Разработка урока в 8 классе по русскому языку с презентацией. Изложение. На родине Ломоносова.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Карманова Анна Александровна

Прект урока русского языка в контексте системно-деятельностного подхода с применением ИКТ.

Вид урока: развитие речи.

Тема урока: Сжатое изложение с элементами сочинения "На родине Ломоносова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

               МБОУ «Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

                           

                           

       

Проект

урока русского языка

в 8 классе в контексте

системно-деятельностного подхода

с применением ИКТ.

Вид урока: развитие речи.

Тема:

                                                           

                                                             Автор: Карманова

                                                                                                  Анна  Александровна,

                                                                                                 учитель русского языка

                                                                                                и литературы,

                                                                                           МБОУ «Вожгорская средняя

                                                                                        общеобразовательная школа»,

                                                                                              Архангельская область,

                                                                                            Лешуконский район.

                                   

                                                               

с. Вожгора, 2016г.

                                  СОДЕРЖАНИЕ

            Введение…………………………………………………………………...2

            О педагогическом проекте……………………………………………...3

                  Ход урока……………………………………………………………………………...4

                I. Слово учителя................................................................................................4

            2. Постановка темы и целей урока учащимися самостоятельно..........4

            3. Совместное планирование учебной деятельности педагога и

            обучающихся на уроке..................................................................................5

            4. Знакомство с текстом............................................................................5

            5. Работа с текстом...................................................................................6

                           5.1. Вопросы для фронтальной беседы..............................................................6

                                   5.2.Словарная работа...................................................................................................6

                            5.3. Повторение знаков препинания……………………………………………………….6

   6.Составление плана текста......................................................................6

   7. Пересказ текста......................................................................................7

           8. Заслушивание исследовательской работы............................................ 7

           9. Повторное чтение текста учителем.....................................................7

          10. Написание изложения с элементами сочинения...................................7

          Заключение………………………………………………………………....8

  Список литературы......................................................................................9

   Приложение 1. Текст изложения.................................................................... 10

  Приложение 2. Доклад по исследовательской  работе.................................. 11

 Приложение 3. Результат проекта (творческая работа ученика )............. 12

               


                                                         ВВЕДЕНИЕ

            Образовательные стандарты являются инструментом реализации образовательной политики в современной России. ФГОС – обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права российиских граждан на получение основного общего образования (ООО). Нормативная база ФГОС - приказ Минобрнауки РФ №1897, утверждён 17. 12. 2010г.

В структуре и содержании Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта основного общего образования 2010 года произошли значительные изменения. Были разработаны новые требования к структуре основных общеобразовательных программ, а также требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Фундаментальное ядро общего образования содержит:

1)основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного  изучения в общеобразовательной школе (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы);

2)универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс (1, стр.7).

УУД – это личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия, при помощи которых формируется умение учиться (способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта). Они заключают в себе совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

  В отличие от Стандарта 2004 года, в основе которого лежит традиционная система обучения, в основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, уже заключающий в себе не ЗУНы (знания, умения, навыки), а УУД. Системно - деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского  общества на основе толерантности;  
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающегося; 

 Педагогический проект - проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

  • концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
  • новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
  • философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов (3).

  В связи с внедрением в образовательный процесс Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования нового поколения у меня возникло противоречие между разработкой и проведением урока, характерного для традиционной системы обучения и разработкой и проведением  урока в контексте системно-деятельностного подхода. Я поставила перед собой проблему – формировать у обучающихся умение учиться и их способность к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе).    

 Поэтому моей целью является:

- Разработать и провести урок с применением ИКТ в контексте системно – деятельностного подхода.

 Хочется выделить наиболее важные задачи при работе над проектом:

• учить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности;


• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

 
• принимать самостоятельные аргументированные решения;


• учить работать в команде, выполняя разные социальные роли;

• развивать познавательную самостоятельную деятельность учащихся;

• развивать организационные, ораторские умения учащихся;


• связать работу над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Цели урока:

  • систематизировать предложенную и подобранную информацию о жизни и  творчестве М.В. Ломоносова;
  • готовить обучающихся к Государственной итоговой аттестации;
  • расширить кругозор учащихся.

