Итоговый тест по русскому языку за курс 6 кл.
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Итоговый тест по русскому языку за курс 6 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog._test_6_kl_-_kopiya.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Итоговое тестирование за курс 6 класса

Вариант 1

Часть1

А1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?

  1. благотворительность
  2. светец
  3. треуголка
  4. конка

А2. Какая из данных пар слов не является антонимами?

  1. сходство — различие
  2. дружественный — враждебный
  3. восход — закат
  4. храбрый — трусость

A3.Значение какого фразеологизма объяснено неверно?

  1. брать быка за рога — бесстрашно брать быка за рога
  2. обводить вокруг пальца — ловко обманывать
  3. без мыла в душу лезть — лестью, хитростью добиваться чьего-либо расположения
  4. белая ворона — о человеке, который отличается от окружающих

А4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.

  1. Китайская стена простирается почти на тысячу километров.
  2. Он бросил перчатку в сидящего на столе кота, но тот не сдвинулся с места.
  3. Дедушка решил тряхнуть стариной и пустился в пляс.
  4. Собака мчалась, высунув язык, стараясь догнать машину.

А5. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?

  1. (речи) торжестве..ы — в кратком прилагательном пишется столько н, сколько в полной форме — торжественный
  2. одеж..нка — после шипящих под ударением в суффиксах существительного пишется о
  3. заг..рать — в безударном положении в корне пишется гор-
  4.  (они) кле..т — окончание -ют, так как глагол отвечает на вопрос что   делают?

А6. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
А. дост..влять
Б. расст..лить
В. предл..жить
Г. ут..шать
1) Б, Г                        2) А, В                        3)А,Г                        4) Б, В

А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

А. рассматр..вал,   на лекци..,   в   планетари.., увид..м, закле..л

Б. провер..т, брезж..т, овраж..к, на окраин.., деревн..
В. дыш..шь, ларч..к, постро..л, высп..шься, о семен..

Г. на   нижн..й    ступен..,    посе..л,    расспраш..вал, со  времен..м
1) В,Г                        2) A,B                        3) Б,Г                4) А, Г

А8. В написании каких слов допущены ошибки?»

А. заклеял

Б. заведывал

В. предыюньский

Г. блестнуть

1) Б,Г        2) А,Б,Г        3)В,Г        4) А, В

А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?
А. утеш..ся, горяч.., лис..ей шубы, гон..щик

Б. вееш.., пустош.., пил..щик, назнач..те

В. подреж..те, похож.., сокровищ.., тиш..

Г. не тревож..ся, спряч..ся, июл..ский, в рыбач..ем посёлке

1) А,Б        2) Б, В        3) Б,Г        4) А, В

А10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е'

А. пр..небречь, пр..дание, пр..образовать

Б. пр..одолеть, пр..мерзкий, непр..менно

В. пр..обретение, пр..подавать, пр..готовить

Г. непр..ступный, пр..тащить, пр..украсить

1) А,Б        2) Б, В        3)В,Г        4) А, Г

A11. В каком слове ударение падает на первый слог?

  1. включишь
  2. начать
  3. давнишний
  4. искра

А12.   В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?

  1. моя автобиография
  2. я кушаю
  3. одеть пальто
  4. играть роль

А13. Какое слово соответствует составу: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание + суффикс?  

  1. заблестело
  2. предполагалось
  3. разрастался
  4. приближаться

А14.    В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?

A. лебеди..ный, путеши..ный, карти..ный
Б. ю..ный, песча..ный, кожа..ный

B. овся..ная, ветре..ый день, глиня..ный

Г. были..ный,   произведение бесце..но,   клюкве..ный
1) А,Б        2) Б,В        3) В,Г        4) А, Г

А15.    В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. (сине) глазый, (свето) чувствительный, (широко) плечий
Б. (кто) нибудь, (темно) синий, (северо) западный

B. (ярко) красный, (кем) то, (чешско) русский

Г. (бело) головый, (черно) бровый, (пяти) томный
1) Б,Г        2) Б, В        3) А, Б        4) В, Г

А16.    Найдите предложение без грамматической ошибки.

