Коррекционные упражнения по развитию познавательной деятельности на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку на тему

Упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс. 6

Предмет. Русский язык и литература

Тема. Анализ стихотворения

Инструкция. Данное упражнение направлено на развитие внимания и мышления у младших подростков. Хорошо, если работа идет с таким стихотворением, в котором несколько четверостиший, в каждом из которых говорится о разных лирических героях. Для 6 класса можно предложить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес». Выполняем упражнение на втором этапе работы со стихотворением. Учащиеся впервые прочитали стихотворное произведение, обсудили незнакомые слова, свои впечатления и ассоциации. Далее предлагаем им следующее задание.

Упражнение.

Задание 1. Какие согласные и гласные звуки чаще всего встречаются в словах каждого четверостишия? Выпишите звук и количество повторов этого звука в четверостишии. Не забывайте указывать для согласных звуков, мягкий он или твердый.

Задание 2. Попробуйте сделать вывод о настроении каждого четверостишия по «характеру» самых часто повторяемых в нем звуков.

Ребята с помощью работы со звуками размышляют, как звучит каждое четверостишие.

Размышляя о «характере» звуков учащиеся могут сами перейти непосредственно к анализу стихотворения, говоря о настроении и характере лирических героев.


Класс. 5-6

Предмет. Русский язык

Тема. Непроверяемые безударные гласные.

Инструкция. Данное упражнение направлено на развитие памяти. Часто младшим подросткам трудно выучить слова, написание которых учитель предлагает запомнить к словарному диктанту. Предлагаю упражнение для запоминания словарных слов.

Упражнение.

Дети записывают слова с непроверяемыми безударными гласными, подчеркивают орфограммы (слова заранее написаны на доске или спроецированы на доску). Далее учитель задает для каждой колонки тему для творческой работы со словами. Например, «Осенью», «Каникулы», «Новый год»… Дети должны написать текст, стихотворение или, может быть, даже скороговорку, используя данные словарные слова. Содержание может быть шуточным, но текст должен быть связным. Добавлять в текст слова не из списка новых трудных слов (речь идет о самостоятельных частях речи) нельзя. Или, к примеру, количество «своих» слов можно ограничить до 3-5, в зависимости от толкования данных слов. Предлоги, союзы или частицы, разумеется, нужно использовать.

Учитель может усложнить ребятам задачу. Давать словарные слова на одну и ту же букву. Тогда и слова в тексте, стихотворении или скороговорке, соответственно, тоже должны начинаться на эту букву.

Пример.

Тема — Учеба.

Словарные слова: дежурный, ученик, учитель, ребята, пенал, тетради («опасное место» — буква «е»).

Рассказ: «Пока ребята доставали из пеналов ручки, дежурный помог учителю раздать тетради».

Тема урока «Трудные слова, начинающиеся на пре-/при-»

Привет, пример, природа, причина, приключение, прилежный, приятный, приоритет, присутствовать, примирять, примерять…

Президент, президиум, престиж, претендент, прельщать, преодолеть, препятствие, презирать…

Варианты тем: «Выборы», «Однажды», «В магазине» и др.


Класс. 5-6

Предмет. Литература

Тема. Биография писателя.

Инструкция. Работаем с учебником, а именно со статьей о жизни и творчестве какого-либо писателя или поэта.

Упражнение.

После прочтения учебной статьи о жизни и творчестве писателя – охарактеризовать прочитанный материал одной фразой. Ребята работают индивидуально, каждый записывает свой вариант ответа. Далее ученики должны опять же одной фразой, словосочетанием или даже словом определить «секрет», особенность всей статьи (самое важное в данной информации). Ученики записывают свой ответ под цифрой 2) «Секретов» в тексте статьи может быть несколько, так что свой второй ответ ребята могут оформить с помощью списка а) б) в)…

Далее желающие зачитывают то, что получилось, объясняя, почему они считают «секретом» ту или иную информацию. Учитель выбирает самые точные ответы.


Класс. 6

Предмет. Литература

Тема. Анализ стихотворения

Инструкция. Данное упражнение направлено на развитие мышления у младших подростков. Выполняем упражнение на втором этапе работы со стихотворением. Учащиеся впервые прочитали стихотворное произведение, обсудили незнакомые слова, свои впечатления и ассоциации. Далее предлагаем им следующее задание.

Упражнение.

