Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе (ФГОС ООО)
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Любавина Елена Михайловна

    План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Гласные в приставках -пре, -при"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx44.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект  урока

    по русскому языку

    в 6 классе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Третьяковская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района Алтайского края

    на тему «Гласные в приставках   пре- и  при-»

    Разработал: Любавина Елена Михайловна,

    учитель русского языка и литературы

                                         

                                  Третьяково  2016

    Тема урока: «Гласные в приставках  пре- и  при-»

    Дата проведения: 14.11.2016 г.

    Тип урока: «Открытие» нового знания.

    Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

    Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

    Задачи урока.

     Образовательные: 

    1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
    2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
    3. Развить умение формулировать определение понятий.
    4. Обогащать словарный запас учащихся.
    5. Совершенствовать орфографические и умения.

     Развивающие: 

    1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
    2.  Развитие внимания.
    3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

    Воспитательные: 

    1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
    2. Воспитание ценностного отношения к слову;
    3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

    Планируемые образовательные  результаты.

    Личностные: 

    1. Уважительное отношение к родному языку.
    2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
    3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

    Метапредметные: 
    1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

    2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

    Предметные: 
    1. Развитие творческой самостоятельности.

    2.Владение разными видами речевой деятельности.

    3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

    4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

    Оборудование: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

       - компьютер,

       - проектор,

      - раздаточный материал,

       - словари русского языка (орфографический,  толковый);

    План урока.

    1. Оргмомент (2 мин.)
    2. Словарная работа (5 мин)
    3. Актуализация знаний (7 мин.)
    4. Изучение нового материала (10 мин.)
    5. Физминутка (1-2 мин.)
    6. Закрепление изученного материала (10 мин.)
    7. Домашнее задание (2 мин.)
    8.  Рефлексия. (1-3 мин.)

    Ход урока 

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Принципы  системно-деятельностного подхода, формируемые  УУД

    1. Мотивационно-ориентированный

    Цель  этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

    - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! (Слайд№2)

    Не привыкайте к чудесам, –

    Дивитесь им, дивитесь.

    Не привыкайте к небесам

    Глазами к ним тянитесь,

    Приглядывайтесь к облакам,

    Прислушивайтесь к птицам,

    Прикладывайтесь к родникам, –

    Ничто не повторится!

    За мигом миг, за шагом шаг

    Впадайте в изумленье.

    Все будет так – и все не так

    через одно мгновенье!

    - Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы из рабочих папок, оценивать работу друг  друга по критериям.    

    Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

    Принцип психологической комфортности.

    Коммуникативные:

    - умение слушать

    Личностные:

    - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

    Регулятивные:

    -научатся контролировать организацию своего рабочего места.

    2. Словарная работа.

    Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.

    - Запишите словарные слова столбиком (Слайд №3)

    Диктует словарные слова:

    Поддаваться

    Репертуар

    Изображение

    Соломенный

    Телефон

    Акварель

    Великолепие

    Карикатура

    Интересный

    Проверьте диктант друг у друга, оцените. (Слайд№4)

    - Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

    Записывают словарные слова столбиком.

    Взаимопроверка

    Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»

    Принцип деятельности.

    Познавательные:

    • общеучебные:

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

    • логические:

    - анализ объектов с целью определения темы урока;

    Коммуникативные:

    -умение строить связное высказывание.

    3. Актуализация знаний.

    Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к  осознанию нового способа действия.

    Организует повторение:

     Но прежде чем  мы запишем тему  полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке?

    - Правописание  каких приставок  мы  уже изучили?

    - Расскажите об условиях их выбора.

    Готовит к восприятию нового материала:

    - Мне только что пришло СМС (Слайд№5) Пр…бываем в Третьяково  на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные  обстоятельства, в 10.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

    С пламенным пр…ветом  пр…ставки  Пре- и При-

     -  Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?

    (В какой части слова они пропущены  и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок?

    - Допишем тему урока. Как она будет звучать?  

    - А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? (Слайд№6)

    Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок.

    Формулируют тему и цель урока.

