Программа кружка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Шарафиева Клавдия Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_russkogo_yazyka_6kl.docx51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

Верхнепышминский  механико-технологический техникум «Юность»

со структурным подразделением кадетская школа-интернат

Кружок

для учащихся 6 класса

" Лексика и фразеология русского языка"

                                                                                                             

                                                                                                           Разработчик:

                                                                                                                   Шарафиева К.Ю.,

                                                                                                                 преподаватель

                                                                                                                     русского языка и

                                                                                                            литературы

Верхняя Пышма, 2016 г.

Пояснительная записка

Программа кружка предназначена для учащихся 6 класса кадетской школы -интернат и посвящена наиболее интересным разделам лингвистики. В программе рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с  которыми связаны все остальные единицы языка и функционирование которых во многом определяется ими.

Развитие общественной жизни прямо отражается на изменениях словарного состава языка. В лексике и фразеологии наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями. Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц.

Цель программы: расширение знаний учащихся о языке

Задачи программы:

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • формировать эстетический вкус;
  • прививать любовь к русскому языку.

     Чтобы грамматические правила не показались “скучными”, материал подается в занимательной форме. Курс рассчитан на 35 часов, из которых теоретическая часть (17 ч.), практическая часть (18ч.)

           

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе освоения курса;

осознавать ответственность за написанное, потребность сохранить чистоту русского языка

владеть всеми видами речевой деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

строить логическую цепь рассуждения, осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; осмысливать цель чтения

Учебный план

№ п/п

раздела

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

теория

практика

1

Виды лексики.

2

1

1

Текущий контроль, проверка теста

2

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

    2

1

1

Текущий контроль. Самоконтроль. Редактирование текста.

3

Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы.

   2

1

1

ВзаимоконтрольСообщения.

4

Род русских несклоняемых существительных

2

1

1

Текущий контроль. Проверка кроссворда.

5

Обозначение лиц по профессии

2

1

1

Составление синквейна

6

Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию

2

1

1

Конспект

Фронтальный опрос

7

Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных.

2

1

1

Текущий контроль. Выполнение упражнений

8

Собирательные числительные как синонимы.

2

1

1

Ролевая игра.

9

Количественные числительные как синонимы.

2

1

1

Составление памятки.

10

Склонение количественных числительных.

2

1

1

Тест

11

Склонение составных количественных числительных.

2

1

1

Редактированиение текстов.

12

Нанизывание падежей.

2

1

1

Выполнение упражнений

13

Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами.

2

1

1

Составление собственных текстов с использованием подобных конструкций.

14

Выбор правильного падежа и предлога.

2

1

1

Выполнение упражнений

15

Значение фразеологизмов

2

1

     1

  • Составление опорного конспекта.

16

Источники фразеологизмов

2

1

1

Редактирование текста.

Фронтальный опрос

17

Повторение изученного за курс

2

1

1

Выполнение упражнений

18

Итоговое занятие

1

-

1

Контрольная работа

Итого:

35

17

18

Содержание учебного плана:

Раздел 1. Виды лексики.

Теория: Лексика - словарный состав языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устаревшие слова. Неологизмы и т.д.

Практика: Выполнение упражнений. Определение лексического значения слов. Работа с толковым словарем.

Раздел 2. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. 

Теория: Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (шерстяное кашне). Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави).

Практика: Работа с грамматическим словарем. Работа со словарем иностранных слов. Составление текста. Редактирование текста с несклоняемыми существительными иноязычного происхождения.

Раздел 3. Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы

Теория: Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони). Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров. По родовому наименованию определяется и род названий органов печати.

Практика: Составление опорных конспектов по данной теме. Редактирование текста. Сообщения.

Раздел 4. Род русских несклоняемых существительных.

 Теория: Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду.

Практика: Разгадывание кроссворда. Работа с грамматическим словарем. Составление словаря русских несклоняемых слов. Ролевая игра.

Раздел 5. Обозначение лиц по профессии

 Теория: обозначение лиц по профессии сохраняет форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (геолог), так как долгое время носителями этих профессий были только мужчины. Для обозначения пола в этих случаях часто используется смысловое соглашение сказуемого- глагола в прошедшем времени. Параллельные названия легко образуются, если данная специальность (профессия, род занятий) в равной мере связана с женским и мужским трудом (продавец – продавщица, санитар – санитарка), а также, если эти названия относятся к области спорта, искусства, связаны с отношением общественной организации (спорт – спортсменка, певец – певица).

