Игры на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Матвеева Светлана Борисовна

Учебные игры, раздаточный материал к урокам русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.П.Астафьев  «Конь  с розовой гривой».

План к рассказу   «Интересно и весело проведённый день в лесу».

План

Аналитическое чтение

Выпишите художественные детали

1. По дороге к увалу.

1) какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

2) как ведут себя по дороге соседские ребята?

3) какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

2. Сбор земляники.

4) как противопоставлены герои в сборе ягод?

3. Драка левонтьевских ребятишек.

4. Решение идти к Малой речке.

5) как герой оказался в зависимости от Саньки?

6) какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался  от того, чему его учила бабушка?

5. Развлечения на берегу Малой речки.

6. Приключения Саньки в пещере.

7) как жестоко развлекались ребята?

7. Весёлое возвращение домой.

8. Ожидание рассказчиком кары за «содеянное злодейство».

8) как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?

9) почему герой решил обмануть бабушку?

10) только ли страх перед бабушкой мучит героя?

11) как герой меняется в ходе своих размышлений?

В.Г.Распутин «Уроки французского».

Самостоятельная работа с текстом.

Отрывок

Вопросы в помощь.

                    Сходства                

                Различия

    Со слов «Федька повёл меня

 за огороды…»

    до слов «Мы подошли…»

    Со слов «За мной кинулся было Птаха…»

    до слов «Не было в тот день

и не могло быть во всём

белом свете человека несчастнее меня» 

1. Как выглядит поляна?

2. Что изменилось?

3. Как два описания

передают различные

внутренние состояния героя?

4.Как пейзажная зарисовка

помогает охарактеризовать героя?

Домашнее задание.

Работа с лексикой.

  1. Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
  2. В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная?
  3. Какие испытания ожидали его?
  4. Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые?

Анализ эпизода «Разговор с учительницей после уроков».

  1. Что испытывает мальчик, ожидая этот нелёгкий для него разговор?
  2. Как начала разговор Лидия Михайловна?  (Обратите внимание на интонацию её вопросов). Какую цель она преследует?
  3. Что неожиданного для вас в этом разговоре?
  4. Что необычного в этом эпизоде?  (Что присутствует внутри диалога).

Н.А.Заболоцкий.  Стихотворения.

I. «Меркнут знаки Зодиака».

Комментированное чтение.

1) Как вы думаете, почему слова: Собака, Камбала, Паук, Корова, Муха (в дальнейшем в стихотворении к ним присоединится растение Картошка!) пишутся у Заболоцкого с большой буквы?

2) О какой «плошке опрокинутой воды» говорится в стихотворении? Как называется это средство выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора)?

3) Докажите, что Заболоцкий в стихотворении стремится показать великое и малое, реальность и сказку, которые одинаково необходимы для существования гармонии (порядка) в мире.

II. «Журавли».

Аналитическое чтение.

1) Прочитайте первое и второе четверостишия.

    Какая картина возникает перед нами в первом и втором четверостишиях? Каким настроением она проникнута?

2) Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности?

3) Прочитайте третье и четвёртое четверостишия.

    Как вы думаете, какими звуками наполнена первая часть стихотворения (первое - четвертое четверостишия)? Какая строфа самая тихая?

4) Прочитайте стихотворение до конца.

    Как вы понимаете слова: «…В искупленье собственного зла им природа снова возвратила…»?        О каком зле природы по отношению к журавлям идёт речь?

5) В связи с чем в стихотворении звучит обращение к молодым? Какие человеческие ценности напоминает поэту гордый полёт журавлей?

6) Объясните смысл следующих перекличек в тексте стихотворения:

серебряные крылья – в рубашке из металла

вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод – два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну

утопая в небе – погружался медленно на дно

7) Чем необычно сочетание слов в строках:  «И заря над ним образовала

                                                                              Золотого зарева пятно…» ?

8) Прочитайте стихотворение целиком.

Домашнее задание.

  1. В чём трагедия картины, нарисованной Н.А.Заболоцким в стихотворении «Журавли»? Только ли гибель птицы создаёт ощущение непоправимости происходящего?
  2. Словарная работа:

а) Какие слова помогают понять, что рушится чья-то жизнь и гармония мироздания (докажите строками стихотворения)?

б) Как состав слова «мироздание» помогает понять его значение?

      3.   Как вы думаете, почему не назван в стихотворении человек – виновник трагедии (мы видим лишь «чёрное» (символика мрака, смерти) «зияющее» (символика пустоты) дуло)?

III. «Одинокий дуб».

Письменный анализ стихотворения по плану.

1. Опишите дуб.

    В чём поэт видит контраст между внешним и внутренним его содержанием?

2. Докажите, что стихотворение является рассказом о человеческой судьбе.

3. Как пунктуационная организация стихотворения помогает понять его смысл?

4. Какую известную поговорку использует поэт в последнем четверостишии?

    Почему он спорит с поговоркой?

5. Нарисуйте одинокий дуб (используйте приём олицетворения).

