ЕГЭ по русскому языку (11 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Дыкова Елена Олеговна

материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клише к сочинению по русскому языку


Проблема
• Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.
• Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

Типовые конструкции

• Автор размышляет над проблемой
• Автор текста затрагивает проблему
• В центре внимания автора проблема
• В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
• Тест (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой
• (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
• Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.
• Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос о (чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является - комментарий проблемы.

Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
• Не случайно писатель изображает (кого, что)
• Поступок героя свидетельствует о там, что…
• Слова (мысли) героя показывают, что…
• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
• Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст
• Проблема раскрывается автором на примере…
• В качестве примера раскрывает 
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
• Автор обращает проблему на 
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что 
• Автор разделяет мнение (кого)
• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
• Автор приводит нас к выводу о том, что

• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую история.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас, автор считает, что
• Автор подробно рассматривает 
• Автор обращает наше внимание на

Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.

Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорей всего, автор думает так же, как и вы.
Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Авторская позиция
• Автор считает, что
• Автор подводит читателя в выводу о том, что 
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
• Позиция автора такова
• Позицию автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
• Автор нас призывает (к чему)
• Автор убеждает нас в том, что 
• Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.

Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю , что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах. 

Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами. 
Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.



Предварительный просмотр:

Однородные члены, не соединенные союзами

1.      Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, обычно ставится запятая, например: В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась (Булгаков).

Примечание 1. Не ставится запятая.

а)       между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое (в таких сочетаниях нет однородных членов), например: Я забегу возьму рукавицы (Гоголь); Зайду проведаю (Л Толстой); ср. сочетания: сядь посиди, попробуй узнай, посидели поговорили, жду не дождусь и т.п.;

б)       в устойчивых выражениях, например: За все про все ее бранят (Крылов); Поговорили о том о сем;

в)       между определяемым существительным и приложением к нему, при которых повторяется один и тот же предлог, например: при сестре при девушке, от девицы от сироты.

Примечание 2. Не являются однородными членами и не разделяются запятой, а соединяются дефисом:

а)       парные сочетания синонимического характера, например: узнать правду-истинуконца-краю нет, пробиться сквозь вьюги-метели, с радости-веселья кудри вьются, он мне друг-приятель, рассказать про свое житье-бытье, какая мне от этого польза-выгодачесть-хвала настоящим мастерам, как вас звать-величать, буду его просить-молить, как изволили спать-почивать, прошу миловать-жаловать, вспоминается та пора-времечко, изменились обычаи-порядки, кругом смрад-дым, этот старый вор-разбойник, ну ипошло-поехало, все завертелось-закружилось, она заливается-хохочет, он убивается-плачетлюбо-дорого смотреть на них, торговали безданно-беспошлинно, все у них шито-крыто, мил-дорог человек, латаные-перелатаные носки, нежданно-негаданно нагрянуть;

б)       парные сочетания антонимического характера, например: условия купли-продажи, расширился экспорт-импорт, отмечать приход-расход, работник по приему-выдаче, сформулировать вопросы-ответы, указать твердость-мягкость согласных, движение вперед-назад, бегать вверх-вниз.

в)       парные сочетания, в основе которых лежат связи ассоциативного характера, например: веселые песни-пляски, идти в лес по грибы-ягоды, встречатьхлебом-солью, разные там водятся птицы-рыбы, он мне сват-брат, гремят ножи-вилки, связать по рукам-ногам, указать свое имя-отчество, все мы братья-сестры, будут нас вспоминать наши внуки-правнуки, пришлось всех поить-кормитьодевать-обувать семью, молодо-зелено.

2.      Распространенные однородные члены предложения, особенно если внутри них имеются запятые, могут разделяться точкой с запятой, например: Уже давно позади остались расфранченные увеселительные пароходы для экскурсий; выраставший из воды, клокочущий содроганиями поездов вокзал;переливавшиеся звонами металла плавучие доки, в которые были вставлены, как в коробку, яйцевидные, чуть сплющенные корпуса судов (Федин).

3.      Для выражения противоположности между двумя однородными членами, не связанными союзами, ставится тире, которое легко заменяется союзом а, например: Не рыбачий парус малый  корабли мне снятся (Некрасов); Не небесам чужой отчизны  я песни родине слагал (Некрасов); Не за горами смерть-то  за плечами (Тургенев); Стрелять в лебедя не просто преступно  подло.

§84. Однородные и неоднородные определения

1.      Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Определения являются однородными:

1)      если обозначают отличительные признаки разных предметов, например: Толпа ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоит на берегу (Горький);

2)      если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны, например: Любил Чапаев сильное, решительнее,твердое слово (Фурманов).

