Проектная деятельность на уроках русского языка и ёё роль в формировании УУД
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Данная статья посвящена методу проектов на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota._porubova_v.v.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках русского языка в основной школе и ее роль в формировании УУД 

Выполнила: Порубова Вера Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Большевяземской гимназии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        

I Теоретическая часть. Проектная деятельность. Ступени проектной деятельности в школе        

Для чего нужен метод проектов?        

Типология проектов.  Признаки типологизации.        

Роль учителя.        

Роль ученика.        

Методы творчества, применяемые при проектировании        

II Практическая часть. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы на примере творческого проекта   «Спасибо деду за победу»        

Заключение        

Список использованной литературы        

Введение

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования, нашей неспособностью целенаправленно и оперативно решать острые социальные вопросы. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности в решении проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

  •  разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
  •   реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
  • оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

I Теоретическая часть.

Проектная деятельность. Ступени проектной деятельности в школе        

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Проектная деятельность - инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»

Цель  проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских  видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического  решения  значимой проблемы.

Для чего нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности:

  • исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)
  • поисковые (мозговые атаки)
  • научный метод (ролевые игры)
  • рефлексивные

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов:

  • умения предметной области знания  (умения предметной области знания),
  • интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, применение, оценка),
  • коммуникативные умения (умения совместной деятельности).

Уровни проблемности

Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:

  1. уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем;
  2. уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает;
  3. уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает;
  4. уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Принципы организации проектной деятельности

  • Проект должен быть посильным для выполнения.
  • Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов.
  • Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта.
  • Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
  • Вести подготовку учащихся к выполнению проектов.
  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
  • Обязательная презентация результатов работы по проекту.

Типология проектов.  Признаки типологизации.

Доминирующая в проекте деятельность:

  • исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),
  • ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

Предметно-содержательная область:

  • моно проект (в рамках одной области знания);
  • межпредметный проект.

Характер координации проекта:

  • проект с открытой координацией - непосредственный (жесткий, гибкий),
  • проект со скрытой (неявной) координацией - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Характер контактов:

  • внутришкольный;
  • региональный;
  • международный.

Количество участников проекта:

  • индивидуальные;
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

Продолжительность проекта

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной      проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом и критерии внешней оценки проекта

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение.

Этапы работы:

1. ПОИСКОВЫЙ

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

Этапы проведения проекта:

1. Представление проблемной ситуации:

- вербально;

- с помощью видеоряда;

- с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6.  Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная   исследовательская,   поисковая   работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение,  прогнозирование  новых  проблем,  вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта

1.  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

2.  Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

3. Активность  каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая    и   достаточная    глубина    проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зави­симости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

-  консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размыш­ления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя раз­личные    ситуации,    трансформируя    образовательную    среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, ко­торый должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

-мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед уча­щимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбо­ра и свободы самоопределения;

-  фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проек­том выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми­нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе  над проектом; другие  необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различ­ных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несо­стоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует во­просы,  размышления,  самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позво­лит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уров­ня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависи­мости от этапов работы. Но на всех этапах он:

-  выбирает  (принимает решения). Следует помнить, что право выбора,  предоставляемое ученику, является  не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

-  выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках инфор­мации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиоте­карь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отно­шении взрослых происходит переход с позиций социальной ин­фантильности (он - ответственный опекун, я - безответствен­ный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессио­нал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - чело­век, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объек­ты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информа­цию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информа­ции, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

Этой цели может служить курс практических занятий по формированию умений и навыков проектирования. (В пособии приводится тематическое планирование курса «Учимся проектировать».) Вести занятия по данному курсу могут предметники, классные руководители, руководители МО, психологи. Самое главное - это должны быть педагоги, владеющие приемами групповой работы, имеющие представления об индивидуальных особенностях школьников, умеющие устанавливать доверительные партнерские отношения с детьми.

При разработке специального курса учитывалось соответствие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

  • интеллектуальной;
  • мотивационной;
  • эмоциональной;
  • волевой;
  • сферы саморегуляции;
  • предметно-практической;
  • экзистенциальной.

Организуя занятия по курсу «Учимся проектировать», целесообразно использовать эвристические методы, которые развивают творческое воображение, помогают находить нетривиальные пути решения творческих задач проектирования.