IV. «Не позволяй душе лениться».

1. Найдите в тексте стихотворения и объясните фразеологизмы, пословицы, поговорки.

     ДЛЯ  СПРАВОК:

        Воду в ступе толочь (перен.) – заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом (разг.)

        Снимать … последнюю рубашку (перен.) -  доводить до нищенского состояния (разг., неодобр.)

        Держать в чёрном теле – сурово, строго обращаться с кем-либо.

2. Слово «душа» имеет ряд лексических значений:

1) внутренний, психический мир человека, его сознание.

2) то или иное свойство характера (добрая душа).

3) в религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)



Предварительный просмотр:

Работа со словарями на уроке литературы

Карточки с заданиями

Словарь омонимов русского языка

    1. Найдите статью о слове «былина».

    2. Что надо учитывать при использовании этого слова?

                      Словарь антонимов русского языка

      1. Выпишите группы антонимов к словам «весёлый» и  «веселье».

      2. Что интересного вы извлекли из словарных статей?

                        Словарь синонимов русского языка

              1. Найдите словарную статью к слову «красота».

              2. Какие из указанных синонимов не используются в        современной   речи?

                               Мифологический словарь

 1. Найдите словарную статью «дракон».

 2. Что, исходя из толкования этого слова, взял в свою повесть Дж.Даррелл, а что изменил?

         Словарь литературоведческих терминов

  1. Найдите словарную статью «Фантастика».
  2. Расскажите, на что рассчитывают писатели, включая  фантастические элементы в свои произведения?

             Словарь трудностей русского произношения

  1. Найдите словарную статью «новелла».
  2. Что интересного в произношении слова наблюдается  в современном языке?

       

 

         Энциклопедический словарь юного литературоведа

  1. Найдите словарную статью «Фантастическое в литературе».
  2. Расскажите, на что рассчитывают писатели, включая  фантастические элементы в свои произведения?

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

                                                 Комментированное чтение.

  1. Сказку или быль рассказывает писатель?
  2. Кто рассказывает историю?  (От какого лица ведётся повествование?)
  3. Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?
  4. Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
  5. Как автор описывает хозяйственные заботы детей?
  6. Прочитайте короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?
  7. Какое событие является завязкой повествования?
  8. Какую роль в развитии событий играет природа?

      Как природа предупреждает Митрашу об опасности?

      Как животные реагируют на появление детей в лесу?

      Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

  1. Почему Травке трудно было привыкнуть к дикой жизни?
  2. Почему  автор не жалеет голодного волка Серого Помещика?
  3. Что же такое счастье, по мнению автора?

Индивидуальные карточки для определения стихотворного размера

 

 СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Назовите произведение М.Ю.Лермонтова, из которого приведены строки. Определите стихотворный размер.

Да, были люди в наше время…

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Назовите произведение М.Ю.Лермонтова, из которого приведены строки. Определите стихотворный размер.

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни во славу морской царь-девицы.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Назовите произведение М.Ю.Лермонтова, из которого приведены строки. Определите стихотворный размер.

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Назовите произведение М.Ю.Лермонтова, из которого приведены строки. Определите стихотворный размер.

И шёл, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Назовите произведение М.Ю.Лермонтова, из которого приведены строки. Определите стихотворный размер.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. О ком или о чём говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. О ком или о чём говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

Да жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. О ком или о чём говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. О ком или о чём говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

Засох и увял он от холода, зноя и горя…

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. О ком или о чём говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. О ком или о чём говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская…

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. О ком или о чём говорится в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Кто говорит эти слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

«Не прав твой, о небо, святой приговор!..»

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Кто говорит эти слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

«Постой-ка, брат; мусью…»

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

       Спишите. Кто говорит эти слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Определите стихотворный размер.

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?»



Предварительный просмотр:

ДОМИНО ИЗ ПОСЛОВИЦ

     На карточках, разделённых пополам, написаны «половинки» пословиц: на одной половине – начало одной пословицы (с большой буквы), на другой половине – конец другой пословицы (с маленькой буквы).

     Играющие берут по три карточки. Игра идёт как в обычном домино: надо подставлять недостающую часть пословицы. Играющие ставят карточки по очереди. У кого нет ни продолжения, ни начала, тот берёт одну карточку из оставшихся для прикупа. Если это не помогает, то он пропускает свою очередь.

    Выигрывает тот, кто первый поставит все карточки. Проигравшие составляют рассказ из оставшихся у них слов.

ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДОМИНО ИЗ ПОСЛОВИЦ   

      1         

           Дерево держится корнями,  ...          

     

      … как выбираешь друга.

                                         (английская)  

     2                   

           Кто не знает, как работать, …          

     

        …никто не поверил.

                               (азербайджанская)

     3                 

            Благодарность – малейшая из

добродетелей …        

     

…а в своём – целый мост не заметил

                                            (арабская)

     4                 

                     Кто хорошо говорит -…          

     

         … не поймёшь старого.

                                          (армянская)

     5                 

           Как поступишь с другими,…          

     

… очутится перед ещё большей.