Каждое из однородных определений непосредственно относится к определяемому существительному, между определениями можно вставить сочинительный союз. Ср.: пустой, безлюдный берег; тяжелое, суровое дело;

3)      если характеризуют предмет с разных сторон, но по условиям контекста они объединяются каким-либо общим признаком(внешним видом, сходством производимого ими впечатления, причинной связью и т.д.), например: В небе таяло одно маленькое, золотистое облачко(Горький) (внешний вид); ...Вода струится по камешкам и прядет нитчатые, изумрудно-зеленые водоросли (В. Солоухин) (общее внешнее впечатление);весенний, утренний, тоненький ледок (Твардовский) (общий признак – «слабый, хрупкий»); красные, воспаленные веки («красные, потому что воспаленные»); лунная, ясная ночь («лунная, а потому ясная»);

4)      если в условиях контекста между ними создаются синонимические отношения, например: Настали темные, тяжелые дни... (Тургенев).

Ср. также: сплошная, беспросветная тьма; прозрачный, чистый воздух; красное, злое лицо, робкий, апатический характер; густое, тяжелоемасло; тихая, скромная жизнь; ровный, монотонный голос; белые, крепкие зубы; веселая, добродушная улыбка; гордый, независимый вид;отдаленный, пустынный переулок; сухая, потрескавшаяся земля; суровая, упрямая старуха и т.п.;

5)      если образуют смысловую градацию (каждое последующее усиливает выражаемый определениями признак), например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков); Радостное, праздничное, лучезарноенастроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен (Серафимович);

6)      если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, например: В сундуке я нашел пожелтевшую, написанную no-латыни гетманскую грамоту (Паустовский); То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия(Гранин); На белой, тщательно отглаженной скатерти появилось медвежье мясо, вяленая сохатина, рыба, голубица (Ажаев); Сквозь маленькое,затянутое льдом оконце... пробивался лунный свет (Закруткин);

7)      если стоят после определяемого существительного (в этом положении каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и обладает одинаковой смысловой самостоятельностью), например: ...Я видел женщину молодуюпрекраснуюдобрую, интеллигентную, обаятельную...(Чехов).

Отступления от правила встречаются в стихотворной речи, что связано с ритмомелодикой стиха, а также в сочетаниях терминологического характера, где по условиям лексико-семантическим определения даже в положении после определяемого существительного могут быть неоднородными, например:

а)      Здравствуйте, дни голубые осенние... (Брюсов);

б)      груша зимняя позднеспелая; трубы тонкостенные электросварные нержавеющие; кран мостовой электрический грейферный.

8)      если противопоставляются, сочетанию других определений при том же определяемом слове, например: Недавно еще в этом районе были низкие, деревянные дома, а теперь  высокие, кирпичные.

2.      Запятая не ставится между неоднородными определениями.

Определения являются неоднородными, если предшествующее относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного, например: Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде (Достоевский) (ср.: кругленькое зеркальце – складное кругленькое зеркальце – маленькое складное кругленькое зеркальце); ...Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? (Куприн); Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (Фадеев)

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, т.е. выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям, например: В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро (Гоголь) – форма и материалВолшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака (Тургенев) – цвет и формаМы жили в подвале большого каменного дома (Горький) – размер и материалКак-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке (Короленко) – качество и местонахождение и т.д. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие подобные определения могут стать однородными, например: Для туристской базы отведен большой, каменный дом (объединяющее понятие – «благоустроенный»). В зависимости от стиля речи некоторые примеры допускают разное понимание, а в связи с этим –различную пунктуацию.

Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку они обозначают разнородные признаки, например: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Аксаков); Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной корой (Чехов); Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме (Фадеев). Реже неоднородные определения образуются сочетанием качественных прилагательных, например: Легкий сдержанный шепот разбудил меня (Тургенев); молочник с густыми желтыми сливками (Куприн);огромные удивительные темно-синие махаоны (Пришвин). Не вызывает затруднения пунктуация при определениях, выраженных одними относительными прилагательными или причастиями и относительными прилагательными, например: летний спортивный лагерь, витая железная лестница, мраморные четырехугольные колонны, неизданные авторские черновые наброски.

Двоякое толкование и двоякую пунктуацию допускают сочетания типа: другие проверенные методы (до этого уже имелись проверенные методы) – другие, проверенные методы (до этого имелись методы, еще не проверенные). В последнем случае второе определение выступает не как однородное, а как пояснительное (перед такими определениями можно вставить не сочинительный союз и, а пояснительные союзы а именно, то есть).

§85. Однородные и неоднородные приложения

 1.      Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится запятая.

Приложения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны, указывают близкие признаки, например: Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человекмолодой помещикгвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин (Тургенев) (в России до 1917 г. офицерами были, как правило, помещики-дворяне); Учитель военной прогимназииколлежский регистратор Лев Пустяков обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым (Чехов) (связь между профессией-должностью и гражданским чином в России до 1917 г. в учебных заведениях); Декан факультета кандидат технических наукдоцент В.И. Морозов (ученая степень и ученое звание).

2.      Между неоднородными приложениями запятая не ставится.

Приложения являются неоднородными, если характеризуют предмет с разных сторон, например: заведующий кафедрой профессорЛебедев; начальник лаборатории кандидат химических наук Нечаев; кандидат технических наук капитан-инженер Михайлов; экс-чемпион мира по шахматам гроссмейстер Карпов.

§86. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами

 1.      Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»),разделительными союзами или, либо, запятая не ставится, например: Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга(Пушкин); Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листках (Паустовский); Сведения об успехе или неудаче быстро разносились (Фурманов).

 Примечание. Перед союзом и, соединяющим два однородных сказуемых, ставится тире для указания на следствие, содержащееся во втором сказуемом, или для выражения резкого противопоставления, быстрой смены действий, например: Хотел объехать целый свет  и не объехал сотой доли (Грибоедов); Скакун мой призадумался  и прыгнул (Лермонтов); Тогда Алексей... изо всех сил рванул унт обеими руками  и тут же потерял сознание (Б. Полевой).

2.      Если союз и имеет присоединительное значение (при помощи этого союза может присоединяться также неоднородный член предложения), то перед ним ставится запятая, например: ...Но эту науку все-таки надобно популяризировать, и популяризировать с очень большим уважением (Писарев); Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо (В. Панова). О присоединительных членах предложения см. §98.

3.      Запятая не ставится перед присоединительным и, за которым следует указательное местоимение тот (та, то, те), употребленное для усиления значения предшествующего имени существительного, например: В такие морозы валенки и те не греют.

4.      Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством противительных союзов а, но, да (в значении «но»), уступительного хотя и др., например: Мал золотник, да дорог (пословица); Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город (Паустовский).

 Примечание. Однородный член предложения, стоящий после противительного союза и находящийся не в конце предложения, не обособляется, т.е. запятая после него не ставится, например: Каждый день солнце садилось в море, а не в тучи и было при этом клюквенного цвета... (Ю. Казаков); В книге рассказывается о первой, пусть неразделенной любви. Не ставится также запятая после однородного члена, стоящего после второй части парного союза (если... то, хотя... но и т.п.), например: Он понимал если не все, о чем его спрашивали, токое-что и спешил отвечать.

Ср. также: редкий, но не единственный случай, редкий, хотя не единственный случай; редкий, если не единственный случай (после союза противительного, уступительного, условного), То же самое после присоединительного союза а также, а то и др., например: В подобной ситуации бывает трудно, а то и невозможно разобраться; после вводных слов а следовательно, а значит, например: В результате сила электромагнитного поля проходящих сигналов, а значит, и сила приема увеличивается во много раз (второй однородный член не обособляется).

ИЛИ

  1. Перед «или» запятая ставится, если данный союз неоднократно повторяется в простых предложениях, которые объединяются в одно сложное. Приведем пример: «Или он, или я!», «Или черное, или белое, или красное», «Или болезнь меня убьет, или мороз окостенит, или в лоб что-нибудь влетит». Следует также отметить, что данное правило касается не только предложения с «или… или». Запятые ставятся и с такими союзами, как «и», «иль», «ни» и пр. Например: «И голова кружится, и тошнит, и тело сильно ломит», «Ни солнца мне не видно, ни облаков, ни света дневного
  2. Перед «или» запятая ставится, если этот союз используется в сложном предложении, где связываются 2 или несколько простых предложений. Приведем пример: «Или ты утомлена из-за бури за окном, или дремлешь от дневной усталости», «Пусть она перебирается в деревню, или я переберусь сюда». Также следует отметить, что аналогичному правилу подчиняются и такие союзы, как «и», «да», «а», «да и», «либо» и пр. Например: «Море шумело, и волны сильно бились о берег», «Дятел перестал стучать, да и другие птицы замолчали», «Мама присела за воротами на скамейку, а я ушла в магазин».
  3. Запятая перед союзом «или» не ставится, если соединяемые при помощи него предложения имеют общий второстепенный член или придаточное предложение. Приведем пример: «Каждый день от пристани отходил катамаран или отплывала лодка». Этому же правилу подчиняются союзы «и», «да», «либо». Например: «По улицам двигались легковые автомобили и мчались грузовики».
  4. Запятая не ставится, если данный союз используется для соединения однородных членов предложения, которые взаимоисключают друг друга. Например: «Сегодня или завтра», «Видит ли она это или нет 

Союз либо – это один из разделительных сочинительных союзов. Запятая перед ним может ставиться, а может и не ставиться – всё зависит от того, в каком предложении употреблён этот союз.

