Разработка урока русского языка в 5 классе по теме:"Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ряполова Оксана Станиславовна

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «фразеологизмы»
Задачи:
а) образовательные
б) развивающие
- развивать творческое мышление, активность учащихся;
- формировать умение работать в группах;
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;
в) воспитательные
- способствовать воспитанию любви к родному языку, к устойчивым оборотам речи.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

·        закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, показать многообразие, разнородность фразеологизмов;

·        толковать значение фразеологизмов , употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Метапредметные результаты:

·         Адекватное понимание информации сообщения;

·         Определять тему и цель урока;

·         Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;

·         Умение оценивать достигнутых результатов.

Личностные результаты:

·         Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.

Тип урока: урок обобщения пройденного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята! Готовы? Итак, начнём урок. Запишите в тетрадях число. Классная работа

Ребята, вы знаете, сегодня я получила неожиданное видеописьмо от моего ученика Димы. Я хотела бы его вместе с вами просмотреть и узнать, что вы думаете о нем. (видеописьмо с обращением)

Здравствуйте, ребята!Меня зовут Дима. Я хотел бы к вам обратиться за помощью.У меня есть другЛёшка. Ещё недавно мы с ним дружили да так, что водой не разольёшь.Но потом что-то произошло, и сейчас мы как собака с кошкой. Посоветуйте, как наладить с ним отношения, я ведь без него как без рук!

Беседа

- Что нам рассказал Дима? С какой просьбой обращается к вам он?

А что это за сочетания слов водой не разольёшь,как кошка с собакой, Без него как без рук?

Как же называются эти сочетания?  Значит, о чём мы будем говорить?

 Какова ЖЕ  тема нашего урока?

Как вы думаете, что мы сегодня повторим? Обратитесь к словам помощникам

ПОВТОРИТЬ понятие фразеологизм

ОБОБЩИТЬ знания  о фразеологизмах

УПОТРЕБЛЯТЬ

Ребята, в конце урока я хотела бы, чтобы вы продолжили следующие фразы..( на доске)

Итак. Вернёмся к просьбе Димы, давайте вместе попытаемся понять значения фразеологизмов.Что же они обозначают? Объясните.

Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.

Как без рук – совершенно беспомощен.

Ребята, какой вы можете дать совет Диме?

Составим предложение, использовав фразеологизмы карточки на доске

водить дружбу
не разлей вода

идти в огонь и в воду

стояли грудью друг за друга

Каждый из нас за друга готов был идти вогонь и в воду.

А какими они друзьями были, ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ, 
Они всегда СТОЯЛИ ГОРОЙ или ГРУДЬЮ друг за друга

Скажите, в чём же особенность фразеологизмов?Имеют целостное значение. Давайте обратимся к учебнику и ещё раз прочитаем  правило.

Обратите внимание. Что фразеологизмы употребляются в переносном значении, вот поэтому маленьким детям сложно понять значение фразеологизма.

Итак, я предлагаю вам послушать, как ученики 2 класса объясняют значение фразеологизмов. Если вы не согласны, давайте исправим ошибки.

Заморить червячка-долго не кормить червячка Утолить голод

Кот наплакал- довести кота до слёз Мало

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку Устроить неприятность

Водить за нос- схватить человека за нос и повести его куда-то Обманывать кого-то

Ребята. Очень интересный фразеологизм Водить за нос. Хотите узнать. Как появился этот фразеологизм?

Елисей провёл исследование происхождение этого фразеологизма

Индивидуальная работа

Водить за нос — обманывать, вводить в заблуждение. Раньше по посёлкам и деревням ходили цыгане с медведями, которых держали за верёвку, привязанную к кольцу, вдетом в нос. Такое кольцо поможет держать медведя в повиновении и заставлять выполнять его различные трюки и фокусы, ловко обманывая зрителей. Постепенно выражение «водить за нос» стало употребляться в более широком смысле — «вводить кого-либо в заблуждение».
Елисей,а  кто был твоим главным помощником в поиске информации? Словарь, именно в нём вы можете найти значение любого фразеологизма
Физминутка

Нам простуда нипочём,
В нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).
Солнце, воздух и вода –
Вот здоровы мы всегда. 2 мин.

А сейчас мы поиграем в игру»Самый внимательный» я называю словосочетание. А вы хлопаете. Если это фразеологизм

Приходить в школу, приходить в голову,  волчий хвост, волчий аппетит,  сбивать с толку, сбивать с дерева,  золотые руки, золотые зубы, горькая правда,  горькое лекарство, дрова разгорелись, глаза разгорелись, медвежья барлога, медвежья услуга, задирать нос.

Ребята. А чем же отличается фразеологизм от словосочетания?

А вы любите загадки?Запишите фразеологизмы с отгаданным словом

 оН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)

 ЕГО проглатывают, упорно не желая говорить. 
ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко. 
За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться. 
ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

ЯЗЫК: «язык проглотил», «язык хорошо подвешен», «кто тебя за язык тянул?», «держать язык за зубами».)

ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. 
ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. 
ЕЁ «просит» рваная обувь. 
ОНА в голове у путаников.


(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)

А теперь обратимся к учебнику  вупр.269 изображены шутливые рисунки , давайте определим,какие это фразеологизмы

Работа в группе

Глаза на мокром месте                        Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                Узнал истинное положение

Глаза открылись                                Наедине

Вкладывать душу                        Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык        Отдавать себя целиком

Ломать голову        Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу        Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит        Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши        Жить дружно, в согласии

Душа в душу        Не к чему придраться

Творческий отчёт рисунки  «Угадай фразеологизм»

Итак, ребята. Сегодня мы с вами многое узнали о фразеологизмах, предлагаю подвести итоги

Я предлагаю вам продолжить фразы

Сегодня я узнал…

  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило

Д.з составить текст . используя фразеологизмы

                                           

  Фразеологизмы.

Надо фразеологизмы использовать в речи чаще,

Пусть словарь фразеологизмов станет вашим советником,

Чтоб передать свои мысли как можно ярче,

Чтобы приятным и грамотным быть собеседником.

Скажи:  «Я запутался, трудно мне так», -

Не каждый поймет, о чем ты говоришь,

Но если же скажешь: «Попал я впросак!» -

То сразу поймем, отчего ты грустишь.

«Запомни как следует, раз навсегда», -

Твердила мамуля сынку – сорванцу.

А папа болтать не любил без конца.

Сказал просто так:  «Заруби на носу!

Тебе покажу я, где раки зимуют,

Не будешь отныне в бирюльки играть,

И гордиев узел сейчас разрублю я,

На нервах родителей хватит играть!»

Мы часто хотим сказать  много и ёмко,

Но краткую фразу нам трудно создать.

Чтоб выразить мысль свою образно, точно,

Фразеологизмы без устали надо изучать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Практическая работа по теме "Фразеологизмы"...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...

Урок русского языка 6 класс на тему "Этот загадочный мир фразеологизмов"

Урок русского языка 6 класс на тему: «Этот загадочный мир фразеологизмов»Цель: повторить и обобщить материал по теме «Фразеологизмы»Задачи: 1) совершенствовать навыки учащ...