Практика: Составление синквейна. Выполнение упражнений.

Раздел 6. Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию 

Теория: Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию

сохраняет форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (директор, доцент, генерал), так как долгое время носителями этих профессий и званий были только мужчины. Для обозначения пола в этих случаях часто используется смысловое соглашение сказуемого- глагола в прошедшем времени.

Практика: Подготовка реферативного сообщения. Краткое конспектирование.

Раздел 7. Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных.

Теория: Существительные в большинстве своем имеют в именительном падеже множественного числа окончание –ы(-и): заводы, кони. Однако целый ряд существительных в этом случае оканчивается на ударное –а(-я): адреса, края. В наши дни рост форм на –а (-я) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативное. При наличии варианта –а(-я)-ы(-и) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов: а). Структура слова место ударения. б). Происхождение слова. в). Стилистическая дифференциация. 

Практика: Составление памятки. Составление текста. Выполнение теста. Ролевая игра.

Раздел 8. Собирательные числительные как синонимы

 Теория: В некоторых случаях для обозначения количества используются, наряду с количественными числительными, также числительные собирательные. Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно:

  • с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей);
  • с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое ножниц);
  • с личными местоимениями (нас двое);
  • с существительными дети, ребята, люди, лицо (двое детей);
  • с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц (вошли двое).

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола. Не сочетаются с существительными мужского рода, обозначающими название животных.

Практика: Работа с научным текстом, в котором содержится информация по данной теме. Редактирование текста. Составление памятки.

Раздел 9. Количественные числительные как синонимы

 Теория: Для обозначения количества используются  количественные числительные. Отвечают на вопрос: сколько?  Бывают простые, сложные и составные.

 Практика: Работа с научным текстом, в котором содержится информация по данной теме. Редактирование текста. Составление памятки.

Раздел 10. Склонение количественных числительных.

Теория: В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительными в падеже

  • Склонение числительных 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
  • Склонение числительных 40, 90, 100.

Практика: Составление памятки. Моделирование текста.

Раздел 11. Склонение составных количественных числительных. 

Теория: В составных количественных числительных склоняется каждое слово.

  • При смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 5 и 3.5м. (пять и три пятых метра).
  • Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей и для всех остальных.

Практика: Выполнение упражнений. Составление памятки. Составление теста  учениками. Ролевая игра.

Раздел 12. Нанизывание падежей

 Теория: К числу стилистических недостатков так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного.

Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.

Практика: Работа со словарем. Составление текстов.

Раздел 13. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами.

Теория: Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.

Практика: Редактирование текста. Составление собственных текстов с использованием подобных конструкций.

Раздел 14. Выбор правильного падежа и предлога.

Теория: Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.

Практика: Составление конспекта. Работа с грамматическим словарем. Редактирование сочинений. Составление памятки.

Раздел 15. Значение фразеологизмов.

 Теория:  Фразеологизмы - устойчивые словосочетания. Различные виды фразеологизмов со словом нос, губы, уши и пр. Сфера употребления.

Практика: Работа с источником информации (статья). Краткое конспектирование. Составление опорного конспекта. Составление синквейна. Редактирование текста.

Раздел 16. Источники фразеологизмов.

Теория: Фразеологизмы возникли из разных источников:1) речь работников той или иной профессии, 2) из истории, 3) из мифов, художественных произведений и т. д. Примеры фразеологизмов из того или иного источника. Их разбор.

Практика: Выбор информации по данной теме. Составление памятки. Редактирование текста. Составление собственного текста (тему определяет учитель).

Раздел17. Повторение изученного за курс

Теория: повторение материала разделов №№1-16

Практика: Выполнение упражнений

Раздел18. Итоговое занятие.

Практика: контрольная работа за курс

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведе

ния занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведе

ния

Форма контроля

1

сентябрь

06

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Виды лексики

кабинет № 42

Фронтальный опрос

2

сентябрь

13

16. 00

Практическое занятие

1

Виды лексики

кабинет № 42

Входной контроль.

3

сентябрь

20

16. 00

Презен

тация.

1

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

кабинет № 42

Текущий контроль.