  1. У обоих девочек были проблемы с математикой.
  2. Лес находился в полтораста километрах от деревни.
  3. Сегодня мы собрали более семидесяти белых грибов.
  4. У Вити почерк менее красивее, чем у Пети.

А17.    В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

  1. Вспомн..те ваши любимые стихи.
  2. Когда  вы   их   вспомн..те,   то   прочитайте друзьям.
  3. Выйд..те из класса!
  4. Когда   вышл..те   мне   книги,   сообщите   об этом.

А18.   Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?

  1. (не) участвовать; сказать (не) правду
  2. (не) хотел; (не) громкое чтение
  3. (не) неприступная крепость; (не) глубокий, а рыбный пруд
  4. (не) внимание, а рассеянность; (не) высокий дом

А19.    Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. С крыши стаивают последние капли, и по мостовым бегут шумные ручьи.
  2. Под дуновением ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.
  3. Вспышка света померкла на горизонте и стало темно.
  4. Он неожиданно произнёс: «Я где-то видел вас раньше».

А20.    Найдите  ошибку   в  характеристике морфологических признаков данных слов.

  1. (в) каждой (книге) — местоим., начальная форма — каждый, опред., Пр. пад., ед. ч.
  2. тёплого (дня) — прилаг., начальная форма — тёплый, качеств., в полн. форме, Род. пад., ед. ч., муж. р.
  3. (воздух) прохладен — прилаг., начальная форма — прохладный, качеств., в крат, форме, ед. ч., муж. р.
  4. прочитайте — глаг., начальная форма — прочитать, сов. в., перех., I спр., повел, накл., мн. ч., буд. вр., 2-е л.

Часть   2

Прочитайте текст и выполните задания.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или берёзы. Я разбивал лёд, доставал замёрзшие листья и приносил их домой.

  1. Определите стиль речи.
  1. художественный
  2. научный
  3. официально-деловой
  4. разговорный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  1. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?
  1. слова одной тематической группы (ключевые слова)
  2. глаголы одного вида
  3. повтор одного и того же слова
  4. синонимы
  1. Какое средство выразительности языка использовано в тексте?
  1. сравнение   (сопоставление   двух   явлений,   в   результате   чего   изображение   становится   ярче, выразительнее)
  2. слова в переносном значении
  3. олицетворение (наделение неодушевлённых предметов свойствами, характерными для человека)
  4. эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но образно рисуют его, придают ему особую выразительность)
  1. Найдите  ошибку   в  синтаксическом  разборе   второго предложения.
  1. грамматическая основа предложения — пузырьки виднелись
  2. (видел) по утрам — обстоятельство времени
  3. (видел) под коркой — дополнение
  4. под стеклянной (коркой) — определение
  1. Выпишите из текста 2 существительных, образованных суффиксальным способом.

Часть 3

Выполните только одно из заданий: С3.1 или С3.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С3.1 или С3.2

С3.1  Прочитайте текст и выполните задание к нему.

Иван Сергеевич шел к другу. Была жара, и он обрадовался, увидев на улице киоск с соками. «Ну-ка дай мне пакетик яблочного», - обратился он к молодой продавщице. Девушка обиженно надула губы и молча обслужила его. «И что я такого обидного сказал?» - подумал Иван Сергеевич.

Прочитайте текст ещё раз.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему надо быть вежливым?»

Почему обиделась продавщица? Напишите развернутый ответ: объясните, в чём состояла ошибка Ивана Сергеевича.

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

С3.2  Прочитайте предложения и выполните задания.

        Д’Артаньян поставил свои ботфорты радом с кроватью.

Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «Верно ли утверждение, что слово БОТФОРТЫ является историзмом?»

Ответ напишите в виде сочинения-рассуждения. Вспомните определение историзма. Отталкиваясь от него, постройте свой ответ. Приведите свои примеры историзмов.

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.