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования:  аналогия,  ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, аитропотехника.

Аналогия - метод решения поставленной задачи, при ко­тором используются уже существующие решения в других об­ластях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по анало­гии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность  - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.

Инверсия - (от латинского inversion - «перестановка»). Метод проектирования от противного. Это кажущаяся абсурдная перестановка - «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т. п.).

Мозговая атака (мозговой штурм) - коллектив­ное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада - это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название «осада».

Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • Регулирование отношений в детском коллективе.
  • Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.
  • Повышение самооценки ребенка.
  • Развитие учебной мотивации
  • Углубление интереса к развитию личности  и многие др.

II Практическая часть. 

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы на примере творческого проекта «Спасибо деду за победу»

Проиллюстрируем применение данного метода на примере проекта «Спасибо деду за победу» ,который  представляет собой творческие работы учеников 6 класса(эссе, стихотворения, репортажи, презентации)  и посвящен 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Данный проект является и творческим и информационным, так как дети занимались поиском интересной информации о войне и делились ими на уроке с одноклассниками.

Проект актуален в свете надвигающегося праздника победы.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 12-13 лет.

        Состав проектной группы: весь класс.

        Продолжительность проекта: краткосрочная.

        Режим работы: урок и внеурочная деятельность.

        Тип проекта:

•        по доминирующей деятельности: творческий и информационный;

•        по характеру контактов между участниками: ученик, учитель, родители.

•        по характеру координации проекта: непосредственный.

Форма организации деятельности детей: индивидуальная.

Ведущая деятельность: творческая.

Сфера применения результатов: социальная, учебная.

Цель: создание творческих работ на тему «Спасибо деду за победу»

Поставленная цель предопределила решение следующих  задач:

1.        раскрыть творческие способности учащихся;

2.        развивать чувство патриотизма;

3.        развивать умение работать с информацией;

4.        применять на практике теоретические знания и умения, полученные на уроках литературы и русского языка.

Данный  проект может выполняться и на уроке         литературы и на уроке  истории.

Развивающие цели проекта: интеллектуальное, нравственное, культурное и творческое развитие учащихся.

Методы творчества, применяемые при проектировании:

1. Творческие методы проектирования

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения

Этапы работы над проектом:

 I. Мотивационный (форма контроля: обсуждение задания).

 II. Планирование деятельности (форма контроля: составление плана действий и обсуждение способов и видов деятельности)

III. Информационно - операционный (форма контроля: консультирование, координация действий  участников проекта,  помощь в  оформлении материала).

IV. Рефлексивно – оценочный  (форма контроля: оценивание результатов  работы и рефлексия).

Конечный результат: оформление работ в стенгазету. Лучшие работы были отправлены на муниципальный конкурс «Героев своих величаем!»

Детям очень понравилось участвовать в этом проекте. Все с радостью выполняли творческие задания проекта. Я считаю, что все поставленные задачи были выполнены, а ученики были удовлетворены полученными результатами.

Заключение

Подводя итоги, мы сделали следующие выводы. Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.                                        

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

  • он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • успешно интегрируется в образовательный процесс;
  • легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом   достижения   отечественной   дидактики,   педагогической психологии, частных методик;
  • этот метод гуманистический, обеспечивает не только ус­пешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжела­тельность по отношению к учителю и друг к другу;
  • проекты  сплачивают детей,  развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
  • позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопле­ния учеником суммы знаний на овладение им различными спо­собами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

  • интеграцию учебного содержания;
  • развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
  • формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
  • формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

  •  умение   выявлять   потребности   в   усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
  • умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
  • умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
  • умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность дейст­вий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; - умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
  • умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
  • умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);
  • умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
  • умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
  • умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
  • умение оценивать результаты по достижению планируемого,   по  объему   и  качеству  выполненного,   по  трудозатратам, по новизне;
  • умение оценивать проекты, выполненные другими;
  • умение понимать критерии оценивания проектов;
  •  умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
  • умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Список использованной литературы

  1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Ступницкая  М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  4. http://mou-petrovskay.ucoz.ru/load/pedagogika/proektnaja_dejatelnost_

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые ум...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...

Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании  УУД в условиях введения ФГОС....

«Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС».

Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в ра...