Подготовка к изложению, 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Егорова Ирина Борисовна

Подготовка к изложению, работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7_klass.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе

Тема - подготовка к сжатому изложению 2 час.

Форма работы: урок-практикум №1.

Разработала и провела учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №64 г. Нижний Тагил Свердловской области

 Егорова Ирина Борисовна

Дата проведения: 24.11.2016 г.

Текст взят из рабочей тетради для учащихся 7 класса. М.,  «Национальное образование», 2015 г., под редакцией И. П. Цыбулько

Цели урока:

Познавательные - формировать практические навыки проведения многоаспектного анализа текста, необходимые для написания сжатого изложения; содействовать организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению текста

-Регулятивные- создать  необходимые условия для  развития творческого логического мышления учащихся, повышения их познавательной мотивации.

 Коммуникативные-совершенствовать различные виды речевой деятельности учащихся на уроке,

Оборудование:  компьютер;  мультимедийный проектор;  экран; Образовательные ресурсы: раздаточный материал, тексты, открытка, бланк телеграммы, плакат

 1.Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас с вами открытый урок,  на котором  мы  будем  готовиться к изложению по тексту  Н.Журковича, написавшего много замечательных   произведений о красоте  нашей родной русской природы, о животных и птицах, общение с которыми делает человека зачастую счастливым.

И мне хочется, чтобы урок наш получился как праздник, праздник мысли, праздник познания,  праздник  нашего совместного творчества.

Давайте улыбнемся друг другу и подарим себе успех!

 2.Целеполагание

 Перед тем, как начать работу с текстом, давайте вспомним  слова великого русского писателя Л.Н.Толстого:

«Если хочешь быть умным, научись внимательно (Учащиеся заканчивают мысль… слушать), разумно…( спрашивать), спокойно…( отвечать) и перестань говорить,…( когда нечего сказать)».

Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам

Слайд№1

  1.  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы можете предположить,  о чем пойдет речь в тексте?   На слайде разбросаны слова:  синица, рассказчик, привязалась,  моя подружка, озорная, бестия, накрывал скатерть-самобранку, прятала, наблюдал, жадина, возлюбленная, субъект

Предположения детей (ответы )

Работа с текстом -учитель читает текст

Слайд№»2,№3

 1.Отъевшись на щедрых харчах, синица привязалась ко мне.2.Весь день я переходил от лунки к лунке, отыскивая окуня, и весь день за мной сновала синица.3. Ее попискивание мне казалось не жалобным, а озорным.4.Раза два мы с моей подружкой устраивали совместные пиршества.5.Я варил на спиртовке кофе и грел бутерброды, а для синицы накрывал рукавицу-самобранку с ее лакомствами.6.И тут я заметил, что моя подруга хитрющая бестия.

7.Как бы вам понравилось, если бы вы, к примеру, пригласили кого-нибудь к себе в гости, усадили бы за стол и стали  бы потчевать, а этот субъект, вас не стесняясь, стал бы брать еду с тарелок и прятать себе в карманы?

8…….. таким субъектом оказалась моя синица.9. Сколько я ни выкладывал съестных припасов, все постепенно исчезало, и в первую очередь маленькие кубики мороженого сала.10.Она уносила еду в кустарник и где-то там прятала, видимо, про запас.

11.Нет уж, надуть себя я не позволю.12.Пока синица ела «за столом», я спокойно наблюдал за ней, а когда она начинала класть еду в «карман», я заворачивал лакомства в кусок газеты.13.И тут начинался настоящий концерт!14.Синица, казалось, зло выпискивала: «Жадина!».15.Но мною овладело чувство, вероятно, схожее с чувством неудачника, который пытается удержать возлюбленную любыми средствами.

                                                                                (По Н.Журковичу)

Ребята, оправдались ли ваши  предположения  по содержанию текста?

  Какие чувства у вас вызвала услышанная история? (удивление?  веселье?  беспокойство?  заставила задуматься? (над чем?)

(Ответы детей)

Слайд№4

Вывод: человек должен жить в гармонии с природой, тогда и в его душе будет жить гармония, человек будет счастливым.

Форма работы учащихся - по группам (их 4);

 метод- практический

А сейчас возьмите  тексты, которые лежат у вас на столе, внимательно вчитайтесь в  текст и, используя прием «Инсерт», сделайте пометки на полях

Работа с таблицей

 

   " V "
   поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

   " + "
   поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

   " - "
   поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

   " ? "
   поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Проверка


   

Теперь, переверните страницу, на которой напечатан текст, и попытайтесь ответить на следующие вопросы

Форма работы – фронтальная, метод - беседа

Как вы думаете, какова главная мысль этого текста?