Итоговое тестирование за курс 6 класса

Вариант 2

Часть 1

  1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?
  1. ботфорты
  2. лицей
  3. светлица
  4. коробейник
  1. Какая из данных пар слов не является антонимами?
  1. положительный — отрицательный
  2. поощрение — наказывать
  3. серьёзный — легкомысленный
  4. естественный — искусственный
  1. Значение какого фразеологизма объяснено неверно?
  1. бить баклуши — бездельничать
  2. битый час — довольно долго
  3. белены объелся — обезумел, перестал соображать
  4. втирать очки — хорошо протереть очки
  1. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.
  1. Лекарство надо пить через час после еды по чайной ложке.
  2. Внезапно между небом и землёй пронеслась стайка ласточек.
  3. От этого известия он почувствовал себя на седьмом небе.
  4. Первая скрипка, которую подарили в детстве родители, принесла ему столько радости.
  1. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?
  1. глуби..ый — прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -ин- пишется с одной буквой н
  2. они хвал..т — в окончании глагола II спряжения пишется -ят
  3. пр..бить — приставка при- обозначает «присоединение»
  4. закле..л — в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме — заклеить
  1. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?

A. препод..ватель
Б. р..стение

B. объ..снить
Г. прик..сание

1) А, Б                        2) В, Г                        3) А, В                        4) Б, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

A. стон..т,   на   выставк..,   в   музе..,   ед..шь, плюш..вый

Б. постел..шь,  рассматр..вал,  от времен..,  завис..л, ищ..шь

B. человеч..к, повел..вать, звоноч..к, пальц..в, обид..л

Г.  в отзыв..,  о произведени..,  горош..к,  в колюч..м взгляд..
1) А, Б                        2) А, В                3) Б, Г                        4) В, Г

  1. В написании каких слов допущены ошибки?

A. январьский
Б. объезчик

B. будующий
Г. преодолеть

1) А, Б                        2) Б, В                        3) А, В, Г                4) А, Б, В

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

A. измаж..те,    пахуч..,    училищ..,    заяч..ий хвост

Б. подреж..те, стереч.., слышиш.., дрож..

B. обнаруж..те, тягуч.., возле дач.., мощ..ный
Г. намаж..ся,   носил..щик,   заяч..е  семейство, декабр..ский
1) А, Б                        2) Б, В                        3) Б, Г                        4) А, В

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

A.пр..школьный, пр..милый, пр..одолеть

Б. непр..ступный, пр..волжский, пр..рисовать

B. пр..купить, пр..чуда, пр..чина

Г. пр..пятствие, пр..думать, пр..гласить
1) А, Б                        2) Б, В                        3) В, Г                        4) А, Г

  1. В каком слове ударение падает на четвёртый слог?
  1. обеспечение
  2. языковая (колбаса)
  3. хозяева
  4. нефтепровод
  1. В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?
  1. памятный сувенир
  2. играть значение
  3. надеть на себя
  4. художник написал свой автопортрет
  1. Какое слово не соответствует составу: одна приставка, корень, один суффикс, окончание?
  1. наберите
  2. перечитала
  3. приморский
  4. замолкать
  1. В каком варианте ответа указаны все слова,  где пишется одна буква н?

A. масля..ная   краска,   ветре..ный   день,   багря..ный

Б. пчели..ный, урага..ный, жизне..ный

B. ледя..ной, книга интерес..а, тополи..ный
Г. недюжи..ный, качестве..ный, дли..ный

1) Б, В                        2) В, Г                        3) А, В                        4) Б, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. что (нибудь), (зелено) глазый, (средне) вековый
Б. (кое) что, (бледно) голубой, чем (либо)

B. багрово (красный), (красно) носый, (древне) римский

Г.  (юго)    восточный,    (русско)    французский, о чём (то)
1) А, Б                        2) Б, Г                        3) В, Г                                4) А, Г

  1. Найдите предложение без грамматической ошибки.
  1. Обед был менее вкуснее, чем вчера.
  2. Картины сняли с обоих стен.
  3. В деревне Павел скучал за родителями.
  4. Весь доклад  можно  изложить  на двухстах страницах.
  1. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
  1. Вынес..те из класса лишние стулья.
  2. Когда вынес..те, мы начнём заниматься.
  3. Вышл..те посылкой мои книги.
  4. Выбер..те тему для сочинения.
  1. Со всеми словами какого ряда не пишется раздельно?
  1. (не) боялся; (не) большие просветы
  2. (не) знакомец; (не) подвижная вода
  3. (не) правда, а ложь; вовсе (не) трудная задача
  4. (не) спутаешь; явная (не) приязнь
  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
  1. Язык народа — его ум и мудрость.
  2. Он увлекательно рассказывал о возникновении и исчезновении больших городов в Азии.
  3. Обрывистый берег убегал назад, и горы словно надвигались на нас.
  4. Солнце всё ниже опускалось к горизонту и в лесу становилось темно.
  1. Найдите   ошибку   в   характеристике   морфологических признаков данных слов.
  1. (в) осеннюю (непогоду) — прилаг., начальная форма — осенняя, относит., Вин. пад., ед. ч., жен. р.
  2. смеркалось — глаг., начальная форма — смеркаться, в безл. знач., несов. в., неперех., I спр., в изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.
  3. бабушкиных (рассказов) — прилаг., начальная форма — бабушкин, притяж., Род. пад., мн. ч.
  4. под — предлог