    Нет

    Приставки  пре- и при.-

    Познавательные:

    • -общеучебные:

    - структурирование знаний;

    -умение адекватно, осознанно  строить высказывание

    • -логические:

    -анализ объектов с целью выделения признаков;

    -умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

    -обобщение наблюдений;

    Регулятивные:

    -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

    -целеполагание

    Коммуникативные:

    -умение слушать и вступать в диалог;

    -умение полно и точно выражать свои мысли;

     -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

    4. Изучение нового материала.

    Цель этапа: знакомство с условиями выбора  приставок пре-, при-.

    Организует самостоятельную  работу обучающихся в группах.

      Поработаем в группах, (разработать ОК правила и записать в рабочей папке)

    - У вас на столах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте  по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Обратимся  к учебнику(стр. 128-129)  и выполним задание (слайд № 7)

    1,4 группы: найдите значения приставки при-,  приведите примеры

    2 группа: значение приставки пре- примеры.  3 группа: Возьмите на заметку! (Стр. 129, 131), примеры

    Что нового узнали из учебного материала? (Слайд№8)  некоторые значения приставок
    установить трудно, поэтому следует проверять по орфографическому словарю и запоминать -  
    преследовать;

     - приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение .

     А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? 

    Обобщение и выводы. 1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему  по презентации, а пока мы посмотрим сценку и попробуем ответить на вопрос: «О каком значении приставки не шла речь в этой сценке?» ( неполнота действия). ДЕЛАЕМ вывод  

    Работают самостоятельно в группах  по маршрутным листам

    Разрабатывают ОК правила,

    заполняют таблицу.

    Работают с информацией, представленной в форме текста.

    Передают знания друг другу.

    Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.

    Оцените работу друг друга (на полях карандашом).

    Составление рассказа на лингвистическую тему.

    Принципы деятельности , вариативности и творчества.

    Познавательные:

    • -общеучебные:

    -поиск и выделение необходимой информации;

    -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

    -умение применять информацию  для решения практических задач.

    -структурирование знаний;

    -умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание.

    Регулятивные:

    -планирование своей деятельности;

    -волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

    -коррекция;

    -контроль.

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества;

    - разрешение конфликтов;

    - управление поведением партнёра;

    - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

    - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

    Личностные:

    - ценностно-нравственная ориентация (настрой  на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

    5. Физкультминутка.                     Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

    После физкультминутки  настраивает на следующий этап урока.

    Учитель называет слова с приставками пре- или при-.

    А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

    руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

    А теперь:

     присесть,

     привстать,

     принагнуться,

     снова приосаниться

     да призадуматься:

     «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

    Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

    - Перед  следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

    Физкультминутка «Приставочки».

    Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.

    Регулятивные:

    -саморегуляция;

    Коммуникативные:

    - управление поведением партнёра

    Личностные:

    - ценностно-нравственная ориентация (настрой  на   работу, установление доброжелательных отношений в классе).

    6.Применения  знаний  и умений в новой ситуации.

     Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения.

    Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

    1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и  при-.

    2) -Давайте проверим, правильно  ли вы заполнили таблицу? (1 – на интерактивной доске)

    Оцените свою работу

    3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

    4) Работа в группах.

     1 группа: «Лингвистическое лото»  

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Е

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    И

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
    9) пр..градить, 10)пр..тормозить

    2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок   Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
    лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел
    прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

    3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     

     Вдруг о полночь конь заржал...      Караульщик наш __________,     

     Посмотрел под рукавицу     

    И увидел кобылицу.

    -Здравствуй, князь ты мой _____________

    Что ты тих, как день ненастный?

     Лишь игрушка-горбунок

     У его вертелся ног,

      Хлопал с радости ушами

     Да _______________ногами.

    Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.

    ________________к заставе гости;

    Князь Гвидон зовет их в гости,

    Только поп один Балду не любит,
    Никогда его не _______________                                                

    Пирожок лишь разломила
    Да кусочек ____________________.

    4 группа: «Заблудившиеся слова». Задание: исправьте ошибки  

    Приставка при-

    Приставка пре-

      Другие орфограммы

    Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

    Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

    Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

    Оценка

    5) «Собери текст»

    У вас на столах есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

    1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

    2.Музыка в траве пр…тихла.

    3.Вы любите осеннюю пр…роду?

     4.Я всегда радуюсь  пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

     пр…огромные тучи,  дождь и грязь.

    5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

    6.Он словно пр…задумался.

    7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

    8.На ветке березы пр…таился дятел.

    (Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5) (Слайд№9)

    6) Собрали? А теперь запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска.

    (Ответ: И  И  Е  Е  И  И  И  И  Е) (Слайд№9)

    Строят монологическое высказывание по теме.

    С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы.

    Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

    Оценивают свою работу.

    Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

    Работают группой (задание 4)

    Работают группой и индивидуально (задание5)

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

    Выполняют задание по карточке.

    Принципы  деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

    Познавательные:

    • общеучебные:

    - умение применять информацию  для решения практических задач;

    - умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание;

    - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

    - умение строить доказательства;

    - рефлексия способов и условий действия

    •  логические:

    - анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

    - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

    Регулятивные:

    - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

    - коррекция;

    - оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

    Коммуникативные:

    - сотрудничество в поиске информации;

    - умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;

    - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

    Личностные:

    - самоопределение;

    - развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

    - развитие творческого мышления.

    7. Домашнее задание.

    Даёт комментарий к выполнению задания. (Слайд№10)

    Для всех: § 31;

    На выбор:

    1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

    2.Написать  заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

    3.Упр. в рабочей тетради

    Записывают домашнее задание:

    Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

    Принцип психологической комфортности.

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

    Регулятивные:

    - прогнозирование;

    - оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    Личностные:

    - самооценка на основе успешности

    8. Рефлексивно-оценочный.

    Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса.

    Организует рефлексию.

    Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

    Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

    Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

    Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

    Осталось поставить оценки.

    Сложите оценки,  полученные  за урок, и поделите  сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

    Уходя с урока, обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению.

    Принцип обратной связи.

    Регулятивные:

    - оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    - оценка процесса и результата деятельности.

    Личностные:

    - самооценка на основе успешности;

    - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

    Используемая литература:

    1. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. Москва. Просвещение 2016
    2. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Н.Н. Соловьёва. Москва. Просвещение 2016
    3. Русский язык. Карточки – задания. 6 класс. Москва. Просвещение 2016
    4. «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

                   Ресурсы сети Интернет:

    1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

    2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)  

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    1.«Лингвистическое лото»  

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Е

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    И

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
    9) пр..градить, 10)пр..тормозить

    2 . «Редакторы» 

    Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок  

     Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

    3. Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     

     Вдруг о полночь конь заржал...     

     Караульщик наш __________,     

     Посмотрел под рукавицу     

     И увидел кобылицу.

    -Здравствуй, князь ты мой _____________

     Что ты тих, как день ненастный?

     Лишь игрушка-горбунок

     У его вертелся ног,

     Хлопал с радости ушами

     Да _______________ногами.

    Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.

    ________________к заставе гости;

    Князь Гвидон зовет их в гости.

    Только поп один Балду не любит,
    Никогда его не _______________                                                

    Пирожок лишь разломила
    Да кусочек ____________________.

    4.  «Заблудившиеся слова»

     Задание: исправьте ошибки  

     

    Приставка при-

    Приставка пре-

      Другие орфограммы

    Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

    Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

    Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

    5) «Собери текст»

    У вас на столах есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

    1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

    2.Музыка в траве пр…тихла.

    3.Вы любите осеннюю пр…роду?

     4.Я всегда радуюсь  пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

     пр…огромные тучи,  дождь и грязь.

    5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

    6.Он словно пр…задумался.

    7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

    8.На ветке березы пр…таился дятел.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

    Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

    технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

    Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

    Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

    Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

    Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

    Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

    Технологические карты по русскому языку 5 класс ФГОС.

    Технологические карты по русскому языку  5 класс ФГОС....

    Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Развитие речи. Описание человека

    Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС.Развитие речи. Описание человека...