4

сентябрь

27

16. 00

Практическое занятие

1

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

кабинет № 42

Самоконтроль.

5

октябрь

04

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы

кабинет № 42

Фронтальный опрос

6

октябрь

11

16. 00

Практическое занятие

1

Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы

кабинет № 42

тест

7

октябрь

18

16. 00

Презен

тация.

1

Род русских несклоняемых существительных.

кабинет № 42

Фронтальный опрос

8

октябрь

25

16. 00

Ролевая игра.

1

Род русских несклоняемых существительных.

кабинет № 42

Проверка кроссворда

9

ноябрь

08

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Обозначение лиц по профессии

кабинет № 42

Устный опрос

10

ноябрь

15

16. 00

Практическое занятие

1

Обозначение лиц по профессии

кабинет № 42

тест

11

ноябрь

22

16. 00

Презен

тация.

1

Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию

кабинет № 42

Текущий контроль

12

ноябрь

29

16. 00

Практическое занятие

1

Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию

кабинет № 42

Текущий контроль, тест

13

декабрь

06

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных.

кабинет № 42

Фронтальный опрос

14

декабрь

13

16. 00

Практическое занятие

1

Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных.

кабинет № 42

Взаимопроверка по алгоритму

15

декабрь

20

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Собирательные числительные как синонимы

кабинет № 42

Устный опрос

16

декабрь

27

16. 00

Практическое занятие

1

Собирательные числительные как синонимы

кабинет № 42

тест

17

январь

17

16. 00

Презен

тация.

1

Количественные числительные как синонимы

кабинет № 42

Фронтальный опрос

18

январь

24

16. 00

Практическое занятие

1

Количественные числительные как синонимы

кабинет № 42

Само

проверка

19

январь

31

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Склонение количественных числительных.

кабинет № 42

Текущий контроль

20

февраль

07

16. 00

Практическое занятие

1

Склонение количественных числительных.

кабинет № 42

Взаимопроверка по алгоритму

21

февраль

14

16. 00

Презен

тация.

1

Склонение составных количественных числительных.

кабинет № 42

Фронтальный опрос

22

февраль

21

16. 00

Ролевая игра

1

Склонение составных количественных числительных.

кабинет № 42

Текущий контроль

23

февраль

28

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

 Нанизывание падежей

кабинет № 42

Устный опрос

24

март

01

16. 00

Практическое занятие

1

 Нанизывание падежей

кабинет № 42

тест

25

март

07

16. 00

Семинар

1

Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами.

кабинет № 42

Индивидуальные сообщения

26

март

14

16. 00

Практическое занятие

1

Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами.

кабинет № 42

Взаимопроверка по алгоритму

27

март

28

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Выбор правильного падежа и предлога

кабинет № 42

Фронтальный опрос

28

апрель

04

16. 00

Практическое занятие

1

Выбор правильного падежа и предлога

кабинет № 42

Самопроверка

29

апрель

11

16. 00

Презен

тация.

1

Значение фразеологизмов

кабинет № 42

Устный опрос

30

апрель

18

16. 00

Практическое занятие

1

Значение фразеологизмов

кабинет № 42

Проверка синквейна

31

апрель

25

16. 00

Мини-лекция.

Беседа

1

Источники фразеологизмов

кабинет № 42

Фронтальный опрос

32

май

02

16. 00

Практическое занятие

1

Источники фразеологизмов

кабинет № 42

Взаимопроверка по алгоритму

33

май

16

16. 00

Семинар

1

Повторение изученного за курс

кабинет № 42

Индивидуальные сообщения

34

май

23

16. 00

Тренинг

1

Повторение изученного за курс

кабинет № 42

Устный опрос

35

май

30

16. 00

Контрольная работа

1

Итоговое занятие

кабинет № 42

Проверка к.р.

Литература для учителя и учеников

  1. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М., 2013
  2. Булатов М. Собирал человек слова…Повесть о В.И. Дале. М., 2014
  3. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. М., 2015
  4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 2014
  5. Ларин Б.А. Очерки по фразеологии. М., 2013
  6. Мокиенко В.М. Поговорки. М., 2015
  7. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. М., 2013
  8. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык? М., 2012
  9. Шалашова А.И. Ознакомление учащихся с системными отношениями в лексике. М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс

цели занятий данного курса: -помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых к...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...