Часть 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман. Он закрыл горизонт, медленно рос вокруг нас и наконец задымил мачты, палубу. Но к вечеру второго дня космы тумана, как живые, расползлись по пароходу.

  1. Определите стиль речи.
  1. художественный
  2. научный
  3. официально-деловой
  4. разговорный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  1. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?
  1. местоименная связь (замена местоимениями существительных)
  2. повтор одного и того же слова
  3. лексический повтор (слова одной тематической группы)
  4. синонимы
  1. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
  1. сравнение (сопоставление двух явлений, в результате чего изображение становится ярче, выразительнее)
  2. градация (однородные члены предложения, близкие по смыслу, расположены в порядке усиления или ослабления действия, явления)
  3. эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но и образно рисуют его, придают ему особую выразительность)
  4. слова с переносным значением
  1. Найдите ошибку в характеристике третьего предложения.
  1. повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено двумя однородными сказуемыми
  2. он – подлежащее
  3. (закрыл) горизонт – прямое дополнение
  4. (рос) медленно — обстоятельство образа действия
  1. Выпишите из текста слово, образованное сложением основ.

        Часть 3

Выполните только одно из заданий: С3.1 или С3.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С3.1 или С3.2

С3.1  Прочитайте текст и выполните задание к нему.

Мама много раз напоминала Пете, что со знакомыми людьми надо здороваться. Петя решил быть вежливым. И вот по дороге домой он встретил соседку, женщину лет пятидесяти. Петя приподнял свою видавшую виды кепочку и произнёс:

- Привет, Серафима Денисовна!

Но Серафима Денисовна лишь укоризненно покачала головой и молча прошла мимо.

Прочитайте текст ещё раз.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему надо быть вежливым?»

Почему расстроилась соседка? Напишите развёрнутый ответ: объясните, в чём состояла ошибка Пети. В какой речевой ситуации такая формула приветствия была бы возможна?

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

С3.2  Прочитайте предложения и выполните задания.

Спишите с доски. – Когда спишете, проверьте.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны правила орфографии?»

Подумайте, чем различаются выделенные глаголы в данных предложениях. Почему в одном из них пишется –ИТЕ, а в другом –ЕТЕ? Обосновывая свой ответ, вспомните соответствующие правила правописания.

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.


Итоговое тестирование за курс 6 класса

Вариант 3

Часть 1

  1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?
  1. губернатор                3)  урядник
  2. полицейский               4) кафтан
  1. Какая из данных пар слов не является антонимами?
  1. быстрый — медлительный
  2. громкий — оглушительный
  3. строить — разрушать
  4. вежливый — грубый
  1. Значение какого фразеологизма объяснено неверно?
  1. намылить шею — намылить шею мылом
  2. камень на душе — тяжелое, гнетущее чувство
  3. держать ушки на макушке — быть очень осмотрительным
  4. между небом и землёй — жить без жилья, без крова, без пристанища
  1. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.
  1. Мы не могли распутать этот узел на верёвке, пришлось его разрубить.
  2. На сшитые изделия наклеивали яркие ярлыки.
  3. Он запустил руку в мешок и вытащил оттуда зайчонка.
  4. Гвоздём программы было выступление известного актёра.
  1. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?
  1. (не)взлюбить не с глаголом пишется раздельно
  2. пр..остановить — приставка обозначает неполное действие, пишется при-
  3. постел..шь — в окончании пишется е, так как это глагол I спряжения
  4. зате..л — в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме — затеять
  1. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
    А. бл..снуть                В.  разб..рать
    Б. сож..леть                Г.   потр..сти
    1) А, Б                2) Б, В        3) А, Г                4) Б, Г
  2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

А. ненавид..л,   тревож..т,   о   посещени..   лекци.., на знамен..