Сделайте конспект каждого четверостишия. Конспект должен быть необычным. Необходимо использовать только рисунки, схемы или какие-либо символы. То есть ребятам предлагается представить, как выглядит каждое четверостишие. Работа должна быть выполнена оригинально, в итоге ученики готовят устную презентацию своих необычных конспектов, объясняя их. Учитель вместе с учащимися определяет лучшие работы.

Примечание. Можно использовать в работе со статьей учебника о жизни и творчестве писателей.


Класс. 6

Предмет. Литература

Тема. Анализ эпизода прозаического произведения.

Инструкция. Проводить упражнение на 3-4 уроке изучения какого-либо прозаического произведения.

Упражнение.

Учащиеся читают значимый эпизод изучаемого произведения (по ролям или по очереди).

Учитель предлагает ребятам самостоятельно составить список вопросов по прочитанному фрагменту (это могут быть как вопросы по содержанию, так и вопросы, задаваемые для анализа эпизода литературного произведения). Далее желающие адресуют свои вопросы однокласснику. После диалога «вопрос-ответ» остальным учащимся разрешается продолжить игру своими оригинальными вопросами. Самые редкие и удачные вопросы оцениваются высшим баллом, правильные ответы и интересные мнения также оцениваются высоко.


Класс. 5-6

Предмет. Русский язык

Тема. Фразеологизмы

Инструкция. Такое упражнение можно предложить учащимся в конце первого урока изучения данной темы.

Упражнение.

Игра проводится по вариантам. У каждого учащегося должна быть пара. Ребята I и II варианта работают в паре: придумывают для пары соперников 5-6 фразеологизмов и записывают их на бумаге (каждое на отдельном маленьком листочке). Далее пара игроков выходит к доске. Другая пара из класса передает одному из игроков у доски свои записки с фразеологизмами. За 1 минуту игрок, у которого записки, должен с помощью пантомимы объяснить своему «напарнику» данный фразеологизм. Побеждает та пара, которая работает дружно, весело и угадывает все фразеологизмы.

Примечание. Такую игру также можно проводить на теме «Пословицы» на уроке литературы. Количество записок с пословицами лучше сократить до 3-4-х.

А также с любыми теоретико-литературными понятиями изучаемой темы, лингвистическими терминами и т.п.


Класс. 6

Предмет. Русский язык, литература.

Тема. Слово – основная единица языка.

Инструкция. Упражнение можно использовать в начале учебного года для повторения разделов науки о языке и изученных в 5 классе лингвистических терминов.

Упражнение.

Игра проводится по вариантам. У каждого учащегося должна быть пара. Ребята I и II варианта работают в паре: записывают для пары соперников 5-6 изученных лингвистических терминов (каждое на отдельном маленьком листочке). Далее пара игроков выходит к доске. Другая пара из класса передает одному из игроков у доски свои записки с терминами. За 2 минуты игрок, у которого записки, должен с помощью пантомимы объяснить своему «напарнику» данный термин. Но главное условие пантомимы в том, что объясняющий должен показывать не сам термин, а любое другое созвучное слово. Угадывающий игрок должен догадаться по созвучию, о каком понятии идет речь. К примеру, игрок должен показать слово «лексика», но по условиям игры может изобразить созвучное «Лексус» или «лекарство»… Побеждает та пара, которая работает дружно, весело и угадывает все термины.

Примечание. Такую игру можно проводить и на уроках литературы с основными понятиями изученной темы.


Класс. 6

Предмет. Русский язык.

Тема. Приставки пре-при

Инструкция. Упражнение направлено на развитие внимания, способствует запоминанию правописания слов с приставками пре- при-. Подходит для любых тем по орфографии.

Упражнение.

На экране по очереди появляются слова с приставками пре- при- (интервал между словами – одна секунда). В начале игры дается задание: посчитать количество слов и приставкой при- (или пре-). Ребята в тишине самостоятельно делают подсчет. Эффективно использовать не менее 4 игр в начале урока, направленного на закрепление изученного материала.


Класс. 6

Предмет. Русский язык.

Тема. Непроверяемые безударные гласные в корне

Инструкция. Упражнение направлено на развитие внимания, способствует запоминанию правописания словарных слов.

Упражнение.

На экране в течение всего одной секунды появляется словарное слово. Безударные гласные и другие трудности написания обозначены разными цветами. На следующем слайде ребятам предлагается выбрать из шести вариантов один, единственно верный. В каждом из вариантов, кроме правильного, изменена одна буква.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"

В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Одной из проблем, волнующих меня, как учителя русского языка и литературы в старших классах, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в са...

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Структура и методика урока во многом зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторен...