Русский язык ЕГЭ Сочинение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Бикбулатова Маргарита Викторовна

Представленные материалы помогут вам подготовиться к экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский ЕГЭ Сочинение204.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение  (Вступление)

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме ( 2 примера из текста)

4. Позиция автора

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение          

Вступление

  1. Автор – сведения об авторе  
  • NN   (указываем автора), известный публицист (русский писатель, журналист и т.п.), пишет о ….
  • А.П. Чехов, известный русский драматург, пишет о лени – одном из самых тяжелых человеческих пороков. 
  • В.П. Астафьев – один из удивительных мастеров художественного слова.  Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к … (природе, ко всему живому, к учителю, женщине, к человеку, к книге….)
  1. Указание темы текста
  • Милосердие ( сострадание, надежда, любовь, вера…) – без этой нравственной категории невозможно представить себе жизнь мыслящего человека.
  • Дружба, верность….Что это такое? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Эти и другие  вопросы возникают после прочтения текста…( автор)
  • О роли (книги, учителя, искусства, воспитания, образования, любви, дружбы и т.п.) в жизни человека рассуждает  NN, известный русский писатель.

Проблема

  • Начинайте работу не с поиска и формулировки проблемы, а с определения темы, идеи (авторской позиции), потому что проблема – это скрытый вопрос, над которым  автор размышляет.
  • ТЕМА Задайте вопрос: о ком или о чем говорится в тексте? Сформулируйте ответ  одним словом. Это и будет тема текста.
  • АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Что автор хотел донести до читателя  мысль о ….? С какой целью написан данный текст?    Запишите авторскую позицию в виде законченного предложения; определите, на какой вопрос отвечает это предложение; запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
  • НЕЛЬЗЯ  писать: автор затрагивает проблему или автор касается проблемы.
  • Можно воспользоваться такими фразами:        
  • Автор текста поднимает проблему…
  • Автора текста волнует проблема…
  • Волнующую всех нас проблему… поднимает автор.  
  • Можно (и это выигрышнее) сформулировать проблему в виде вопроса:
  • Что такое лень и что будет с человеком, если он не сопротивляется ей - вот проблема, которая находится в центре внимания автора.
  • (Что такое...?   В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...? Эту важную проблему поднимает  автор)

Как написать сочинение в задании С1? Часть 2

Комментарий

Обязательно приводим 2 примера из текста!

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Текстовый комментарий

( художественный текст)

Текстовый комментарий      (публицистический текст)

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

- Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни (взаимоотношений кого  с кем)….

- Не случайно писатель изображает (кого, что) …

- поступок героя свидетельствует о том, что…

- Слова (мысли) героя свидетельствуют о том, что…

- Автор осуждает (одобряет) поступок героя...

- Автор сочувствует своему герою…

- Симпатии автора на стороне (кого)…

- В качестве примера автор  рассматривает..

- Автор заставляет читателя задуматься над (чем)…

- В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

- Автор убежден в том, что..

- Автор искренне восхищен (огорчен)….

- Автор текста обращает внимание на….

- Проблема раскрывается автором на примере….

- Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.

- Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой…

- Автор полемизирует ( с кем?)

- Автор обращает наше внимание на…

- Автор убеждает нас в том, что…

        

Автор (что делает?) отмечает, описывает, подчеркивает останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет,  доказывает, убеждает, приходит к выводу.

В комментарии можно указать абзац, номера предложения или использовать цитату. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём.

        Авторская позиция        

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Средства выражения позиции автора

Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста: автор подводит итог сказанному, размышляет о том, что сказано выше, дает оценку поступкам героев, событиям и т.п.

Анализируя текст, обращайте внимание на оценочную лексику, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это является средствами выражения авторской позиции.

Средства выразительности

Примеры

Оценочная лексика

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, роскошный, великолепный (+); скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, нахальный, противный, бессовестный (-)

Например: Любящий человек- это великое благо; 

Л. Толстой в «Войне и мире» написал, что зло агрессивно    и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовым к противостоянию.

        

Средства выразительности

Отношения автора могут передавать риторические вопросы и восклицания.

Например: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях!  Как много во всем этом ума и чувства красоты!      

Слова-маркеры

Авторскую позицию помогут найти слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно и т.п.

Например: Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу.

Вводные слова

Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора. Например: К сожалению невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ссоры, встречаются часто;

К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции.

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю.

Например: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни помогут вам лучше понять себя.

        

Типовые конструкции 

Автор считает, что... Автор подводит читателя к выводу о том, что... Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу... Позиция автора такова... Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом... Автор призывает нас (к чему) Автор убеждает нас в том, что... Автор осуждает (кого / что, за что) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что... Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

Аргументация собственного мнения по проблеме.

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами.

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» — высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» — высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.,



Логические переходы-скрепы

Композиционная часть сочинения

Примеры

1.Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказывается тезис, с основной частью

- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых доказывается высказанное мною утверждение.

- Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведению (произведениям) художественной (публицистической)  литературы.

- За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.

- В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе.

- В произведении ( назвать ) я нашел (нашла) подтверждение моим мыслям.

 2.Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими

1.Чтобы убедиться в правильности высказанного мною тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, т.е. во вступлении)

2.Каждый тезис начинается:

Во-первых, (тезис +аргумент)

Во-вторых, (тезис+ аргумент)

2. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе.

Например, (тезис+ аргумент)

Кроме того, (тезис+ аргумент)

3.Внутри основной части

(переход от одного аргумента к другому)

Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится о…

Можно привести и другой пример.

Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, -это произведение….

Эта же тема рассматривается и в произведении…

3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение

В заключение мне бы хотелось сказать, что…

В заключение хочется призвать людей к….

Подводя итоги сказанного, хочется выразить надежду….

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой проблемы, которая до сих пор звучит современно, потому что…




        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по русскому языку«Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров»

Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занят...

ЕГЭ по русскому языку. Схема сочинения-рассуждения

Данная схема призвана помочь учащимся не допустить ошибок при построении текста сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку....

презентация к уроку по русскому языку "Написание сочинения по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии""

Урок предусматривает подготовку учащихся к сочинению-описанию по картине с использованием опорных слов и словосочетаний....

презентация к уроку русского языка "Написание сочинения по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"

Данная презентация может помочь при проведении урока развития речи по русскому языку  в 5 классе по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"...

ГИА (русский язык) образцы сочинений.

Помощь при написании сочинений ГИА (русский язык). Готовые образцы. 2013...

разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.

Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...

ЕГЭ русский язык. Образец сочинения-рассуждения.

ЕГЭ русский язык. Образец сочинения-рассуждения....