         

Задачи:

  • способствовать формированию интереса к учёбе;
  • активизировать мышление учащихся путем создания проблемной ситуации;
  • развивать умение планировать свою работу и время,
  • формировать коммуникативные умения и навыки;
  • развивать исследовательские и творческие способности личности;
  • учить навыкам анализа и рефлексии, умению представить результаты своей работы;
  • овладевать навыками устной и письменной речи;
  • воспитывать чувство любви к Родине и чувство гордости за гениального учёного-земляка;

Оборудование:

1) персональный компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3) интерактивная доска и тексты с  изложением на листах А4.

                                                               Ход урока.

I. Вступление. (Слайд №2). Слово учителя. (2 минуты)

  «Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
  Не вовсе я умру; но смерть оставит
             Велику  часть мою, как жизнь скончаю.»

Учитель: Можете ли вы назвать автора этих строк? Узнаёте ли памятник, который вы видите на слайде? Как вы думаете, о ком же мы будем говорить на уроке и почему?

Ученики: Мы будем говорить о М.В.Ломоносове, так как вся наша страна отмечает его Юбилей.

Учитель:(Слайд №3) Да, действительно, о великом учёном и поэте, потому что в этом году исполняется 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова и сегодня урок русского языка посвящается жизни и творчеству нашего гениального земляка.

II. Постановка темы и целей урока обучающимися самостоятельно. (3 минуты) 

Учитель. (Слайд №4) Как не красно-то солнышко тут просветило, а то Михайлушко из рода Ломоносовых осветил Россию своим ясным умом, своим ясным умом да просвещеньицем.

                                 Не по битвам он ездил богатырским,
                                Не по заставам он ездил молодецким,
                                Ходил он по наукам по разным премудрым,
                                Уж как был он наш первый филостох-мудрец
                                Михаила Ломоносов, наш северянин-помор.

                                                                                         (М.Д.Кривополенова)                                     

      Учитель. Уважаемые мои ученики, сейчас вы прослушаете текст, который будет сопровождаться презентацией. Я прошу вас услышать, увидеть и запомнить самое главное, а также определить количество микротем в этом тексте.

        - Как вы думаете, зачем? (Принимаются различные варианты ответов)

        - Молодцы! Вы много предложили различных вариантов. Но в дальнейшей совместной нашей работе мы увидим, чьи версии найдут своё подтверждение.

        - Ну а сейчас попробуйте сами сформулировать тему урока, то есть что мы будем делать, и цель урока, то есть для чего нам это нужно делать.

       Учащиеся.

       - Нам нужно будет написать изложение, чтобы закрепить знания о способах сжатия текста.

        Учитель.

         - Прекрасно! Да, вы правы, и ещё, вы знаете, что мы должны готовиться к Государственной итоговой аттестации и не просто учиться применять разные способы сжатия текста, но и уметь писать сочинение-рассуждение. Поэтому, пожалуйста, назовите полностью тему урока. (Слайд №5) Запишите число и тему урока в тетрадь.

III. Совместное планирование учебной деятельности педагога и обучающихся на уроке. (Слайд№6) (5 минут)

     Учитель.  Ребята, вспомните, пожалуйста, этапы работы над сжатым изложением.

Учащиеся, таким образом, с помощью наводящих вопросов педагога составляют

план урока:

         1. Знакомство с текстом.

         2. Анализ текста.

         3. Работа со словами (орфография и лексическое значение).

         4.Повторение знаков препинания при однородных членах предложения и в сложноподчинённых предложениях.

         5. Составление плана текста.

         6. Пересказ.

         7. Продумать темы для сочинения.

         8. Написание сжатого изложения с элементами сочинения.

IV. Знакомство с текстом (читает учитель, используя презентацию).Приложение №2. (4 минуты)

Ломоносов ... При этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем (слайд №7). А ведь был и без парика Ломоносов. В маленьком музее деревни Ломоносово долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. Большелобый лысеющий человек. В этом лице легче разглядеть русского парня, вырастающего на краю деревянной России (слайд №8). Деревянные избы. Деревянные прялки, посуда, лодки (слайд №9). Рыбацкие сети, светец для лучины (слайд №10)... В окошко музея видны берег реки, поросший красным ивовым хворостом, оттаявший косогор и посиневший лед на реке. И не так уж много надо воображения, чтобы представить себе идущего с веслом парня по имени Михаил (слайд №11)...

