Статья "Формы внеурочной деятельности, способствующие достижению личностных и метапредметных результатов".
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Высоцкая Ольга Николаевна

В данной статье  рассказывается о  формах внеурочной деятельности, способствующих достижению метапредметных компетенций.  Эта статья - обмен опытом о работе над проектами, об организации благотворительных акций, о работе творческой мастерской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высоцкая Ольга Николаевна

МКОУ Бутурлиновская ООШ №7

Статья

Формы внеурочной деятельности, способствующие  достижению  личностных и метапредметных  результатов.

          Римский философ и  поэт Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Актуальность этих слов трудно оспорить. Современному обществу  нужны молодые креативно мыслящие люди, способные самостоятельно получать информацию, анализировать ее  и  принимать важные решения.  В  связи с этим  перед школой стоит задача  не только дать  обучающимся  большой объем знаний, научив их учиться,  но и, самое главное,   вооружить   арсеналом универсальных средств,  которые  позволят   успешно решать проблемы,  встречающиеся  в повседневной жизни каждого человека. Поэтому одним из главных  направлений в работе учителя   является  формирование  у обучающихся личностных и метапредметных компетенций.

Огромную роль в достижении метапредметных результатов играет  внеурочная деятельность,    одной  из самых  интересных  форм которой     является работа над проектами.

Начинать любой проект следует с создания такой проблемной ситуации, которая  заинтересует учащихся, заставит их искать  правильное решение. Для этого необходимо  на начальном этапе  так преподнести саму  идею проекта, чтоб у детей загорелись глаза, чтоб эмоции переполнили сердца, чтоб желание поскорее увидеть результат своего труда, продукт проекта, заставило действовать немедленно.  

Например,  толчком к   созданию иллюстрированного  «Словаря народных  топонимов города Бутурлиновки», послужил поход в краеведческий музей и знакомство со старыми фотографиями. Ребята узнали, что улица Ленина называлась Широкой, а площадь Воли – Базарной. Невольно возникли  вопросы: «А как же назывались улицы, на которых живем мы?  А как это узнать? А где найти информацию? А как потом эту информацию оформить? А будет ли это интересно другим людям?»  Вот так и возникла идея начать работу над таким непростым проектом, как «Народная топонимия города Бутурлиновки». Придя в школу,  определили круг вопросов, на которые надо найти ответ, поставили цели,  составили план действий.  Первая группа учащихся отправилась в библиотеку, чтобы   поработать со словарями топонимов, вторая, самая многочисленная, занялась опросом  старожилов, третья  приступила к поиску в сети  Интернет старых фотографий города и съемке новых, четвертая    занялась   изучением  трудов  бутурлиновского историка - краеведа  А. Т.  Докучаева, поиском информации в Бутурлиновском краеведческом музее, а архиве.  

Самым сложным оказалось собрать информацию о старинных названиях улиц: старожилов осталось очень мало.  И когда столкнулись с этой проблемой, вначале даже растерялись немного и   расстроились.  И в то же время поняли, как  актуален наш проект, как важно сохранить для потомков информацию о родном городе.    В работу включились бабушки, дедушки обучающихся,  родители.

 Естественно, мне, как учителю русского языка,  хотелось, что это был не только краеведческий проект, но и лингвистический.  В результате мы   сделали  классификацию этнотопонимов,    классификацию  топонимов с точки зрения этимологии,  распределили все слова  по типам наименований,    по словообразовательному принципу, по морфологическому составу. Не скажу, что это было легко, научная работа  требовала  усидчивости, кропотливости,  концентрации внимания, но результат превзошел все ожидания.  Словарь, продукт проекта,  получился интересный, информативный,  красочно оформленный.

В результате работы над проектом были сформированы следующие метапредметные компетенции:

  • регулятивные: умение  самостоятельно приобретать новые знания,  ставить цели, планировать свою  деятельность, самокритично оценивать полученные результаты, уверенно  преодолевать возникающие трудности;
  • коммуникативные:  умение общаться с людьми разных социальных слоев,   способность слушать и  слышать собеседника, признавать право другого человека на свое мнение; стремление находить общий язык с партнерами по команде при работе в группах;
  • познавательные: ребята приобрели опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий,  научились сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.

