Рабочая программа по русскому языку (5 класс, внеурочная деятельность)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку( 5 класс, внеурочная деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolkina_russkiy_yazyk.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №2033»
МОСКВА, 105425,Щелковское шоссе, дом 26А, ул.
3-я Парковая ул. дом 61А , ул.3-я Парковая, дом 46 А, ул. 5-я Парковая, дом 43А, ул. 5-я Парковая , дом 62, ул. 7-я Парковая, дом 33 к. 5, Щелковский проезд, дом 1А                                                                               тел.8-495-652-02-30, E-mail: school -2033@yandex.ru

«Согласовано»                                                                                               «Утверждаю»

Педагогическим советом                                                            Директор ГБОУ Школа №2033

протокол №                                                                                        ____________И.А. Акулова

от «____» ______________2016г                                             от «____» ______________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

и календарно-тематическое планирование

на 2016-2017 учебный год

Курса внеурочной  деятельности  «Секреты орфографии»     

Количество часов в неделю по учебному плану:

Класс:

Учитель: Фролкина О.А.

1.Пояснительная записка.

Программа кружка «Секреты орфографии"для 5 классов разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г., авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика», 5-6 класс Елизаровой Е.Р. 2014 г. и в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”; с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью.

Таким образом, основная цель кружка русского языка – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях.

Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.

Задачами кружка нужно считать:

  • формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
  • повышение речевой компетентности детей;
  • развитие интереса к читательской деятельности;
  • развитие интереса к научной деятельности;
  • подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.

2.Общая характеристика курса.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка. 
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

«Секреты орфографии»     

  • Личностные результаты:
  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
  • Метапредметные результаты:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
  • Предметные результаты:
  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

По окончании курса учащиеся должны:

  • самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией;
  • выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа;
  • строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;
  • создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка;
  • овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
  • вести поисковую работу;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
  • группировать слова по тематическим группам;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • ознакомиться с приёмами исследовательской и проектной деятельности.

6. Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык»

5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма занятий

Организационное занятие «Понемногу о многом».

1

Беседа с элементами занимательности.

Великий и могучий.

1

Занятие – игра.

Звук и буква.

1

Коллективная деятельность.

Великие тайны письма.

1

Беседа с элементами игры.

Откуда взялись названия букв?

1

Занятие – семинар с элементами занимательности.

Жизнь слов.

1

Беседа с элементами занимательности

Почему мы так называемся?

1

Занятие – исследование. Индивидуальные выступления.

Слова – родственники.

1

Беседа с элементами занимательности.

Словари – наши добрые спутники.

1

Практическое занятие.

«Тезки наоборот» О словах разных, одинаковых, но разных.

1

Театрализованное занятие с элементами игры.

Прочь с дороги!

1

Театрализованное представление.

Фразеологические обороты.

1

Беседа с элементами занимательности, практическая работа.

Расскажи о фразеологизме.

1

Семинар (индивидуальные сообщения).

«Голос возвысил и бросил крылатое слово».

1

Исследовательская деятельность.

Биография слов.

1

Занимательная викторина.

Язык имеет свои краски.

1

Беседа с элементами исследовательской деятельности.

Вечер грамматических игр.

1

Занимательные игры – соревнования.

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

1

Экскурсия. Беседа.

Выпуск стенной газеты «Тайны языка»

1

Практическое занятие.

Диагностика словарного запаса. Русской речи Государь по прозванию Словарь.

1

Устный опрос.

В царстве смыслов много дорог.

1

Языковой анализ текста.

Как и почему появляются новые слова?

1

Языковой анализ текста.

Многозначность слова.

1

Самостоятельная работа.

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Устный опрос.

Об одном и том же - разными словами.

1

Самостоятельная работа.

Слова – антиподы.

1

Самостоятельная работа.

Фразеологизмы – это…

1

Языковой анализ текста.

Слова-иностранцы

1

Языковой анализ текста.

«Он весь свободы торжество».

1

Устный опрос.

Мы говорим его стихами.

1

Устный опрос.

Слова уходящие и слова – новички.

1

Самостоятельная работа.

Паронимы, или ошибко-опасные слова».

1

Языковой анализ текста.

Словарь - грамотей.

1

Устный опрос.

Научная этимология.

1

Устный опрос.

Какие бывают имена?

1

Устный опрос.

Древнерусские имена.

1

Практическое занятие.

Отчество и фамилия.

1

Практическое занятие.

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жи...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

рабочая программа по немецкому языку, 5 класс внеурочная деятельность

Данная рабочая программа для внеклассной работы является дополнительным образованием. Учебный курс рассчитан на 34 часа в год на период обучения в 5 классе общеобразовательных школ. Возраст обучающихс...

Рабочая программа по русскому языку и литературе "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС С(П)ОО) среднего (полного) общего образов...