                 В деревенском музее любовно собраны свидетельства всех деяний великого земляка. Он был первым нашим поэтом (слайд №12)  и первым физиком (слайд №13). Он был великим знатоком российского языка, в основе нынешней нашей грамматики лежит «Грамматика» Ломоносова (слайд №14) . Он был химиком, астрономом, (слайд №15)механиком и художником (слайд №16). Ему принадлежат большие труды по здравоохранению, географии, минералогии, картографии и философии (слайд №17). Книга Ломоносова «Древняя российская история» была первым печатным трудом по русской истории и первым учебником (слайд №18). Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдения за Венерой он предположил существование на ней атмосферы (слайд №19). Если искать сравнение, то место ему в ряду титанов эпохи Возрождения: тот же неукротимый характер и страсть к познанию, та же разносторонность, та же учёность (слайд №20)  .

 Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека'. Ломоносов был верным и преданным сыном России (слайд №21). Он был великим гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей.

 Высоко ценил Ломоносова А. С. Пушкин. Поэт говорил о нем: «Он был первым нашим университетом» (слайд №22).

V. Работа с текстом. (8 минут)

1). Вопросы для фронтальной беседы:

- К какому типу речи относится текст? Каким стилем написан этот текст? Какова его основная мысль? Что хотел донести до читателя автор текста? Как бы вы его озаглавили? (Слайд №23) Как вы считаете, выражена ли авторская позиция в тексте и как (отсутствует, скрыта или чётко выражена)? Сколько частей в тексте? Сколько микротем вы выделили?

2). Работа со словами.

-Какие главные, ключевые слова и выражения вы запомнили? Назовите их. Молодцы! Назовите непонятные для вас слова. Знаете ли вы, что обозначают слова «светец», «деяний», «титанов» (слайд №9,19)?

Ученик выступает с сообщением-объяснением лексических значений этих слов из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова (13).

Учитель: Пожалуйста, оцени своё сообщение, удалось ли тебе рассказать всё, что было запланировано. А если не удалось, то попробуй объяснить, почему.

3). Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложноподчинённых предложениях по таблицам.

VI. Составление плана текста (с использованием презентации). Слайд№24. (3 минуты) 

Учитель читает текст по частям и, совместно обсуждая каждый предложенный детьми вариант названия, формулирует более точное оглавление всех частей изложения. Но если дети не согласятся с предложенным вариантом названия, то они могут выбрать то оглавление, которое, по их мнению, более точно отражает главную мысль той или иной микротемы.

           1. Большелобый лысеющий человек, в лице которого легче разглядеть русского парня, вырастающего на краю деревянной России.

            2. В деревенском музее любовно собраны свидетельства всех деяний великого земляка.

            3. Ломоносов был верным и преданным сыном России.

            4. Он был первым нашим университетом.

            5. Потомки Ломоносова (или другая, предложенная педагогом, на выбор учащихся) Слайд№25.

 VII. Пересказ текста. ( 14 минут) Работа в парах или в группах (зависит от количества учащихся, с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) по тексту, выданному учителем. Приложение№1.

- I-ая пара (или группа) читает первую часть и готовит пересказ, используя приём исключения.   Один обучающийся пересказывает у интерактивной доски, а второй (остальные) дополняет (-ют) с места.

- II-ая пара (или группа) читает вторую часть и готовит пересказ, используя приём обобщения. Один обучающийся пересказывает у интерактивной доски, а второй (остальные) дополняет (-ют) с места.

 - III-ая пара (или группа) читает третью часть и приготовит пересказ, используя приём упрощения. Один обучающийся пересказывает у интерактивной доски, а второй (остальные) дополняет (-ют) с места.

 - IV-ая пара (или группа) читает четвёртую часть и готовит пересказ, используя приём упрощения. Один обучающийся пересказывает у интерактивной доски, а второй (остальные) дополняет (-ют) с места.

После пересказа каждой части учитель и остальные обучающиеся вносят дополнения и помогают своим одноклассникам. Затем весь текст пересказывает один ученик.

VIII. (Слайд №26) Заслушивание небольшой исследовательской работы по индивидуальному домашнему заданию с использованием Интернет-страницы (nttp://ru.wikipedia.orq>wiki/Ломоносов_Михаил_Васильевич).Информацию по разным темам ученики должны были самостоятельно отыскать в сети Интернет или в литературе.  Приложение №3. (3 минуты)     Выступающие должны дать самооценку выступлениям и привести аргументы в своих высказываниях. Одноклассники высказывают своё согласие или несогласие и совместно с учителем оценивают учащихся.