Б. в дальн..й  командировк.., танц..вал, ищ..т, с имен..м

В. самолёт..к, услыш..т, почу..л, обид..л,  повес..л

Г. дремл..т, разве..т, свеж..го (хлеба), каж..тся, раста..т

1) А, Б                2) Б, В                3) Б, Г                        4) В, Г

  1. В написании каких слов допущены ошибки?

A. расчитывать
Б. дышешь

B. обжёг (руку)
Г.  безидейный

1) Б, В                2) В, Г                3) А, Г                        4) А, Б, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

A. Подпояш..ся,    январ..ский,    глуш..,   строш..ся

Б. еш.., сяд..те, реч.., в лис..ю нору

B. намаж..тесь, фальш.., думаеш.., медвеж..и лапы

Г.  трескуч..,  плющ..,  гоняеш..,  согнёш..

1) Б, Г                2) Б, В                3) А, Б                        4) А, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

A. пр..обрести,    пр..сутствовать,    пр..ветствовать

Б. пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый

B. пр..сесть, пр..цепить, пр..образование

Г.  пр..мерный, пр..школьный, пр..смотреться

1) А, В                2) В, Г                3) А, Г                4) Б, В

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?
  1. каталог
  2. позвонишь
  3. квартал
  4. облегчить
  1. Найдите ошибку.
  1. в обеих книгах
  2. с восьмистами рублями
  3. грущу по вас
  4. лягте
  1. Какое слово состоит: из одной  приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
  1. разбирать
  2. вспыхивает
  3. продумывать
  4. заболевать
  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишутся две буквы н?

A. овчи..ный, бли..ный, безветре..ный

Б. витами..ный, карма..ный, серебря..ный

B. мысле..ный,    дикови..ный,    пропасть   бездо..на

Г.  стари..ный, равни..ный, платье дли..но

1) А, Б                2) Б, Г                3) А, В, Г                        4) В, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. (северо) восток, кого (то), ярко (красный)

Б. кое (кого), (средне) европейский, (железно)дорожный

B. (восточно)   европейский,   (западно)   сибирский, (кое) с кем

Г. чьего (то), с кем (нибудь), горько (солёный)

1) А, Б                2) Б, В                3) А, Г                        4) В, Г

  1. Найдите предложение без грамматической ошибки.
  1. В прошлом году погода была более прохладнее.
  2. Зал    заполнен    семьюстами    пятьюдесятью зрителями.
  3. Байкал — самое глубочайшее пресное озеро.
  4. Сегодня обед был более вкуснее, чем вчера.
  1. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
  1. Вытр..те руки: они у вас мокрые.
  2. Когда вытр..те, повесьте полотенце сушиться.
  3. Обязательно проветр..те на перемене класс.
  4. Выйд..те из леса, и вы увид..те прекрасный пейзаж.
  1. Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?
  1. (не) высокие горы; (не) большой, а маленький дом
  2. (не) широкая, но глубокая река; (не) навидит ложь
  3. (не) брежная запись; (не) хотел идти
  4. явная (не) лепица; (не) решительность, а робость
  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
  1. Обычная беличья пища — семена хвойных деревьев.
  2. Дерево словно кивнуло и вылило за шиворот мне пригоршню чистой воды.
  3. Первые лучи солнца коснулись верхушек деревьев, и они озарили всю окрестность.
  4. Под ёлкой спит зайчонок и страшно ему становится от лесных шорохов.
  1. Найдите   ошибку   в   характеристике   морфологических признаков данных слов.
  1. и — союз
  2. (с) завтрашнего (дня) — прилаг., качеств., Род. пад., ед. ч., муж. р.
  3. стемнело — глагол, начальная форма — стемнеть, в безл. знач., сов. в., неперех., I спр., в изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.
  4. приготовишь — глаг., начальная форма — приготовить, сов. в., перех., II спр., изъяв, накл., ед. ч., буд. вр., 2-е л.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

Небо словно рассвирепело и посылало удар за ударом.   Над   головой   будто   треснуло  что-то. Вспышки молний опоясали свод небес.  Снова грохнуло ещё протяжнее, сильнее, страшнее.

