способность к самооценке; ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная , групповая

Наглядно-демонстративный материал

Раздаточный материал

Основные понятия

Фонетика: звук, шипящий; морфемика: состав слова,корень, окончание; морфология: части речи, глагол; лексика: лексическое значение слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

Учитель задаёт вопросы:  

-Что такое орфограмма?

(Это ошибкоопасное место.)

- Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках?(Корни с чередованием –раст—ращ—рос-,-лаг--лож-.)Озвучьте, пожалуйста, эти правила.  

Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А.

Личностные: осознание ответственности человека за общее благополучие; положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

3.Планирование способа достижения намеченной цели

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Учитель ставит учебную задачу:  на карточках(лежат у детей на партах) даны слова с пропущенными буквами в корне: росток,щётка, прилагательное, подросток, положить,расчёска,заросли, Ростов,жёлуди, выращенный, слагаемое,отрасль. Разделите слова на группы, докажите свои действии.

Создание учителем проблемной ситуации :

 «Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ».

Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы.

Формулирую тему и цель

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. 

4.Практическая деятельность учащихся

Цель: выработка плана действий

Работа с материалом учебника на стр.112.

-Работая в парах, выявите закономерности правописания гласных о-ё после шипящих в корнях..

-Проверьте правильность своих выводов.

Работают в парах, осуществляют смысловое чтение, выводят алгоритм проверки написания гласных о-ё после шипящих в корне.

Проверяют алгоритм по теоретическому материалу.

Фиксируют основную информацию в «Тетрадь для правил» на основе интерпретации .

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

5.Этап закрепления нового материала

Цель: применение знаний на практике

Выполнение упражнения 314.

Списать слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически.

Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает  карточки:

распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся).

Карточка №1.Задание: вставьте пропущенные буквы, с двумя словосочетаниями составьте предложения.

Трудолюбивые пч…лы, спелый крыж…вник, щ…лканье соловья, ж…лтый одуванчик, дорогой ш…лк, мягкая ш…рстка, одинокий ч..лн.

Карточка №2. Задание: с данными словами составьте словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Ш…лковый, ш…ссе, трущ…ба, реш…тка, ж…лудь, капюш…н, ш…л, ш…колад, ж…сткий, веч…рка, ч…порный, тяж…лый, ш…рох.

Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях.

В карточках ученики вставляют буквы,графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку).

Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности (по алгоритму).

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Голова чтоб не болела,

 Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

 Тянем наши руки к небу,

 В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ  жизни и её реализация на уроке.

7. Закрепление с проговариванием.

Цель: творческая практическая деятельность. 

- А теперь посмотрим, как вы усвоили эту тему. Выполним упражнение 316.


Задание. Исправить ошибки в тексте.

         По шёссе мчалась машина. В кабине сидел шёфёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжёра, жёкей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шакалад и запивал крюшоном, артист жонглировал крыжёвником, нанизывая его на шёмпол. Жёкей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец молчал, надвинув на глаза капешён. Настроение у всех было мажорное. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шёв на шёртах Жоры-обжёры. Все были в шёке.

Выполняют упражнение, озвучивая выбранный вариант, комментируют изученную орфограмму.

Списывают текст и исправляют ошибки.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.

Личностные: участие в созидательном процессе.

8. Домашнее задание

Стр.112 9выучить), упр.317

ИЛИ

Составить тест-лист на изученное правило из 10 слов.

Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями; осознанно и произвольно строить сообщения творческого характера в письменной форме

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Продолжить фразу: "На этом уроке я узнал(а)..."

Рефлексия. 
Мне на уроке было - я на уроке - итог урока
1.интересно    1.работал      1.понял материал
2.скучно    2.отдыхал   2.узнал больше, чем знал
3.безразлично     3.помогал другим    3. не понял

Самооценка своих знаний на 10-бальной шкале

- Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?

Выставление отметок

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова

Урок по ФГОС в системно-деятельностном подходе...

Упражнения по теме "Правописание О-Ё после шипящих в корне слова"

Дынные упражнения предназначены для закрепления темы "Правописание о-ё после шипящих в корне слова"....

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...

Карточки по теме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова».

Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова».Русский язык. 5 класс....

Орфографический футбол по теме: "Правописание Ы-И после шипящих и Ц в корне слова"

Данная презентация "Правописание Ы-И после шипящих и Ц в корне слова" составлена для урока повторения и обобщения знаний по данной теме в 5 классе и представляет собой тренажер с выбором отв...