Если союз либо соединяет однородные члены предложения, то запятая перед ним не ставится в том случае, когда он одиночный:
Он собирал марки либо открытки.
Он собирал марки, открытки либо календарики.

Если же союз либо, соединяющий однородные члены предложения, является повторяющимся, то между однородными членами ставится (ставятся) запятая (запятые) :
Он собирал либо марки, либо открытки.
Он собирал либо марки, либо открытки, либо календарики.
Он собирал марки, либо открытки, либо календарики.

Если союз либо соединяет части сложносочинённого предложения, то запятая перед ним ставится (независимо от того, одиночный он или повторяющийся) :
Пусть уходит из дома, либо мне придётся уйти отсюда.
Либо он пусть уходит из дома, либо я уйду отсюда.

Если же части сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член, то перед одиночным союзом либо (как и перед одиночными союзами или, и, да = и) запятая не ставится:
Лишь изредка послышится отдалённый гудок паровоза либо рядом раздастся шуршание.

Вам надо внимательно посмотреть на своё предложение. Если в нём перед союзом либо не нужна запятая, то это либо простое предложение с однородными членами, соединёнными одиночным союзом, либо сложносочинённое предложение, обе части которого имеют один и тот же второстепенный член предложения. Общий член предложения – это чаще всего обстоятельство, стоящее в начале первого предложения (смотрите приведённый выше пример).



Предварительный просмотр:

Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Понятие синтаксической нормы

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы. 

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое:

Пример:

Студенты пишут лекцию. 

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме).

Пример:

Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор. 

Изменения в порядке слов называется инверсией.

Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях:

Пример:

Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию:

Пример:

Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).

Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов. 

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

 

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множественное число (указывает на отдельность предметов).   

Пример:

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов. 

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число
(подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).
Множественное число (указывает на отдельность предметов). 

Пример:

Большинство студентов уже сдали экзамен. 
На экскурсию записалось только восемь отдыхающих. 

3. Однородные подлежащие.  Единственное число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множественное число (однородные подлежащие соединяются союзом И). 

Пример:

Спортсмен и тренер отправились на соревнования. 
Директор с сотрудниками института подготовил этот проект. 

4. Существительное + приложение. Согласуется с главным словом (то есть с существительным). 

Пример:

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию материалов. 
Студентка-химик проводила эксперимент.

4. Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. 

1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное). 
Важна позиция, которую занимает определение! 

• Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

• Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

 2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

• существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

• существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство. 
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

5. Согласование приложений с определяемым словом.

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным: 
1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2) приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом:

Пример:

в газете «Рабочий край».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий. 
Можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия:

Пример:

В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии. 

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями:

Пример:

В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

6. Особенности употребления однородных членов

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова.

Пример:

Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека. 

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!).

Пример:

Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие). 

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова.

Пример:

Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы). 
Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими). 

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Пример:

Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового). 
Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом.

Пример:

Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

7. Употребления причастного и деепричастного оборотов

Необходимо соблюдать правила построения предложений с причастным и деепричастным оборотом: 

1) Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово.

Пример:

Неправильно: Выполненный план заводом (только: план, выполненный заводом или выполненный заводом план). 

2) Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени.

Пример:

Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному). 
Неправильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший). 

3) Причастия не могут иметь формы будущего времени и не сочетаются с частицей бы.

Пример:

Неправильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом.

Неправильно: Планы, нашедшие бы поддержку руководства.

В случае затруднения в коррекции предложения с причастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным определительным (с союзным словом который). 

1) Действия сказуемого и деепричастного оборота выполняются одним субъектом.

Пример:

Неправильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (только: когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).

2) Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям.

Пример:

Неправильно: Открыв окно, мне стало холодно (только: открыв окно, я замерз). 

В случае затруднения в коррекции предложения с деепричастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным обстоятельственного значения (с союзами когда, если, потому что).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...