                                      (ассирийская)

     6                  

                         Обещай медленно,…            

     

        …а человек – родственниками.

                                          (абхазская)

 

     7                 

               У лжеца загорелся дом - …          

     

       …неблагодарность – худший из

 пороков.

                                        (английская)

     8                 

                       Жизнь без цели    -   …          

     

…в которой нет  половины правды.

                                        (армянская)

     9                 

   Кто бежит от малой трудности, …          

     

       ... безделье -  портит.

                                     (ассирийская)

   10                 

     Если ты сделал добро – скрой;…            

     

     … а выполняй быстро.

                                        (английская)

   11                 

             Выбирай писателей так,   …          

     

       …для того работа не кончается.

                                          (абхазская)

12                 

               Плоха та шутка,…    

     

           …прекрасно слушает.

                                           (арабская)

   13                 

              В чужом глазу и соломинка

     кажется верблюдом, …          

     

       …если тебе сделали добро –

 расскажи.

                                            (арабская)

   14                 

             Пока сам не состаришься,…          

     

       … человек без головы.

                                      (ассирийская)

   15                 

                 В радости – знай меру, …          

     

  …так поступят с тобой.

                                      (ассирийская)

   16                 

                  Труд кормит человека -…          

     

   … враг – за спиной бурчит.

                                      (башкирская)

   17                 

              Кто копает яму другим,    …          

     

… не знаешь – так послушай других.

                                       (вьетнамская)

   18                 

             Человек с сильными руками

 поборет одного,…          

     

      … а одежда – новая.

                        (китайская пословица)

    19

       

         

                      Хороший совет    -    …              

     

…нежелание знать – большой порок.

                                        (башкирская)

    20         

                     Друг в глаза скажет, …          

     

    …попробуй-ка построить.

                                         (грузинская)

    21         

 

                            Знаешь – говори,…          

     

           … а человек – делом.

                                       (башкирская)

    22         

               Конь узнаётся в скачке,….        

     

… лучше дальних родственников.

                                           (китайская)

    23         

                  Друзья лучше старые, …        

     

           … половина счастья.

                                           (казахская)

     24         

                Земля ценится хлебом, …          

     

    … а человек – друзьями.

                                        (грузинская)

     25         

                    Если много таланта, …          

     

                …  чем стоять.

                                          (китайская)

    26                 

                      Разрушить-то легко,…          

     

      … в беде -  веры не теряй.

                                      (башкирская)

     27         

   Медленно идти лучше ….    

     

…человек с сильными знаниями

– тысячу.

                                         (казахская)

     28         

                        Близкие соседи      …          

     

           …а человек – в делах.

                                          (казахская)

     29         

                    Незнание – не порок,…          

     

… тот пусть снимает мерку с себя.

                                        (грузинская)

     30         

               Дерево корнями сильно…          

     

… не бойся, что сейчас не везёт.

                                          (китайская)

     31         

              Хочешь, чтоб были полны

     закрома, …          

     

         … на двор не ходить.

                                         (латышская)

     32         

                       Прилежание    -      …          

     

… всё остальное приложится.

                                     (французская)

     33         

              Лучше требовать с себя,…          

     

        … здоровому -  работа.

                                         (латышская)

     34         

     Не тот впереди, кто обогнал, …          

     

... так и с полки ложку не достанешь.

                                          (латышская)

     35         

        Как ты относишься к лесу, …          

     

      …  мать всех пороков.

                                       (французская)

     36         

                      Руку не протянешь,…          

     

… вставай с криком петуха.

                                        (украинская)

     37         

                Силён тот, кто валит,    …          

     

            … так и лес к тебе.

                                          (эстонская)

     38         

                 Больному нужен врач, …          

     

…а тот впереди, что за собой тянет.

                                        (украинская)

     39         

                           Не теряй ум,       …          

     

         … сделают десятеро.

                                           (эстонская)

     40         

                          Безделье        -     …          

     

       … чем просить у других.

                                           (китайская)

     41         

                        Мороза бояться     …          

     

               … отец счастья.

                                           (немецкая)

     42         

    Чего не сможет  сделать один, …          

     

… но сильнее тот, кто поднимает.

                                      (французская)

     43         

       Опираясь на колени матери, …          

     

          … чем сто – плохо.

                                           (японская)

     44         

                    Кто людей любит,     …          

     

       … сам состаришься.

                                          (японская)

     45         

              Лучше знать одно ремесло

      хорошо, …          

     

        …  надо людей любить.

                                            (японская)

     46         

                          Гнев твой      -     …          

     

       … ребёнок быстро растёт.

                                           (эстонская)

     47         

                    Дружба народов    -  …          

     

          … тот долго живёт.

                                            (японская)

     48         

                      Время выиграно  -  …          

     

         … враг твой.

                                           (японская)

     49         

                Чтобы хорошо лечить, …          

     

              …их богатство.

                                       (башкирская)

    50         

                  Не смейся над старым, ….          

     

         …  всё выиграно.

                                          (немецкая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...