Технологическая карта урока в 5 классе "Буквы И и Ы после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Локотош Ксения Владимировна

Технологическая карта урока в 5 классе "Буквы И и Ы после Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uchitel_goda.docx81.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского»

Технологическая карта

 урока русского языка

по теме  «Буквы Ы-И после Ц»

                                                                 

                                                              Выполнила:

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                              МБОУ СОШ №17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского

Локотош Ксения Владимировна

Георгиевский район 2016г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет русский язык    класс 5

Тема урока

Место урока по теме

Буквы и-ы после ц

Один из уроков по теме «Морфемика», 1 урок по теме

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Формы: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа, работа у доски

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием  Ы –И после Ц

      Предметные:

  1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

  2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

         Метапредметные.

  1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.

 

  2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

     

  3. КоммуникативныеУУД:  

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

       Личностные :  

    1.  Формировать адекватную самооценку

    2.  Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

    3. Прививать интерес  к познавательной деятельности

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Орфограмму «Буквы И-Ы после Ц»

Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц

Опознавать орфограмму в тексте

Составлять алгоритм и пользоваться им

Применять изученную орфограмму для решения практических задач

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные

Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход

Доска, компьютер, бланки ответов для заданий.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:Организационный

Мотивация к учебной деятельности

-Поднимай ручки класс-это раз!

-Повернулась голова влево, вправо-это два!

-Ручки вниз, вперед смотри-это три!

-Ручки в стороны, пошире развернули на четыре!
-Силой их к плечам прижать-это пять!

-Шесть, семь, восемь-плохое настроение отбросим!

-Спинки выровняли, улыбнулись!

-Здравствуйте, ребята!

Настраиваются на урок

Личностная.  Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Включение в учебный процесс

II этап: Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

- Внимание на доску! Я приготовила для вас кроссворд, надеюсь, он будет не сильно сложным. Сейчас я загадаю вам загадки, ответы мы будем вносить в наш кроссворд.

  Молодцы, ребята! Все разгадали! А теперь посмотрите на слова из кроссворда.

-Давайте вместе их прочитаем.

-Что объединяет слова?

-Какой звук мы слышим после звука Ц?

-Давайте посмотрим на этот звук и вспомним, что мы о нем знаем. (согласный, твердый, глухой, непарный). Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.

-Давайте вернемся к нашим словам и сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке(почему в одном случае пишется И, а в другом Ы).Давайте искать решение этой проблемы.

-Сможете ли вы сформулировать тему урока?

 

Учащиеся обсуждают ситуацию, с которой и они не раз сталкивались, отправляя СМС

Примерные ответы:

- Во всех словах есть буква Ц.

- Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц»

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная беседа

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III этап: Постановка целей и задач

Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования  дальнейшей деятельности

- Что нужно сделать, чтобы написать грамотно эти слова?

 Используйте слова:

-Я узнаю…

- Я смогу…

-Я научусь..

-Я смогу применить…

-Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать?

Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Примерные ответы:

-Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

-Я смогу определять, в каком случае пишется И, а в каком Ы после Ц

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»

 - С изучения орфограммы, поможет учебник.

Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная

Беседа

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)

Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию

Организует  работу по открытию нового знания:, предлагается систематизировать материал учебника в виде схемы, вторая группа делает алгоритм

Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания

Учебно-познавательная, коммуникативная

Исследование

Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать.

V этап: Первичное закрепление

Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения

Организует работу по первичному закреплению нового знания

  1. Игра «Передай мелок другу»

Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду вызывать к доске по одному человеку, вы будете записывать слова и объяснять, почему вы написали ту или иную букву. Ну что, начнем?

Ц…рк,   порц…я,  ц…ган, молодц..,  рукавиц…,  ц…фра, девиц…,  операц…я,  

голубц…, певц…,  ц…пленок.

Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме

Учебно-познавательная, коммуникативная

Индивидуальная работа

Умение действовать по алгоритму

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Организовать учащихся  на самостоятельное пошаговое выполнение заданий  нового типа, на самопроверку по эталону (образцу)

Организует выполнение задания по алгоритму

Задание на листах. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните свой выбор.

Морские границ…, сестриц…н платок, ц…ган, новый ц…ркуль, певчие птиц…,

мотоц…кл, полезная лекц…я.

Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном.

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Учебно-познавательная

Выполнение, самооценка

Умение работать самостоятельно по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность

VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний

Обеспечить включение нового знания в систему знаний;

организовать

повторение  и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

создать ситуацию успеха для каждого;

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ы или И?» Разделитесь на четыре группы, на столах у вас лежит отдельный лист. Задание такое: 1 группа выпишет слова с буквой И после Ц в корне, 2 группа- Слова с сочетаниями  на ЦИЯ, 3 группа – слова с буквой Ы после Ц в окончаниях и суффиксах слов, 4 группа выпишет слова-исключения. После того, как вы выпишите все слова, один человек из вашей команды объяснит, почему же вы выбрали эти слова.

Ц…рковой, ц…тата,на  ц…почки, декорац…я, операц…я, ц…ц, традиц…я,

секц…я, ц…ганский, у ящериц…, с улиц…, ц…ркуль, мультипликац…я,

сестриц…н, панц…рь, молодц…, ц…фра, ц…нга

Физкультминутка.

Ребятки, давайте с вами немного отдохнем и выполним физкультминутку. Я буду называть слова, а вы если пишется И после Ц- хлопать в ладоши, Ы после Ц-подпрыгивать.

ОВЦЫ, АКАЦИЯ,ЦЫПЛЯТА,ЦИРКУЛЬ,СЕКЦИЯ,ЦЫГАН,МОТОЦИКЛ,ЦИРК,У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ,

Отдохнули? Значит, продолжаем!

. Ребятки! Соединитесь опять в группы. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Поэт».  Вам дан текст, но некоторые слова в нем отсутствуют. Вам нужно придумать и дописать в этот текст такие слова, которые будут соответствовать изученному правилу. 1 группа дописывает слова в 1 и 2 предложениях, 2 группа в 3 и 4 предложениях, 3 группа- в 5 и 6 предложениях, 4 группа в 7 и 8 предложениях. Потом мы соединим работы всех групп и посмотрим, что у нас получилось.

ЦЫПЛЕНОК В ЦИРКЕ ВЫСТУПАЛ,

ИГРАЛ ОН НА ГИТАРАХ.

НА МОТОЦИКЛЕ  РАЗЪЕЗЖАЛ

И ЦИФР ОН ЗНАЛ НЕМАЛО.

ОН ИЗ ЦИЛИНДРА ДОСТАВАЛ

МОРКОВЬ И ОГУРЦЫ,

И ТОЛТКО ОДНОГО НЕ ЗНАЛ,

ГДЕ ПИШУТ ЦЫ И ЦИ.

Заключительное задание

Словарный диктант.

-Я сейчас продиктую вам слова, а вы напишите их к себе в листик и подчеркнете орфограмму.

-Справились? Отлично!

-Давайте теперь проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Над каждым правильным словом карандашом поставьте плюс, над каждым неправильно написанным поставьте минус и посчитайте, сколько плюсов и минусов у вас получилось.

-У кого 7-6 плюсов?

 -Молодцы!

-Хорошо усвоили тему урока. Вы получаете за урок оценку 5.

Делятся на группы,участвуют в игре, выбирая соответствующие заданию слова, включаются в мыслительную деятельность

Выполняют работу самостоятельно

Используют приобретенные знания в практической деятельности

Учебно-познавательная

Работа в группах

Умение логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос

VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Организовать действия по обобщению изученного,

нацелить на

на работу творческого характера

Предлагает задание:

Придумать кроссворд на тему «Буквы И-Ы после Ц»

Ориентируются в информации.

Учебно-познавательная, информационная

Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.

Формирование собственных представлений о предмете изучения.

IX этап:Рефлексия. Подведение итогов

Помочь учащимся осознать результаты деятельности

Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей

Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Ответы на вопрсы:

Я узнал…

- Я смог…

-Я научился..

-Я смог применить…

Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...

Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

На уроке были использованы   элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП  и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Гласные о - е в окончаниях существительных после шипящих и ц"

Урок разработан с учетом новых требований ФГОС и с применением наше-сингапурской системы....

Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Как послать сообщение»

Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Как послать сообщение»...

Технологическая карта урока «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»....