И, конечно же, нельзя не сказать о личностных результатах, о чувстве патриотизма, гордости за родной край, об  уважении  к людям старшего поколения и благодарности им за их труд на благо стран. Важно и то, что, сделав такое благое дело,  ребята испытали чувство  радости,   удовлетворения и гордости.  

  Мы презентовали этот   проект вначале  на окружной научно - практической конференции, где получили Гран-при, а затем на областной краеведческой конференции, где заняли 2 место.

Обложка словаря.

Какое же практическое  применение  нашла эта работа?

Я использую словарь при изучении морфемики и словообразования, а также в качестве компетентностно - ориентированных заданий в 5-6 классах, где тоже формируются метапредметные компетенции.  Приведу пример.

Тема: « Правописание приставок. Повторение

.Стимул

Ребята,  представьте, что вам необходимо провести экскурсию по городу, познакомить туристов со старинными и современными названиями улиц родного города и расположенными на них достопримечательностями. Сделать экскурсию интересной вам поможет «Словарь народных топонимов города Бутурлиновки», составленный нашими старшеклассниками.  

Формулировка задания

Внимательно прочитайте вступительную статью в  словаре и ответьте на вопросы.

1.С чем были связаны  названия улиц в слободе Бутурлиновка?

 2. Найдите названия улиц с приставками. Составьте таблицу «Правописание приставок».

3. Допишите таблицу так, чтобы в каждой колонке было одинаковое количество слов. Для этого придумайте названия улиц  с приставками.

Информация, необходимая для решения данной задачи:

  • «Словарь  народных топонимов города Бутурлиновки»
  • Справочник телефонов города Бутурлиновки (стр. 110).

Форма предъявления результатов КОЗ

Таблица.

Запись в тетрадях.

 Инструмент оценивания

1 зад – 1б:

2 .зад.

1. Составлена таблица правописания приставок, приведено  5 и более  примеров из словаря и справочника, приведены свои примеры – 6б.

2. Таблица составлена, но приведено  три примера из словаря и справочника,  приведено менее 3  своих примеров – 4б.

3. Таблица не составлена, но выписаны слова с приставками, приведено 1-2 примера – 3б.

4. Выписаны 2-3 слова с приставками, приведено 1-2  примера – 2 б.

Итого:7 б.

Модельный ответ

1 зад.  Старинные названия улиц слободы Бутурлиновка связаны с именами первопереселенцев, с близостью рек, гор, названиями растений и животных, с ремеслом жителей.

2 зад.

Правописание приставок

Неизменяемые приставки

Приставки на  - з-с

Приставки – пре - при-

Ул. Заречная

Пер. Безбожников

Ул. Пригоривка

Ул. Загороднивка

Ул. Избирателей

Ул. Пристационная

Ул. Перевертайловка

Ул. Бесконечная

Ул. Прибрежная

Ул. Набережная

Ул. Исследователей космоса

Ул. Пришкольная

Ул. Подгорная

У.л Возрождения

Ул. Непрерывная

Интересна  и такая форма  внеурочных занятий, как благотворительная акция, потому что она  способствует духовно-нравственному  воспитанию обучающихся.

В начале апреля 2016 года я напомнила своим шестиклассникам о том, что приближается один из главных праздников России - День Победы, и предложила подумать, как поздравить людей старшего поколения с этой  датой. Дала три дня на обсуждение. И была приятно удивлена: ребята разработали целую программу. Из всего класса выделилась группа в 15 человек. Решили провести две акции: «Георгиевская ленточка» и «Голубь мира», а  также  подготовить небольшую концертную программу для    поздравления ветеранов войны и труда. Тут же распределили роли.

Одна группа  приступила к  изготовлению  из бумаги белых голубей, вторая -  к  поиску  в сети Интернет стихов о Великой Отечественной войне, третья -  к разучиванию  песен о войне и  танца. Параллельно с подготовкой концерта  занялись поиском ветеранов войны и труда, проживающих в микрорайоне школы. Конечно, одного дня в неделю, предоставляемых программой для внеурочных занятий,  для такой работы мало, поэтому репетировали почти каждый день после уроков.    К  первому мая программа была готова. И тут кому - то пришла в голову идея надеть гимнастерки. Возникла проблема: где их взять? Группа ребят решила отправиться в Дом культуры и арендовать  костюмы, что и было сделано.