1.Синица больше всего любила мороженое сало?

2.Показать, что окружающий нас мир хранит много чудес и загадок?

 3.Рассказчик настолько сроднился с синицей, что даже научился понимать ее язык?

4.Птицам свойственна благодарная любовь к человеку, но их инстинкты сильнее?

Какое предложение из текста служит доказательством следующего утверждения:

 «Рассказчик настолько сроднился с синичкой, что даже как будто бы научился понимать ее язык? Назовите  номер этого предложения.

Ответ…(14)

Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО

1)харч (предложение 1) - пища, еда

2)бестия (предложение 2) -плут, пройдоха, обманщик

3)потчевать (предложение 7) –угощать

4)субъект (предложение 7 ) – хитрый, изворотливый человек

Ответы детей

Выясняем значение слова субъект

Слайд№5

(Для справки «субъект»-1.познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания;

                                          2.Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом)

Какое слово должно стоять первым в предложении№8?

1.Но

2.Поэтому

3. Именно

4.В то же время

1группа - составляет вопросный план с помощью «толстых» вопросов, используя слова: КАК? СКОЛЬКО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАКИМ ОБРАЗОМ?

 и записывает  его на листе ватмана, который  прикрепляет на доску

(Примерные вопросы

-Как проводили время синица и рассказчик?

-С какой целью рассказчик сравнивает синицу с невоспитанным гостем

-Зачем прятала синица еду?

Почему рассказчик не давал птице прятать еду?)

2 группа составляет синквейн на ватмане к образу СИНИЦА   и прикрепляет его на доску (Примерный синквейн

                                        Синица

                               Озорная, хитрая

                     уносила, прятала, возмущалась

               Синица оказалась настоящей бестией

                                      Возлюбленная)

3 группа составляет синквейн на ватмане  к образу  РАССКАЗЧИК  и прикрепляет его на доску (Примерный синквейн

                                      Рассказчик

                 Наблюдательный, добродушный

                  Накрывал,   угощал,   заворачивал

                 Привязался к синице всей душой

                                       Дружба)

4 группа, используя прием «Ключевые слова » выстраивает лестницу( по горизонтали) к слову «Синица»

1.Синица

                  2. Моя подруга

                                              3. Моя синица

                                                                        4.  Возлюбленная

Проверяем. Оцениваем. Делаем выводы.

Озаглавливаем текст, ориентируясь на синквейны

 и таблицу- лестницу с ключевыми словами.

 Какое название отражает главную тему этого текста?

1.Прожорливая синица

2.Приключение на рыбалке

3. Озорная синица

4.Привязанность человека и птицы друг к другу

Работа над сжатием текста

Необходимо передать  содержание текста, вычленив самую главную информацию, тем самым сжав его

1группа пишет  краткое содержание текста  на открытке

(Примерный ответ: в тексте Н.Журковича повествуется  о том, как  рассказчик настолько сроднился с синичкой, что даже как будто  научился понимать ее «птичий» язык).

2 –на бланке телеграммы, (Примерный ответ (рассказчик  сроднился синицей стал понимать язык своей подружки).

3-отправляет СМС учителю на телефон (№ телефона учитель дает им во время урока, (Примерный ответ (рассказчик сроднился  настолько с синицей, что не представлял себе рыбалки без нее).

4 –на рекламной растяжке (Примерный ответ Хит продаж - рассказ Н.Журковича о том, как маленькая озорная подружка  сделала человека  счастливым!).

Проверяем. Оцениваем. Делаем выводы

 ? Кто из вас знает, какой праздник создан по инициативе Союза охраны птиц России, который отмечается 12 ноября?

Ответы детей

Слайд №6

 Несколько лет назад в России появился  экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России. Несмотря на то, что Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. Именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей

Помните, что лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом и соленым салом Охотнее всего синицы берут с кормушек семена подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало. Без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только две.  Если вы хотите, чтобы зимним утром вас будил бодрый перезвон синиц, повесьте перед окном своей спальни кормушку или разбросайте корм прямо на балконе.

Итог урока. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке вопросительным, или восклицательным знаком, или многоточием.

Домашнее задание: написать черновик краткого изложения(8 предложений), изменив финал текста после предложения №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе. "Подготовка к изложению с творческим заданием"

Презентация помогает провести на уроке "виртуальную" экскурсию в известную на весь мир Третьяковку и подготовить учеников к написанию творческой работы....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Подготовка к изложению "Одежда поморов". Урок развития речи.

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. В урок включён региональный компонент....

Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и зак...

Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к изложению с изменения формы действующего лица

Цель:совершенствование навыков анализа текста;совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;совершенствование навыков переконструирования  предложений с целью изменения формы действу...