Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования
«Вятский электромашиностроительный техникум»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
ОДБ.01 Русский язык |
технический |
общеобразовательный цикл базовый уровень |
г.Киров
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку
Организация разработчик: КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум»
Разработчик:
Симонова Н.В.– преподаватели русского языка и литературы КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум»
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол № 1 от «___ »_________2016 г
Председатель ПЦК Сизова Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ.
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 18 |
| 23 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям среднего профессионального образования:
15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудова-
ния (по отраслям)
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
15 .01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке
Программа учебной дисциплины может быть использована при изучении русского языка в учреждениях СПО, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования для подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русого литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 170 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 170 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 14 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 46 |
в том числе: | |
Работа с литературными источниками Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) | 10 36 |
Итоговая аттестация в форме диктанта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Всего: 170 ч. 124 ч. аудиторные занятия 46 ч. СР | ||||
Введение. | 2 | |||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 1 | 2 | ||
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | |||
Контрольная работа № 1. | 1 | 3 | ||
Входящий контроль знаний. | ||||
Самостоятельная работа. -выполнение домашнего задания ; - работа со словарями, справочниками.. л | 4 | |||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 4 | |||
Тема 1.1. Язык и речь. | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | 1 | |
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | |||
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности. | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | 2 | |
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 2 | |||
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | |||
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 2 | |||
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 2 | |||
Тема 1.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. | Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. | 2 | 1 | |
Тема, основная мысль текста. | 2 | |||
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте. | 2 | |||
Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | |||
Типы речи (повествование, описание, рассуждение). | 2 | |||
Соединение в тексте различных типов речи. | 2 | |||
Лингвостилистический анализ текста. | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи. Стилистика и синонимические средства языка. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы. Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм. Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 2 | 3 | ||
Раздел 2. Лексика и фразеология. | 6 | |||
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление | Лексическое и грамматическое значения слова. | 2 | 2 | |
Многозначность слова. | 2 | |||
Прямое и переносное значение слова. | 2 | |||
Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 2 | |||
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. | 1 | |||
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 | |||
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. | Исконно русская лексика. | 1 | 2 | |
Заимствованная лексика. | 2 | |||
Старославянизмы. | 2 | |||
Нейтральная лексика. | 2 | |||
Книжная лексика. | 2 | |||
Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). | 2 | |||
Профессионализмы. | 2 | |||
Терминологическая лексика. | 2 | |||
Архаизмы. | 2 | |||
Историзмы. | 2 | |||
Неологизмы. | 2 | |||
Особенности русского речевого этикета. | 2 | |||
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | 2 | |||
Тема 2.3. Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы. | Русские пословицы и поговорки. | 1 | 2 | |
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. | 2 | |||
Афоризмы. | 2 | |||
Лексические и фразеологические словари. | 2 | |||
Лексико-фразеологический разбор. | 2 | |||
Лексические ошибки и их исправление. | 2 | |||
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | |||
Контрольная работа № 2. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология».(тест) | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 4 | 3 | ||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 18 | |||
Тема 3.1. Фонетические единицы. | Звук и фонема. | 4 | 2 | |
Открытый и закрытый слог. | 2 | |||
Соотношение буквы и звука. | 1 | |||
Фонетическая фраза. | 1 | |||
Ударение словесное и логическое. | 2 | |||
Роль ударения в стихотворной речи. | 1 | |||
Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 1 | |||
Тема 3.2. Орфоэпические нормы. | Произносительные нормы и нормы ударения. | 2 | 2 | |
Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. | 1 | |||
Использование орфоэпического словаря. | 2 | |||
Тема 3.3. Орфография. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 10 | 2 | |
Употребление буквы Ь. | 2 | |||
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 2 | |||
Правописание приставок на З - / С - . | 2 | |||
Правописание И – Ы после приставок. | 2 | |||
Контрольная работа № 3. | 2 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Фонетика и орфография». | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 8 | 3 | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | 10 | |||
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. | Многозначность морфем. | 2 | 1 | |
