Интегрированный урок русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Кононенко Юлия Сергеевна

Урок, позволяющий организовать работу по подготовке к написанию выпускного сочинения 15.3 с учащимися девятых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_semya_-_shkola_chelovechnosti.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

    Куда бы ни забросила жизнь моих учеников, какие бы профессиональные пути они ни выбрали, их объединяет нечто общее: все они будущие мамы и папы, у всех будут семьи и дети. Я часто думаю о том, как подготовить их к семейной жизни, помочь осознать важность семьи как основы общества, как помочь им правильно понять, в чём заключаются семейные ценности. И как классный руководитель, и как учитель-словесник, я вижу решение этих вопросов в русской литературе. Те традиции и ценности, что русский народ накапливал  веками, прекрасно раскрыты на страницах произведений русских классиков.

Тема семьи, дома звучит уже в древнерусских произведениях, таких, как «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слове о полку Игореве», продолжается в комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина, трагедиях А.Н.Островского. Семейные ценности стоят на первом месте в прозе 19 века и в современной литературе не утрачивают своей значимости, а, наоборот, становятся ещё более актуальными.

Семья в современном обществе… Писатели, журналисты, психологи, социологи и, конечно, педагоги отмечают, что семейные связи становятся менее прочными, что материальное начало берёт верх над духовным. Почему? Вместе с учениками мы часто размышляем об этом на уроках и классных часах.

В нашей гимназии существует воспитательная программа «Семья и дети», позволяющая любому учителю строить работу по формированию положительного отношения к семье, укреплению семейных традиций. Особенное внимание мы уделяем традициям родной донской земли, где семья всегда была оплотом верного долгу казачества.

Я думаю, что обращение к человеческим ценностям, прививающимся именно в семье, как к основе высоко духовного, гуманного общества стало причиной появления одного из видов творческих заданий на итоговой аттестации выпускников 9 классов. Сочинение 15.3 представляет собой работу над одним из морально-этических понятий, которые невозможно рассмотреть и дать им правильную оценку без примеров семейных  отношений.

Именно для того чтобы учащимся было легче раскрыть тему сочинения, найти верные слова для комментирования, я провожу уроки, на которых мы рассматриваем жизнь и поступки отдельных героев литературных произведений, оцениваем их, делаем выводы.

Основным способом определения результатов этой работы являются школьные сочинения, где учащиеся показывают уровень осмысления таких понятий, как добро, милосердие, понимание, честь, терпимость и другие.

Интегрированный урок

русского языка и литературы

Тема: «Семья – школа человечности»

Цели: 1. Определение морально-этических понятий, связанных с семейными ценностями.

2. Воспитание у обучающихся любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

3. Формирование грамотной устной и письменной речи.

Задачи: учить использовать литературные примеры в качестве аргументов для сочинения 15.3 на ОГЭ; формировать положительное отношение к семье как к ячейке общества; прививать уважение к семейным традициям; развивать ответственность за свои поступки.

Форма работы на уроке – групповая.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем подготовку к государственной итоговой аттестации. Сегодня, готовясь к сдаче экзамена по русскому языку, мы будем говорить о произведениях литературы.  Не удивляйтесь, ведь именно подбор литературного примера в качестве аргумента в сочинении-рассуждении вызывает у вас наибольшие трудности. Откройте тетради, запишите дату, тему урока и приготовьтесь к работе в группах.  

  1. Эвристическая беседа.

Вы уже знаете, что в сочинении 15.3  вам необходимо поразмышлять и раскрыть одно из морально-этических понятий. Как вы считаете, что включает в себя это выражение – «морально-этические понятия»? (Ответы: доброта, отзывчивость, милосердие, самопожертвование, уважение к старшим и др.)

Вспомните, кто чаще всего обращается  к вам с такими просьбами:       « Помоги», «Будь добрее», «Не злись», «Держи своё слово», «Сделай по совести» и многими другими?  (Ответы: мама, бабушка, папа, сестра, друг). Конечно, ведь именно в кругу семьи, в этом микросоциуме,  мы учимся быть настоящими людьми, строить отношения друг с другом, принимать правильные решения.

Великий философ Конфуций сравнивал семью с маленьким государством. Попробуйте объяснить, почему? Посовещайтесь и  запишите ответ в тетради, начав его с вводной конструкции «Мы думаем…», «Мы считаем…», «Мы уверены…» и т.п. (Ответы: «В семье, как в государстве, есть своя истории, свои правила и законы, свои традиции…»)

Что ж, каждый из вас, несомненно, прав. Будучи ребёнком, человек многому учится у родителей и передаёт это своим детям в будущем. Значит, мы смело можем назвать семью «школой». Вы со мной согласны?