IX. Повторное чтение текста учителем. (3 минуты)

 Учитель. Дорогие ребята, ещё раз прослушайте текст, я верю, что у вас получатся хорошие работы, и я каждую из них прочитаю с интересом и с удовольствием. Желаю успеха! А эти стихи вы можете использовать в своём сочинении.

                      Как у нас во славной во Россиюшке
                    Стал Ломоносов первым русским академиком.
                    И теперь ему навсегда слава вечная,
                    Слава вечная да благодарность народная!

 X. Написание изложения с элементами сочинения (дети пишут творческую работу на втором уроке развития речи).

                                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Применение ИКТ в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК и  позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Использование ИКТ на уроках позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов.

Применение ИКТ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов. ИКТ обеспечивают возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе (4).

При проведении урока с применением ИКТ в контексте системно-деятельностного подхода  были выполнены все поставленные задачи:

  • в сотрудничестве с учителем обучающиеся участвовали в постановке цели урока и спланировали свою деятельность;
  • в ходе урока создавались и решались поблемные ситуации;
  • согласно разработанному плану учащиеся на уроке  анализировали текст, осуществляли контроль и давали оценку своим действиям, представляли результаты своей работы;
  • учащиеся работали в парах, выполнили исследовательскую и творческую работу.

Поэтому считаю, что цель по разработке урока с применением ИКТ в контексте системно-деятельностного подхода была достигнута. 

Однако в дальнейшем в разработку урока можно было бы внести некоторые изменения:

  • обязательно учить учащихся  анализировать свою творческую работу и в будущем исправлять недостатки;
  • придумать более оригинальный и эффективный план урока;

Результаты, полученные в ходе реализации проекта, показывают возможность массового применения его в обучении.

Разработку данного урока можно использовать на уроках развития речи русского языка, на факультативах по русскому языку или во внеклассной работе.

Я считаю, что были реализованы различные виды деятельности обучающихся на уроке и главная цель по подготовке обучающихся к ГИА, по моему мнению,  была достигнута. Это для меня – лучшая оценка моей работы над проектом.

                                              ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник дидактических материалов «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы»/ АО ИППК, г. Архангельск,2011г.

2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. • 1995.-№6.

3.  Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности)./ А.М.Новиков, Д.А.Новиков - М.: «Эгвес», 2004.

4. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.

5. Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова.- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 175с.

6. Разрезной фотоальбом «Михаил Васильевич Ломоносов» / Редактор А.Лучинина, зав. редакцией М.Евдокимов. – Издательство «Планета», г. Москва, 1986г.

7. http:// www.pomrsu.ru / lom / imq/sev_lom1_biq. jpq

8. loknaj. ucos.ru>lodd…bioqrafija_lomonosova_m_v/1-1

9. nttp://ru.wikipedia.orq>wiki/Ломоносов_Михаил_Васильевич

10. lomonosov_ppt Архив WinRAR

11. http//prezentacii.com>Михаил Васильевич Ломоносов

12. Компакт-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.2005г.»/ ООО «Кирилл и Мефодий» г. Москва,2005г.

13.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

                                           Приложение 1

                    НА РОДИНЕ ЛОМОНОСОВА

         Ломоносов ... При этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика Ломоносов. В маленьком музее деревни Ломоносово долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. Большелобый лысеющий человек. В этом лице легче разглядеть русского парня, вырастающего на краю деревянной России. Деревянные избы. Деревянные прялки, посуда, лодки. Рыбацкие сети, светец для лучины ... В окошко музея видны берег реки, поросший красным ивовым хворостом, оттаявший косогор и посиневший лед на реке. И не так уж много надо воображения, чтобы представить себе идущего с веслом парня по имени Михаил ...

                 В деревенском музее любовно собраны свидетельства всех деяний великого земляка. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Он был великим знатоком российского языка, в основе нынешней нашей грамматики лежит «Грамматика» Ломоносова. Он был химиком, астрономом, механиком и художником. Ему принадлежат большие труды по здравоохранению, географии, минералогии, картографии и философии. Книга Ломоносова «Древняя российская история» была первым печатным трудом по русской истории и первым учебником. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдения за Венерой он предположил существование на ней атмосферы. Если искать сравнение, то место ему в ряду титанов эпохи Возрождения: тот же неукротимый характер и страсть к познанию, та же разносторонность, та же ученость.

 Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей.

 Высоко ценил Ломоносова А. С. Пушкин. Поэт говорил о нем: «Он был первым нашим университетом».

                                               

                                                       Приложение 2

        Доклад  ученицы по исследовательской работе на тему:

                   «Предки и потомки М.В.Ломоносова»

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного Дорофей Леонтьевич (1647—-1683), его отец Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова (в Архангельской области, около Холмогор). Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.[25]Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества(9, стр.5).

В феврале 1739-го Михаил Ломоносов женился в Германии на Елизавете-Христине Цильх, но первая их дочь, а потом и сын, к сожалению, умерли. (О третьем их ребёнке, якобы также умершем, сведения недостоверны).[41]. 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась (9, стр.15).[42]   

Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова (1749—1772) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок. 1767—1814) и три дочери Софья (1769—1844), Екатерина (ок. 1771—1846) и Анна (ок. 1772—1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.

Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова: Раевские, Ностицы, Орловы,  Волконские (9, стр. 16). 

 

 

 

                                               Приложение 3

                      Творческая работа ученика 8 класса Ларионова Кирилла

                                    Изложение с элементами сочинения

                                             На родине Ломоносова

        Ломоносов…Мы сразу вспоминаем румяного и полнолицего человека в белом парике. В музее деревне Ломоносово есть портрет большелобого лысеющего человека. В его лице можно  увидеть русского парня, который вырос на краю деревянной России. И легко представить себе, как по берегу реки весной идёт с веслом парень по имени Михаил.

        В музее собраны  свидетельства всех деяний великого земляка. Он был первым поэтом и первым физиком, великим знатоком российского языка, химиком, астрономом, механиком и художником. Написал «Грамматику» и «Древнюю российскую историю», которая стала первым учебником истории. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями и предположил существование на Венере атмосферы. Его учёность и  разносторонность позволяет поставить его в один ряд с титанами эпохи Возрождения.

        Ломоносов был верным и преданным сыном России, великим гражданином Отечества. Когда дело шло о его чести или о торжестве его идей, то он умел постоять за себя, не думая о своём благосостоянии.

        А.С.Пушкин сказал, что Ломоносов «первый наш университет».

                                   Как у нас во славной во Россиюшке

                                    Стал Ломоносов первым академиком.          

                                   И теперь ему навсегда слава вечная,

                                    Слава вечная да благодарность народная!

        Я знаю, что в честь этого учёного названа звезда, созданы памятники, есть село Ломоносово, в котором родился и вырос Михаил. А под городом Петербургом назван по его фамилии даже город и многие улицы, учреждения в разных городах России носят имя Михаила Васильевича Ломоносова. По моему мнению, мы по праву можем гордиться нашим гениальным земляком. А такие его качества, как терпение, выносливость, решительность и целеустремлённость вызывают у меня чувство огромного восхищения. В юбилейном, две тысячи двенадцатом году, как и по всей стране, в нашей школе проводились различные мероприятия, посвящённые трёхсотлетию со дня рождения Ломоносова. Я думаю, все последующие поколения никогда не забудут о его заслугах перед Отечеством в сфере науки и образования.                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-игры по русскому языку в 5 классе.

Урок позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно повысить интерес учащихся....

Разработка урока - практикума по русскому языку для 11 класса.

Разработка урока практикума - по русскому языку и информатике для 11 класса....

Разработка урока по ФГОСу. Русский язык. 6 класс

В связи с последними требованиями к урокам необходимо придерживаться Федеральных Государственых Образовательных Стандартов (ФГОС).Данная разработка представляет собой пример конспекта урока по требова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Разработка мастер-класса по русскому языку "Экология языка". Язык интернета.

Разработка мастер-класса по русскому языку предназначена для проведения внеурочного занятия по русскому языку, Целевая аудитория 7-9классы....

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

Разработка урока по родному (русскому) языку в 5 классе

Урок по родному (русскому) языку в 5 классе  по теме "Грамматические нормы языка". Что такое грамматические нормы? Зачем их нужно соблюдать? Об этом пойдет речь на уроке. Материал усваи...