Синонимия и антонимия морфем. | 1 | |||
Морфемный разбор слова. | 2 | |||
Словообразование знаменательных частей речи. | 1 | |||
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 1 | |||
Понятие об этимологии. | 1 | |||
Словообразовательный анализ. | 2 | |||
Тема 4.2. Орфография. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 6 | 2 | |
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 2 | |||
Правописание сложных слов. | 2 | |||
3 | ||||
Контрольная работа № 4. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант и его анализ. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 6 | 3 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография. | 20 | |||
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное. | Грамматическое значение слова. | 2 | 2 | |
Грамматическая форма и синтаксическая функция слова. | 2 | |||
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. | 2 | |||
Лексико-грамматические разряды имен существительных. | 2 | |||
Род, число, падеж существительных | 2 | |||
Склонение имен существительных. | 2 | |||
Правописание окончаний имен существительных. | 2 | |||
Правописание сложных существительных. | 2 | |||
Морфологический разбор имени существительного. | 2 | |||
Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | |||
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. | 2 | 2 | |
Степени сравнения имен прилагательных. | 2 | |||
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | 2 | |||
Правописание сложных прилагательных. | 2 | |||
Морфологический разбор имени прилагательного. | 2 | |||
Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | |||
Тема 5.3. Имя числительное. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. | 2 | 2 | |
Правописание числительных. | 2 | |||
Морфологический разбор имени числительного. | 2 | |||
Употребление числительных в речи. | 2 | |||
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | |||
М Тема 5.4.Местоимение. | Значение местоимения. | 2 | ||
Лексико-грамматические разряды местоимений. | 2 | 2 | ||
Правописание местоимений. | 2 | |||
Морфологический разбор местоимения. | 2 | |||
Употребление местоимений в речи. | 2 | |||
Местоимение как средство связи предложений в тексте. | 2 | |||
Тема 5.5. Глагол. | Грамматические признаки глагола. | 2 | 2 | |
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | 2 | |||
Правописание НЕ с глаголами. | 2 | |||
Морфологический разбор глагола. | 2 | |||
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 2 | |||
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. | Образование действительных и страдательных причастий. | 2 | 2 | |
Правописание суффиксов и окончаний причастий. | 2 | |||
Правописание НЕ с причастиями. | 2 | |||
Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | |||
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 2 | |||
Морфологический разбор причастия. | 2 | |||
Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола. | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | 2 | 2 | |
Правописание НЕ с деепричастиями. | 2 | |||
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 2 | |||
Морфологический разбор деепричастия. | 2 | |||
Тема 5.8. Наречие. Слова категории состояния. | Грамматические признаки наречия. | 4 | 2 | |
Степени сравнения наречий. | 2 | |||
Правописание наречий. | 2 | |||
Отличие наречий от слов-омонимов. | 2 | |||
Морфологический разбор наречия. | 2 | |||
Употребление наречия в речи. | 2 | |||
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 2 | |||
Безлично-предикативные слова. | 2 | |||
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. | 2 | |||
Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 2 | |||
Контрольная работа № 5. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант и его анализ. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. | 10 | 3 | ||
Итого на 1 курсе 60 часов. | ||||
Раздел 6. Служебные части речи. | 14 | |||
Тема 6.1. Предлог как часть речи. | Правописание предлогов. | 4 | 2 | |
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. | 2 | |||
Употребление предлогов в составе словосочетаний. | 2 | |||
Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | |||
Тема 6.2. Союз как часть речи. | Правописание союзов. | 4 | 2 | |
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. | 2 | |||
Употребление союзов в простом и сложном предложении. | 2 | |||
Союзы как средство связи предложений в тексте. | 2 | |||
Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. | Правописание частиц. | 4 | 2 | |
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 2 | |||
Частицы как средство выразительности речи. | 2 | |||
Употребление частиц в речи. | 2 | |||
Правописание междометий и звукоподражаний. | 2 | |||
Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 2 | |||
Употребление междометий в речи. | 2 | |||
Контрольная работа № 6. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Служебные части речи. Выразительные возможности служебных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Слитное, раздельное написание союзов. | 4 | 3 | ||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | 50 | |||
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Словосочетание. | 4 | 2 | |
Предложение, сложное синтаксическое целое. | 2 | |||
Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | |||
Строение словосочетания. | 2 | |||
Виды связи слов в словосочетании. | 2 | |||
Нормы построения словосочетаний. | 1 | |||
Синтаксический разбор словосочетаний. | 2 | |||
Значение словосочетания в построении предложения. | 1 | |||
Синонимия словосочетаний | 1 | |||
Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение. | 1.Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. | 30 | 2 | |
2.Интонационное богатство русской речи. | 1 | |||
3.Логическое ударение. | 2 | |||
4.Прямой и обратный порядок слов. | 1 | |||
5.Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | 1 | |||
6.Грамматическая основа простого двусоставного предложения. | 2 | |||
7.Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | |||
