Обобщающий урок по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тихонова Мария Александровна

Уроки русского языка и литературы, несомненно, несут высокую познавательную ценность: воспитание личности с высоким чувством патриотизма, осмысление общечеловеческих ценностей, привитие чувства любви к родному языку. А любовь к родному языку и есть одно из проявлений патриотизма.

Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО: воспитание гражданственности и патриотизма через любовь к своей стране, преданность ей. К урокам русского языка  важен правильный подбор дидактического материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Тихонова Мария Александровна

Урок русского языка в 6 классе.

Обобщающий урок по теме «Местоимение»

Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи.

Цели урока: Обучающая. 

  • Систематизация знаний учащихся о местоимении;
  • Проверка орфографических навыков написания местоимения;
  • Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;
  • Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

Развивающие:

  • Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ; дедукция;
  • Умение контролировать свою учебную деятельность.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.

Оборудование урока:

записи на доске, карточки для индивидуального и уплотненного опроса, контролирующие программы.

Ход урока.

 1.Организационный момент (приветствие гостей, учащихся; запись в тетрадях числа)

Целевая установка: сегодня на уроке мы должны с вами привести в систему ваши знания о местоимении как части речи. Проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами.

2.Слово учителя.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока являются слова из стихотворения в прозе  И.С.Тургенева “Русский язык”. Прочитаем эти строки.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».И.С.Тургенев

(Текст записывается учащимися в тетради.)

-Объясните лексическое значение слова “эпиграф” Эпиграф – изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

-Как вы можете объяснить выбор эпиграфа? Какую идею урока он формулирует?

-Найдите и подчеркните ключевые слова текста (язык, клад, достояние, орудие).

- Продолжим ассоциативную цепочку (Что такое ассоциация?) Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

- язык- народ – страна – родина 

- Связаны ли между собой понятия: любовь к языку и любовь к Родине?

- Аргументируйте свой ответ. ( Восхищаемся родной природой, гордимся своей страной, своим родным языком.)

Вдумайтесь в слова эпиграфа. Найдите местоимения. К каким разрядам они относятся? Прочитайте предложения без местоимений.  Что же вносят местоимения в текст? (Притяжательные местоимения (наш, нашими) обозначают принадлежность предмета, как бы приближают нас с автором, предшественниками. Указательные (этот, это, этим)

Личные

Нам, оно, я, мне, он, за неё, у нас, тебя

Возвратные

Себя

Вопросительные

Что

Относительные

Которые

Неопределённые

Некто, нечто

Отрицательные

Никто, ничто, никакая, ни в чём

Притяжательные

Наш, нашими, мою

Указательные

Этот, это, с этим, такой, такие

Определительные

Другая, все

3. Многие великие поэты и писатели обращаются к теме «Родина».

Давайте обратим внимание на некоторые их высказывания, и найдём местоимения в предложениях и распределим по разрядам в таблице.

1) Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек.

(В. Лебедев- Кумач).

2) Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь.

(С. Есенин.)

         3) Я люблю свой родной язык!… (А.Яшин)

         4)Что ищет он в стране далёкой?

            Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов.)

         6) Родина - мать, умей за неё постоять.

         7)Во все века на русском хлебе

            Богатыри росли у нас.

            Так пусть же вновь растут такие,

            Чтобы, когда наступит срок,

            Нигде никто тебя, Россия,

            Перебороть ни в чём не мог. (М.Исаковский.)

Вывод: Любовь к языку неотделима от любви к Родине. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.

Итак, сегодня на уроке мы будем продолжать развивать умение грамотно и бережно пользоваться языком, чтобы строить эффективное общение.

4. «Молчаливый  диктант» (записываю  молча  слова  на  доске, а  учащиеся  записывают  в  тетрадь, расставляя  правильно  ударения)

БаловАть, досУг, звонИт, красИвее, облегчИть, щавЕль, газопровОд, срЕдства, киломЕтр, нЕкто, нЕчто, никтО, ничтО.

(ученик у доски расставляет правильно ударения)

Какие части речи встретились? Ко всем ли словам использовали орфоэпические нормы? Почему? Какие это местоимения? Перечислите, какие вы знаете разряды местоимений по значению? Расскажите правило написания неопределённых и отрицательных местоимений.

(Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно. НЕ пишется под ударением, НИ- без ударения. Если НИ и НЕ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно).

      5. Физкультминутка

           А теперь все встали,

           Немного отдохнём.

           Слушаем загадку

           И делаем зарядку.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.

Что это такое? (Местоимение)

О ком это местоимение говорит?  (О себе).

Какое это местоимение?  (Возвратное)

А теперь садитесь и занесите местоимение в таблицу.

