Урок русского языка в 5 классе Не с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Горшкова Елена Борисовна

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Не с глаголами урок-путешествие27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе

Тема: Путешествие в страну «Глаголию»

Правописание частицы НЕ с глаголами (урок – игра).

(учебник:«Русский язык», 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской, изд. «Просвещение».)

Автор: Горшкова Елена Борисовна – учитель русского языка и литературы.

Цели урока:

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  • воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
  • развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  • развивать внимание и память учащихся
  • развивать умение слушать товарищей
  • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: презентация, интерактивная доска,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Запишем сегодняшнее число, классная работа. (слайд 1)

Интересная часть речи                

В русском языке живет.                          

Кто  что делает расскажет:                    

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -  

Все расскажет нам ГЛАГОЛ. (Слайд 2)

  1. Сообщение темы и целей урока.

на доске:  Не говори  - не умею,

                  А говори – научусь!(слайд 3)

-Объясните смысл этой пословицы.

-Запишите. Найдите орфограммы.

-Какая орфограмма вам знакома, но мы её ещё не изучали?

(Мы часто говорили, что не с  глаголами пишется отдельно, но эту

          орфограмму мы не изучали.).

-Не – это служебная часть речи. Она называется частицей.

-Назовите тему нашего урока.

-Поставьте перед собой цель. Подумайте, чему мы должны научиться?

(Учитель обобщает всё сказанное учениками).

Слайд 4

а) познакомиться с правописанием частицы не с глаголами;

б) правильно употреблять частицу не с глаголами;

в) Развивать орфографическую зоркость.

- Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы отправимся в путешествие по стране Глаголия! (слайд 5)

III. Итак, мы отправляемся.

- Вспомним все о глаголе, что изучили в начальной школе, а также узнаем много нового и интересного.

Станция ГЛАГОЛ  (слайд 6)

Мы находимся на станции «Глагол», но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! Из прочитанного отрывка выпишите глаголы:

Вы видели лес осенью? Погуляйте там во время листопада. Идешь по лесу, разгребаешь ногой золотые листья.  Они разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе. Какая красота! (слайд 6)

Выберите глаголы (интерактивная доска – подчеркнуть глаголы как члены предложения)

- Почему вы выбрали именно эти слова?(видели, погуляйте, идешь, разгребаешь, разлетаются, кружатся)

Итак,  как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.

 - Как изменяются глаголы?

 - Какие три времени есть у этой части речи?

 - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

IV. Объяснение нового материала.

- Путешествие продолжается. И мы приближаемся к станции «НесглагОлия»

Завести велели мне

Новые привычки

Никогда девчонок НЕ

 дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

 драться за обедом!

На уроках больше НЕ

 говорить с соседом!

 Я согласен даже НЕ

 рисовать на карте!

Я согласен даже НЕ

 танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и НЕ

 выучу уроков! (слайд 7)

Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста,

Не с глаголами пишется раздельно.

Давайте запишем в столбик  глаголы, а потом прибавим к ним частицу НЕ  

Хитрить - Не хитрить

Наказывай - Не наказывай

Могла - не могла

Захотеть не захотеть

Разговаривать – Не разговаривать

Плакать – не плакать

Работать – не работать (слайд 8 И.Д. дописать частицу не к глаголам)

- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

Учитель: Ребята, сейчас мы находимся с Вами на «Сказочной станции».

К нам в гости пришел сам глагол.  Давайте  послушаем его историю.

(Заранее подготовленные ученики показывают мини-спектакль.Актеры: глагол, частица НЕ, автор).

Ученик рассказывает сказку "Сила любви".

      "Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".

      Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

      Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"

И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".

Учитель:

       Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголом?(Не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ). Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.

Работа  с учебником

Учитель: Выполним упражнение №612

 Физкультминутка

Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.

Я называю слова с частицей Не, если слово пишется слитно – вы приседаете, раздельно – хлопаете в ладоши.

Не писал, нездоровиться, ненавидеть, не сажает, неистовствовать, не слышать, не найдешь, недоумевать, не вырастет, неволить, не закрывал, негодовать.

Знакомство с глаголами-исключениями. Словарная работа.

      - Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.

        Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.

ненавидеть

негодовать

неволить

недоумевать

неистовствовать

нездоровиться

невзлюбить (слайд 9)

      - Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?

        (Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).

      - Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова).

Карточки с толкованием слов-исключений, зачитывают ученики.

      - Запишите в словарик глаголы-исключения и запомните их написание.

Выполнение упр. № 614

Проверка на доске (перетаскивание, слайд 10)

Станция «Загадочная»

Диктовка        

Отгадайте загадки. Запись под диктовку.

- По земле ходит, неба не видит (свинья).  Ничего не болит, а все стонет (дерево). Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет (радио). В огне не горит, в воде не тонет (лед).  Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).

 (слайд 11)

На И.Д.  перетащить картинки-отгадки

Итог урока. Домашнее задание.

 - Итак, путешествие закончилось! Вот и Станция Домашняя. Кому понравилось путешествие? А в доказательство тому, что вам понравилось путешествовать,  сделайте

  1. параграф 107,  упр. 617
  2. Записать 1-2 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей НЕ (слайд 12).

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Вы все молодцы! Спасибо за урок! Прошу оценить свою работу на уроке!

Самооценка

1. Активная работа на уроке - 1 балл.

    2. Понял тему – 1 балл.

    3. Могу объяснить другому – 1 балл.

4.При написании справлюсь самостоятельно-2 балла (слайд 13)

Критерии оценки:

                                          5 баллов - «5»;

                                          4 балла – «4»;

                                          3 балла – «3»;

Впишите свою оценку И.Д. (слайд 14)

Спасибо за урок! (слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...