Имена существительные общего рода
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Рубина Кристина Александровна

 Цель данного урока:

-Формировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: Дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие.

Задачи урока:

  1. Образовательные

- формировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и грамматические умения.

  1. Развивающие:

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему;

2. Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в группах, парах:

- воспитание уважительного отношения уважения друг к другу и критического отношения к себе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, толковые словари

1. Организационный момент. Приветствие

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорки счастья в лучах золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

-Всем доброго утра! Искорки счастья- это наши с вами улыбки. Если начинать день с улыбки, то он весь пройдет хорошо. И я надеюсь, что мы подарим друг другу улыбки.

Все ли готовы к уроку? Тогда начнем.

Проверка готовности к уроку. Запишем сегодняшнее число 14 декабря, классная работа. И оставьте, пожалуйста, одну строчку для темы. К ней мы вернемся позже.

2. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки) один ученик у доски, остальные в тетради)
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться,  прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.

Повторение изученного .Послушайте стихотворение

Как-то рано поутру

С другом сели мы в 
метру

И поехали в 
метре

Фильм смотреть о 
кенгуре.

Кенгуру в 
кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за 
доминой

С 
шимпанзой и какадой.

-Почему вы смеялись? Что-нибудь не так? 


^ Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.

-Почему они не изменяются? Как мы называем такие слова? Давайте исправим.


^ В русском языке есть заимствованные слова, которые не хотят подчиняться его законам и поэтому называются несклоняемыми. 

Скажите, чем будут отличаться слова решето и домино, ведь у обоих в конце –О? У домино–О – часть корня, а в слове решето –О – это окончание.

А вот есть другое стихотворение с несклоняемыми существительными. Послушайте его

Чтобы грамотными стать

И писать отлично,

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино, 

Ни домино,

Ни бюро

И ни метро,

Ни кашне,

И ни пенсне,

Ни шоссе,

Ни шимпанзе.

Ни какао,

Ни
депо,

Ни кафе  И ни пальто.
-Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемых существительных. А как определять род таких существительных? 

^ Большинство несклоняемых неодушевлённых существительных – среднего рода. 

Одушевлённые существительные, обозначающие животных или лиц мужского пола, как правило, мужского рода (буржуа, фламинго, шимпанзе).

^ Если они обозначают лиц женского пола, то относятся к женскому роду (толстая мадам, строгая леди

Определить род слова, называющего географический объект, можно по его родовому понятию.

1) Распределить существительные по трём столбикам в зависимости от рода: авеню, кофе, кольраби, какао, салями, путь, чай, созвездие, пятёрка, пенальти, колибри, Тбилиси, Перу, фламинго.

^ 2. Изучение нового материала

1 часть

  • Наконец-то разделались с несклоняемыми существительными! Но если этого не знать, можно так и остаться невеждой!!! Или невежей?!! Запуталась что-то я? Как же правильно говорить? Поможет нам в этом с вами словарь и определение лексического значения слова.  Чтение словарной статьи

               Кстати, какого рода слово НЕВЕЖДА(Это неграмотный человек, значит, мужского   рода) А если невежда – женщина?

               Давайте посмотрим, что нам расскажет о таких словах наш словарь (работа со словарем)

               Итак, какого же рода существительное НЕВЕЖДА? 

Правильно, запишем тему сегодняшнего урока: «Существительные общего рода»


Это существительное общего рода. В русском языке есть такие существительные с окончанием -А (-Я), которые относятся к мужскому роду, если называют лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например: 

^ Наш Павлик такой невежда! 

Наша Даша такая невежда!

  • Откройте учебник на с.145,№45-давайте прочитаем правило

    Ребятки, посмотрите, мне в руки попал один документ… 

Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух
(расшифрованная шифрограмма)

«Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 «В» класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки 
дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.

Шеф! В 6 «В» классе никто не подходит! Староста, Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и 
заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка. Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа: у него всё из рук валится. Есть в 6 «В» ещё одна растяпа, Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! 

Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный 
забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова - такая плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Вася – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронинов Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора! При этом он ещё такой неряха и невежа, просто ужас! 

Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая 
милашка, но оказалось, она удивительная злюка. 

Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь в самом деле не с кем работать!» 

  • Как вы думаете, почему выделены данные слова? 

              Шеф, прочитав донесение, выделил то, что, по его мнению, допустимо для агента. Ваша задача – выписать остальные слова общего рода вместе с определениями, которые к ним относятся (17 слов). 

             В чем особенность всех выписанных слов? (Они характеризуют человека или с положительной, или с отрицательной стороны)

2 часть

  • Скажите мне, пожалуйста, а слово АГЕНТ – какого рода? 
    ^ Слово АГЕНТ было и остается мужского рода, так же, как и многие другие слова, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий. 
  • Давайте прочитаем правило на с.146

    Определения при таких существительных тоже употребляются в мужском роде, а вот сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени, будут стоять в женском роде. Например:

    ^ Умный агент «Буратино» пришел в условленное место.

    Красивый агент «Мальвина» пришла в условленное место.
  • Давайте выполним упражнение 279(Устно)(1 и 4 предложение выписать)

3.Физкультминутка (давайте немножко разомнемся)

- Вы сладкоежка? (Если «да», то встаем, «нет» - крутим головой)

- Вы чистюля?

- Вы непоседа?

- Вы умница?

- Вы тихоня?

- Вы забияка?

- Вы левша?

- Вы молодчина?

- Вы недотрога?

Спасибо, садимся и продолжаем работать.

- Покажу вам еще некоторые предметы и животных. Назовите. Вы прекрасно знаете, как они выглядят. Зачем же я их вам показала?

Шляпа, гадюка (змея), лиса, пила, обезьяна.

- Иногда так называют людей. Приведу примеры:

Наша соседка такая лиса.

Васька – настоящая гадюка.

Ну, Димка, какая же ты шляпа!

-Можно ли эти слова тоже считать существительными общего рода? как вы догадались?

(Нет, они остаются существительными женского рода, на это указывают окончания прилагательных и местоимений)

Проверка усвоения знаний.(Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал)
Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)
Карточка:
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница,шляпа.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.
16 Домашнее задание: Сочинение –описание характера человека с использованием существительных общего рода

15. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Почему они так называются?

-Как определить род этих существительных?

Закончи предложение 

-Сегодня я узнал (а)….

-Было трудно…

-Теперь я могу…

-У меня получилось…

Было интересно…

-Мне захотелось…

Мне было с вами очень интересно работать, вы умнички! Спасибо вам за урок!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода, 6 класс

Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....

Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)

Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...

Имена существительные общего рода

Материал использова при объяснении нового материала...

Имена существительные общего рода

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...

Имена существительные общего рода.

Имена существительные общего рода - презентация 6 класс...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...