Выступление перед ветеранами войны и труда доставило ребятам  огромную радость. Я видела слезы на глазах ветеранов и  счастливые лица детей. И когда в конце года я спросила, какие внеурочные занятия  понравилось и запомнилось больше всего, все назвали именно этот благотворительный концерт.

 В процессе  этого коллективного дела  шестиклассники научились ставить цель,  формулировать  задачи  и осознанно выбирать наиболее эффективные способы  их решения. Эта форма внеурочной деятельности  позволила  им  реализовать  свои лучшие  личностные качества, продемонстрировать   способности, талант,  испытать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

 В  пятом классе уместна такая форма внеурочной деятельности, как творческая мастерская, целью которой является формирование умения  рассказывать и сочинять сказки и делать куклы своими руками.  Я назвала ее «Сказочники и кукольники». На первое занятие, оно самое важное, от него будет зависеть вся дальнейшая работа,  принесла  кукольный сундучок и попросила  подумать, что или кто в нем. Когда ребята высказали  много различных предположений,   я достала Петрушку,  пальчиковую куклу, и,  читая отрывок из сказки -  пьесы С. Я. Маршака «Петрушка», начала  мини - спектакль:

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Прибыл я из Питера, был там у кондитера, накупил кренделей, заплатил сто рублей, сдачи дали пятак да в придачу тумак.

Я Петрушка, веселая игрушка, посмотрите в сундучок: я,  ребята,  одинок! Нет ни братьев, ни сестер,  а ведь вас тут целый двор.

 После такого начала учащиеся легко определяют тему занятий и ставят цель:  сделать кукол, поселить их в сундучке  и дать им жизнь в сказке. Ценность таких игровых приемов в том, что они позволяют развивать познавательные интересы, активизируют  умственную деятельность и  творческие способности обучающихся.

К следующему занятию пятиклассники  подготовили небольшие презентации  о видах кукол.  Обсудив представленный материал,  свои возможности и интересы, мы пришли   к выводу, что начать следует с народных кукол. Открыть путь в мир  народных кукол нам  помогла книга Елены Берстеневой и Натальи Догаевой «Кукольный сундучок»  На каждом занятии мы делали  один из видов кукол и  инсценировали  одну сказку.  Затем решили усложнить задачу: попробовать сочинять сказки, для чего  восстановили в памяти  информацию об особенностях сказок, полученную на уроках литературы  Идея детям очень понравилась. Первую сказку сочиняли сообща, придумывая по очереди  по одной –две строчки. Оказалось, что очень весело и интересно одновременно крутить тряпичных кукол и сочинять сказку.  На заключительных  занятиях  мы  провели конкурс на лучшую куклу и на  самую интересную сказку.

Метапредметные  результаты этой внеурочной деятельности трудно переоценить. Ровно через год, будучи в шестом классе,  Грянко Даша, посещавшая творческую мастерскую «Сказочники  и кукольники»,  смогла изготовить куклу  по мотивам русской народной сказки «Царь Петр и солдат», ее работа  заняла II место в областном конкурсе  «Старая, старая сказка». А Костенко Соня,  написавшая  сказку «Белка, Еж и Петушок»,  стала победителем областного литературного  конкурса «ЛиТворята»

Таким образом, внеурочная деятельность в современных условиях является важным средством становления компетентной личности.  Разнообразные формы занятий  позволяют педагогу сделать ее   динамичной и интересной.

Список литературы:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.  Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Филатова М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 430-434.

Заявка

на участие в научно-методической конференции «Формирование метапредметных компетенций обучающихся основной школы».

Фамилия

Высоцкая

Имя

Ольга

Отчество

Николаевна

Ученое звание, степень

-

Должность

Учитель русского языка и литературы

Место работы

МКОУ Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №7 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.

Домашний адрес

397502, Воронежская обл., г. Бутурлиновка, ул. Шолохова, д.22.

Личный контактный телефон.

9204655759

E-mail

vysotskaja.olg@yandex.ru

Направление работы

Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности

Название доклада

Формы внеурочной деятельности, способствующие достижению личностных и метапредметных  результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...