  1. Определите стиль речи.
  1. художественный
  2. научный
  3. деловой
  4. разговорный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  1. Какое   средство   связи   предложений   использовано   в тексте?
  1. местоименная связь (замена местоимениями существительных)
  2. слова одной тематической лексики (ключевые слова)
  3. синонимы
  4. антонимы
  1. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
  1. слова в переносном значении
  2. сравнение (сопоставление двух явлений, в результате чего изображение становится ярче, выразительнее)
  3. градация (однородные члены предложения, близкие по смыслу, расположенные по степени усиления или ослабления действия, явления)
  4. эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но и образно рисуют его, придают ему особую выразительность)
  1. Найдите ошибку в определении грамматической основы предложения.
  1. первое предложение — посылало удар
  2. второе предложение — что-то треснуло
  3. третье предложение — вспышки опоясали
  4. четвёртое предложение — грохнуло
  1. Выпишите из текста слово, образованное суффиксальным способом.

Часть 3

Выполните только одно из заданий: С3.1 или С3.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С3.1 или С3.2

С3.1  Прочитайте текст и выполните задание к нему.

(1)Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы. (2)3ахватчики везли с собой на повозках много награбленного добра. (З)Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. (4)Это была месть непокорённому народу за неудачи завоевателей. (5)... (6)Кремль был спасён. (7)Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по ещё не разорённым местам, где можно добыть продовольствие. (8)Но русские войска преградили ей путь. (9)После ожесточённых боёв они заставили французов отступать по местности, которую те сами же разорили.

Прочитайте текст ещё раз.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему русские войска преградили путь французской армии, отступавшей из Москвы?»

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

С3.2  Прочитайте предложения и выполните задания.

Я среза'л цветы. – Я давно сре'зал цветы.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какова роль ударения в русском языке?»

Подумайте, чем различаются глаголы в данных предложениях по форме и по смыслу и какова в этом роль ударения.

В сочинении объясните две функции ударения: форморазличительную и смыслоразличительную. В качестве аргументов приведите глаголы из данных предложений.

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.


Фамилия _____________ имя ________________ класс ___________ вариант_________

БЛАНК ОТВЕТОВ

        Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

2

3

4

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

2

3

4

ЗАМЕНА ОШИБОЧНЫХ ОТВЕТОВ

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

1

2

3

4

        Часть 2

В1

В2

В3

В4

В5

В6

1

2

3

4

ЗАМЕНА ОШИБОЧНЫХ ОТВЕТОВ

В

В

В

В

В

В6

1

2

3

4

Часть 3


ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

        Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

+

+

+

2

+

+

3

+

+

+

4

+

+

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

2

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

        Часть 2

В1

В2

В3

В4

В5

В6

1

+

+

Корка, пузырьки

2

3

+

+

4

+

Часть 3

C3.1

Тезис

Вежливым надо быть, чтобы не обижать людей

Аргументы

  1. Продавщица обиделась, потому что Иван Сергеевич обратился к ней на «ты». Это невежливо.
  2. Обращаясь на «ты», Иван Сергеевич хотел выразить дружеское отношение к незнакомой женщине. Говорить «ты» можно только ровесникам или хорошо знакомым людям.
  3. Хотя Иван Сергеевич и старше, но он должен был незнакомому человеку говорить «вы».

C3.2

Тезис

Ботфорты – историзм

Аргументы

Историзмы – слова, не имеющие синонимов в современном языке, обозначающие исчезнувшие из современной жизни явления и понятия.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги. Сегодня ботфорты не используются, слово вышло из употребления вместе с предметом. Следовательно, ботфорты – историзм.


ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 2

        Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

+

2

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

+

        Часть 2

В1

В2

В3

В4

В5

В6

1

+

+

+

Пароход

2

+

3

4

+

Часть 3

C3.1

Тезис

Вежливым надо быть, чтобы не обижать людей

Аргументы

  1. Петя хотел быть вежливым.
  2. Говорить “привет” можно только хорошо знакомым людям или сверстникам.
  3. С людьми старше необходимо здороваться словом “Здравствуйте”.