8.Согласование сказуемого с подлежащим. | 2 | |||
9.Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | 1 | |||
10.Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). | 2 | |||
11.Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | 2 | |||
12.Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 2 | |||
13.Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. | 2 | |||
14.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 2 | |||
15.Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | 2 | |||
16.Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | 2 | |||
17.Однородные и неоднородные определения. | 2 | |||
18.Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 2 | |||
19.Предложения с обособленными и уточняющими членами. | 2 | |||
20.Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. | 2 | |||
21.Обособление приложений. | 2 | |||
22.Обособление дополнений. | 2 | |||
23.Обособление обстоятельств. | 2 | |||
24.Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. | 2 | |||
25.Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 2 | |||
26.Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 2 | |||
27.Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 2 | |||
28.Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 2 | |||
29.Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. | 2 | |||
30.Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. | 2 | |||
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | |||
Тема 7.3. Сложное предложение. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 14 | 2 | |
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | |||
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | |||
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 2 | |||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | |||
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 2 | |||
Контрольная работа № 7. | 2 | 3 | ||
Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 8 | 3 | ||
Итого на 2 курсе 64 часа. Всего: 124 часа (аудиторных) |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Литература»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением .
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
Дополнительная литература:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998- с.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
5. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания.- Р.-на-Д., 2007, с. 495.
6. Розенталь Д.Э. справочник по орфографии и пунктуации. –Ч., 1994, с.
7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
8. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» + варианты ЕГЭ. 2005
«5 баллов» Весь курс школьной программы в схемах и таблицах
«Виртуальный наставник». Русский язык. 7-11 класс.
ФИПИ. ЕГЭ. 2008. Русский язык. Интенсивный тренинг-курс.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | - Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»). - Устный опрос обучающегося: 1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. 2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации. |
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | - Выборочный диктант с языковым разбором. - Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | - Карточки с заданиями. - Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. |
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; | - Аудирование. - Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося). - Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. |
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | - Работа со словарями. - Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля). - Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья). - Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. - Фронтальный опрос. |
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | - Построение диалогов разговорного стиля. -Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство). - Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | - Фонетический разбор слова. - Морфемный разбор слова. - Орфоэпический анализ слова. - Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. |
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися. - Пунктуационный анализ предложения. - Орфографический диктант. - Изложение с элементами сочинения. - Контрольный диктант. |
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | - Участие в дискуссии. - Речеведческий анализ текста. |
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | - Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. |
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| - Участие в дискуссии. - Выступление обучающихся с докладом, рефератом. - Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка). - Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ. - Беседа с обучающимися. |
| - Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение). - Тестирование. -Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи. |
| - Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.). - Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. - Практическое овладение диалогической формой речи. - Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
| - Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. |
| - Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. |
Знания: | |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; | - Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). |
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | - Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). - Восстановление деформированного текста повествовательного характера. |
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | - Осознание цели и ситуации устного общения. - Адекватное восприятие звучащей речи. - Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. |
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий). |
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | - Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. - Рецензирование. - Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...