  1. Литературный анализ произведений

Практически в каждом литературном произведении мы видим героя, образ которого так или иначе помогает раскрыть его семья. Сегодня мы вспомним шедевры, созданные великим русским писателем А.С.Пушкиным. Назовите его произведения, изученные вами на уроках литературы, в которых ярко описан быт и традиции разных семей. (Ответы: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»).

Вы правы. Мы с вами рассмотрим два романа А.С.Пушкина – «Дубровский» и «Капитанская дочка». Каждая группа будет представлять одну из семей. Давайте вспомним известные фамилии персонажей. (Ответы: Троекуровы, Дубровские, Гринёвы, Мироновы).

Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы должны были приготовить устный рассказ о членах каждой семьи, их характерах, привычках, жизненном укладе. Расскажите об этом, дополняя высказывания друг друга важными деталями. (Ученики  поочерёдно рассказывают о двух семьях, приводя конкретные примеры в качестве доказательства своих слов).

(Отвечая на вопрос о характерах и привычках двух помещиков из романа «Дубровский», ученики, конечно, отметят своенравие, суровость, жестокость, склонность к обжорству Кирилы Троекурова, приведут примеры его самодурства).

Однако можем ли мы говорить, что именно эти качества определяли семейные ценности Троекуровых? Конечно, нет.  Какие положительные черты есть в этом герое? (Ответы: уважение к своему армейскому товарищу и соседу, Дубровскому; любовь к детям, забота об их благополучии; не был корыстолюбив, испытывал угрызения совести после решения суда; был способен на любовь).

Мы сказали, что семья – это школа. Как, по-вашему, чему научились дети помещиков у своих родителей?  (Ответы: Маша была такая же сильная и волевая, как отец, способна была идти до конца в своих решениях, однако уважала волю отца и была верна своему слову. Владимир любил людей так же, как Дубровский-старший, ценил их за душевные качества, а не за сословные отличия. Был способен на сильные чувства).

У вас на столах таблицы, которые я предлагаю постепенно заполнить. Напишите напротив фамилий помещиков слова, обозначающие нравственные ценности, на которых воспитывались их дети.

Через некоторое время после написания «Дубровского» А.С.Пушкин взялся за новый роман – «Капитанская дочка», где главные герои, несмотря на войну, угрозу смерти, обретут семью и продолжат род.

Вторая группа приготовила рассказ о семьях Гринёвых и Мироновых.

( Рассказывая об этих героях, учащиеся обязательно скажут о том, как высоко Гринёвы и Мироновы ценят такие понятия, как честь и долг, бескорыстное служение Отечеству, с уважением относятся к семейным традициям; приведут примеры их бесстрашных подвигов).

Скажите, какое значение, по-вашему, имеет для Петра Гринёва и Маши Мироновой родительское благословение? Вспомните эпизоды, где рассказывается об этом. (Ответы: без него Маша и Пётр не могли бы быть вместе, так как уважение родителей, доверие – это одна из главных заповедей для них).

Вспомните,  какие важные наставления давали родители своим детям (Гринёв перед отправкой сына в Оренбург, а Миронов – перед смертью на висилице)?  (Гринёв: «Береги честь смолоду; служи верно, кому присягнешь; от службы не отговаривайся…»; Миронов: «Будь счастлива; молись Богу – он тебя не оставит; живите, как жили мы с Василисой Егоровной…»)

Чему научились главные герои этого романа?  Заполните ещё две графы в таблице.

Дубровские

Троекуровы

Гринёвы

Мироновы

доброта

человечность

верность своей семье

совесть

уважение к старшим

смирение

долг

честность

честь

милосердие

доброта

справедливость

долг

верность любовь к Отечеству

самопожертвование

Итак, мы увидели на примере пушкинских героев, что нет семьи без своих семейных традиций. Нет семьи, из которой бы человек не вынес чего-то светлого, человечного. Я надеюсь, теперь каждому из вас стало более понятным выражение «семейные ценности». Выберите одно  морально-этическое понятие из получившейся таблицы и запишите в тетрадь определение того, как вы его понимаете.  (Зачитываем несколько определений)

  1. Подведение итогов.

Я хочу надеяться, что сегодняшний урок  поможет вам легче подобрать слова, когда вы будете формулировать высказывание, и обосновать выбор примеров при написании сочинения 15.3.

  1. Выставление оценок. Домашнее задание (дать определение ещё двум понятиям из таблицы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...