Методическая разработка написания сочинения-рассуждения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Пугачева Надежда Анатольевна

Сценарий урока "Написание сочинения- рассуждения на тему"Человечность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chelovechnost.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на тему  «Человечность»».

Дата: 14.010.2016 г.

Подготовила:  учитель русского языка и литературы  Пугачева Надежда Анатольевна.

Сценарий урока развития речи в 9 классе.

Цель урока: 

-воспитание сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения

совершенствовать  умения выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- овладение основами культуры устной и письменной речи

-обогащение словарного запаса языка

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:   формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока.

Ӏ..

Эпиграф на доске  (запись в тетради):

«Пока человек чувствует боль он жив.

Пока человек чувствует чужую боль он Человек».

Тема урока: Что такое человечность?

Ӏ. Эмоциональный настрой.

Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) .

ӀӀ. Собеседование с классом:

  • Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии,  как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и соберем материал к сочинению.

Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

гуманность     самоотверженность         доброта      отзывчивость

               

    долг  

                             Человечность                     любовь  

альтруизм

        сочувствие                      забота                                         внимание                                             ласка  

        сострадание             человеколюбие      жалость                                  

                              толерантность

 

-Подберите  однокоренные слова к слову  человечность

 (Человек )

-Значит ли это, что каждый человек  человечный?

(каждый человек   должен быть человечным, но это не не всегда так)

-Подберите слова, обозначающие отсутствие этих качеств. Как будут называться такие слова? (Антонимы)

 равнодушие   эгоизм         черствость      бездушие

 

                  зависть

 высокомерие            Человечность          жадность  

           жестокость                безжалостность

-Выберите гипероним  к слову человечность

(Гипероним- слово с более широким значением  выражающее общее, родовое понятие)

Слайд 2: Чувство, свойство, качество ,нравственное качество, способность, эмоции,  комплекс эмоций, поведение, черта личности, отношение, состояние человека, убеждения и принципы.

-Попробуйте дать определение понятия человечность, используя собранный материал.

Слайд 3: Определение- логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Определение- это установление смысла незнакомого слова с помощью знакомых и уже осмысленных слов.

Определение- это уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.

Дать определение слова- это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

- Давайте обратимся к толковым словарям и  сопоставим наши определения с определениями  лингвистов.

 Слайд 4

Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь

Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, доброта, добролюбие, отзывчивость. Словарь русских синонимов

Человечность — гуманность, человеческое отношение к окружающим.

Толковый словарь Ушакова

Человечность - словообразовательная калька . нем.humanitat . Впервые встречается у Фонвизина. Этимологический словарь русского языка.

 

- Попробуем прокомментировать данное определение

Слайд 5:Прокомментировать- значит пояснить данное определение, показав, какова для Вас значимость этого понятия, насколько важно оно для вас и общества в целом.

Что лежит в основе человечности?

Считаете ли Вы это качество ценным?

О такких негативных качеств освобождает человечность?

 Как изменится мир, если человечность уйдет из нашей жизни?

Может ли человек состояться как личность, если в нем не будет такого качества, как человечность?

- Давайте познакомимся с высказываниями других известных людей о человечности. Как Вы понимаете их?

Слайд 6

Народу много, а людей немного .Диоген

Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку .Саади

Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку. Руссо Ж.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть это зависит только от нас самих. Конфуций

Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

Иоанн Златоуст


Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.Иммануил Конфуций

Кант

Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей.Иммануил

Кант

Берегите в себе человека. Антон Павлович Чехов

- Понравившееся высказывание спишите. При необходимости его можно использовать при комментарии определения.

-А теперь попробуем , используя прием сравнения, который позволяет ярче описать понятие, продолжить высказывание.

Слайд 6

- Человечность похожа на спасательный круг, так как ...

-Человечность- лучшее лекарство от...

- Человечность похожа на солнце, потому что...

- Человечность сродни огню, который...

-Если есть необходимость, подкорректируйте написанный комментарий.

- Давайте попробуем в подтверждение наших мыслей привести примеры-аргументы из вашего  жизненного опыта. Приходилось ли Вам  в  повседневной жизни встречаться  с проявлением человечности или ее отсутствием?

- А какие примеры человечности описаны в литературе?

Слад 5

А.Платонов "Юшка"

-Кого из героев рассказа можно назвать человечным? В чем это проявляется?

- Л Улицкая "Перловый суп".

- Расскажите о главной героине, Марине Борисовне.

- Всегда ли человечность находит понимание, оценивается по достоинству?

-Ответом на ее человечный поступок стало зло. Она столкнулась с обманом, мошенничеством. Почему героиня не изменилась, не перестала сочувствовать и помогать людям?

-Какие еще рассказы Л. Улицкой о человечности вы помните?

- Кого из героев рассказа "Бедные родственники" можно отнести к человечным? В чем это проявляется?

- Для чего писатели показывают примеры человечности?

- К сожалению, в нашей жизни есть немало примеров и бесчеловечности. А встречались ли вы с такими примерами в литературе?

- Кого их героев рассказа Ю. Мамлеева "Прыжок в гроб" можно отнести к нелюдям?

-Екатерина Петровна, по-вашему, -человечна? Почему она согласилась с предложением родственников? Как это ее характеризует?

- Последним этапом написания сочинения-рассуждения является залючение, которое содержит вывод сказанного.Он должен быть связан с тем, что доказывали, о чем рассуждали.

-Задание на дом. Письменно оформить аргументы рассуждения и заключение.

 Рефлексия.

  - Что нового и важного вы узнали на уроке?

  - Где вы  сможете применить полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Комплекс определённых требований для написания сочинения-рассуждения. (Методические рекомендации для учителей русского языка, работающих в 10-11 классах.)

Методические рекомендации, рассматриваемые в данной заметке, помогут учителю-предметнику  подготовить обучающихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку(...

Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.

Методические рекомендации для обучающихся  9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа....

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" .  Урок - исследование, урок развития речи, урок ...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...