C3.2

Тезис

Глаголы различаются наклонением.

Аргументы

  1. Спишите – повелительное наклонение, спишете – изъявительное.
  2. В повелительном наклонении пишется суффикс и и окончание те, в изъявительном – окончание ете в I спряжении
  3. Правописание глаголов помогает на письме различить наклонения глаголов.

Ответы на задание теста частей А и В оцениваются одним баллом. Максимальный балл – 26


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на

Баллы

СК1

Соответствие работы предложенной теме.

Содержание сочинения соответствует предложенной теме.

1

Написанный экзаменуемым текст не соответствует заданной теме, или сочинение представляет собой переписанный или пересказанный исходный текст.

0

СК2

Соответствие работы заданному типу речи (рассуждение)

Сочинение соответствует заданному типу речи: текст представляет собой цепочку мыслей, подтверждающих или опровергающих основной тезис; используются соответствующие данному типу речи лексико-грамматические средства.

1

Сочинение не соответствует заданному типу речи: не разворачивается цепочка мыслей, и/или нет основного тезиса, и/или используются не соответствующие  данному типу речи лексико-грамматические средства.

0

СК3

Наличие примеров-аргументов

Учащийся привёл из текста  примеры, которые служат обоснованием ответа на вопрос.

2

Экзаменуемый привёл из текста примеры, которые служат лишь частичным обоснованием ответа на вопрос.

1

 Учащийся не привёл из текста  примеров, которые служат обоснованием ответа на вопрос.

и/или

Учащийся привёл из текста  примеры, которые не служат обоснованием ответа на вопрос.

0

СК4

Смысловая цельность и логичность изложения мыслей

В работе отсутствуют логические ошибки; нет нарушений абзацного членения текста.

1

В работе допущено 2 и более логические ошибки и/или имеются 2 и более нарушения абзацного членения текста.

0

СК5

Композиционная стройность

Работа подчинена одному из видов композиции сочинения-рассуждения; начало соотносится с концом, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

СК6

Фактическая точность сочинения-рассуждения

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов  нет.

2

Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании и употреблении терминов.

1

Учащимся допущены фактические ошибки в изложении материала,  

и/или

есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
СК 1 – СК 6

8


Критерии оценки грамотности экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

2

допущено не более 3 ошибок

1

допущены 4 ошибки и более

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

2

допущено не более 3 ошибок

1

допущены 4 ошибки и более

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка

2

допущены 2 ошибки

1

допущены 3 ошибки и более

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

2

допущено не более 3 ошибок

1

допущены 4 ошибки и более

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1 – ГК4

8

Максимальный балл за всю работу – 42 балла.

Шкала перевода в пятибалльную систему

«2»

«3»

«4»

«5»

0-18 баллов

19-28 баллов

29-36 баллов

Из них не меньше 4 баллов по критерию грамотность

37-42 балла

Из них не меньше 5 баллов по критерию грамотность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по русскому языку за курс 5 класса

Итоговый тест по русскому языку для 5 класса позволяет проверить знания, умения и навыки по основным разделам языкознания. Структура и содержание в формате  ЕГЭ  способствуют подготовке обуч...

Итоговый тест по русскому языку за курс 8 класса в формате ГИА

Тест создан на основе материалов 8 класса, с учетом ЗУНов, необходимых для выполнения тестов ГИА и ЕГЭ...

Итоговый тест по русскому языку 2 курс НПО, СПО

Итоговый тест по русскому языку для 2 курса  НПО, СПО предполагает проверку знаний учащихся, способствует активизации памяти и даёт возможность беглого повторения пройденного материала....

Итоговый тест по русскому языку за курс 6 класса

Итоговый тест по русскому языку за курс 6 класса...

Итоговый тест по русскому языку за курс 9 класса

Мониторинг качества знаний обучающихся 9 класса по русскому языку...

Итоговый тест по русскому языку за курс 10 класса

Итоговый тест по русскому языку за курс 10 класса содержит задания по фонетике, орфоэпии, лексике, морфемике и орфографии. Данный тест позволит выявить знания, умения и навыки обучающихся....