     6. Составьте связный рассказ, в котором действующими лицами будут местоимения, используйте в качестве примеров следующие слова:

кто-то, кое у кого, что-нибудь, некоторый, кое-что, некто, несколько, что-либо, кое с кем, кто-нибудь

Местоимения с суффиксами  -то, -либо, -нибудь, и приставкой кое- пишутся через дефис, а если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно.

7. Запишите предложения в тетрадь, выделенные слова подчеркните как члены предложения.

Каждый человек по-своему любит Родину.

          Для каждого она одна.

          Каждый готов защитить свою Родину.

         Какие это местоимения? Сделайте вывод.

  1. Какая же строчка осталась пустой? Правильно. Нужны ли нам  относительные местоимения? Для чего? (Для связи простых предложений в составе сложных).

            В русском языке есть слова, которые употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных.

  1. Подведение итогов урока.

                                         Согласны ли вы с такими утверждениями?


      1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

      2. Слов-местоимений в языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, так как одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов.

      3. Общее грамматическое значение местоимений - указание на предметы, признаки, количество без названия их.

      4. В предложении местоимение обычно бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, определениями, как имена прилагательные.

      5. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.

        10. Тест

     1)  Какое из местоимений не является определительным?

            1. любой;               2. другой;            3. никто;            4. иной.

2) Найди ошибку в написании местоимения:

      1. любого;              2. иному;            3. всякова;         4. о каждом

3) Определительные местоимения изменяются

     1. по падежам и числам;                    

     2. по родам, числам и падежам;

     3.только по родам;                            

     4. по числам и родам.

4)  В предложении определительное местоимение может быть

           1. только подлежащим или сказуемым;

           2. любым членом предложения;

     3. подлежащим, определением, дополнением.

     4. только определением;

11. Домашнее задание: 

Карточка №1.

Задание1. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные орфограммы.

Ш…рока страна моя р…дная, много (в)ней л…сов  п…лей и рек.

Я другой такой стр…на (не)знаю. Где  так  вольно  дыш…т  ч…ловек.  

        Задание 2. Зачеркни лишнее. 

      1. Укажите местоимение:

         а) кто, потому что, где;

         б) который, так как, когда;

         в) так, чей, когда-нибудь;

         г) себя, рыбачий, наш;

         д) который, лосиный, ваш;

         е) нас, вас, твой.

     2. Укажите притяжательные местоимения:

         а) мой, заячий, лисий;

         б) чей, свой, кошачий;

         в) себя, рыбачий, наш;

         г) который, лосиный, наш.

        д) нас, вас, твой.

     3. Укажите определительное  местоимение:

         а)  некоторый, всякий, твой;

         б)  самый, мой, резкий;

         в) узкий, ваш, другой;

         г) любой, несколько, какие;

        д)  низкий, такой, сам.

     4. Укажите относительное местоимение:

            а) нисколько, несколько, сколько;

            б) какой, самый, другой;

            в) кто, некто, никто;

            г) который, чтобы, где;

            д) чей, мой, твой.

      5. Укажите отрицательные местоимения:

            а) некто, кто-либо, некого;

            б) нечто, ничего; что-либо;

            в) никакой, какой, такой;

            г) чей, наш, ничей;

            д) никто, кто-то, кто.

Карточка № 2.

Задание. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные орфограммы.

( Не)найдут враги покоя  ( не)опомнят(?)ся  никак , над управой г…р…дскою, кто(то) поднял красный фла(г,к).

 Задание 2. Зачеркни лишнее. 

      1. Укажите местоимение:

         а) кто, потому что, где;

         б) который, так как, когда;

         в) так, чей, когда-нибудь;

         г) себя, рыбачий, наш;

         д) который, лосиный, ваш;

         е) нас, вас, твой.

     2. Укажите притяжательные местоимения:

         а) мой, заячий, лисий;

         б) чей, свой, кошачий;

         в) себя, рыбачий, наш;

         г) который, лосиный, наш.

        д) нас, вас, твой.

     3. Укажите определительное  местоимение:

         а)  некоторый, всякий, твой;

         б)  самый, мой, резкий;

         в) узкий, ваш, другой;

         г) любой, несколько, какие;

        д)  низкий, такой, сам.

     4. Укажите относительное местоимение:

            а) нисколько, несколько, сколько;

            б) какой, самый, другой;

            в) кто, некто, никто;

            г) который, чтобы, где;

            д) чей, мой, твой.

      5. Укажите отрицательные местоимения:

            а) некто, кто-либо, некого;

            б) нечто, ничего; что-либо;

            в) никакой, какой, такой;

            г) чей, наш, ничей;

            д) никто, кто-то, кто.

Урок окончен

Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.

http://festival.1september.ru/articles/519662/img2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....