Доклад "Технология проблемного диалога"
статья по русскому языку на тему

Ельцова Марина Сергеевна

 Доклад поможет учтелям понять технологию проблемного диалога. Данная технология поможет найти ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали предложенные проблемы сами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._na_pedsovet30.05.16.eltsova_m._s.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

г. Глазова Удмуртской Республики

Доклад

Технология проблемного диалога

                                                                      Составитель: Ельцова Марина Сергеевна

                                                                             учитель русского языка и литературы

30.05. 2016г.

 

2015-2016 учебный год

Технология проблемного диалога

             Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

·         Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

·         Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

· Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

·         Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения. 

 

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

 

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст  диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Для уроков естествознания и обществознания наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»

Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Не менее подробно охарактеризован диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, даны способы реагирования на предложения учеников. Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

        

        Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

        В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

  • категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, обилие дисци-плинарных замечаний, авторитаризм;
  • отсутствие внимания учителя к ребёнку;
  •  закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы;
  •  неумение учителя быть хорошим слушателем.

         Учебная проблема существует в двух основных формах:

1)как тема урока;

 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

        Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

         Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

        Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;

  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

  • побуждение к формулированию учебной проблемы;

  • принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

        Изучив приёмы создания проблемной ситуации и примеры,  я в процессе подготовки к урокам разрабатываю проблемный диалог применительно к изучаемой теме.

        Подводящий к теме диалог не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Учитель        

Ученики

На доске - схемы:

1. [Ө, Ө  = ]  2. [Ө и Ө  = ]  3.  [Ө, но Ө  = ]  

4. [Ө и Ө,  Ө и Ө  = ]   5. [и Ө, и Ө,  и Ө  = ]  

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?        

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности  с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)         

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?        

-  Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.        

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.        

-  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

        Сообщение темы с мотивирующим приёмом - это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

        Сходство названных методов в том, что они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и в развивающем эффекте.

        Если на уроках русского языка, математики, решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения, каждый ученик может остаться при своём мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на  существование.

        Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме  диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.

        Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Анализ собственного опыта работы по данной технологии  позволяет сделать следующие выводы.

        Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в:

-повышении интереса обучающихся к изучению предметов;

- обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения;

- развитии личности ребёнка, его творческих способностей;

- создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика;

- развитии речи, логического мышления;

- достижении высокого уровня обученности.

        Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

        Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

-способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

        Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

        Таким образом складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

        Анализ результатов моей деятельности свидетельствует о том, что предложенная система дает серьезные результаты, к которым относятся следующие:

- растёт качество обученности ;

-дети активно участвуют и занимают  призовые места в олимпиадах по предмету, творческих конкурсах, на научно-практических конференциях;

Вот приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках введения нового материала.

Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Рассмотрим на примере урока математики по теме: «Умножение на двузначное число».

Работа в группах. Сейчас будете по группам решать пример    56 х 21 =

Какие есть гипотезы?  С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения

 (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)

Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы

50 х 20 + 6 х 1 = 1006  - ошибочная

56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая

Как проверить , какой из двух способов верный?

Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176

Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)

Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3:     9 – 4 + 3 = 8

2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:

                           9 – 4 + 3 = 2

Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?

Какое действие выполняли первым? А вторым?

Определите тему урока – Порядок действий в выражениях.

Приём 3. Подводящий к теме диалог.

Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)

   Медвежья                    разъезд

   Вьюга                           объявление

   Веселье                        подъезд

   Ружьё                           подъём

   Муравьи                      разъяснил

Что заметили?   ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)

Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?

Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?

Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем

Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»

Окружающий мир 2 класс.

Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят верх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)

Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)

Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)

Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»

1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

Математика 2 класс.

Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц.

2 + 2 + 2 + 2 = 8

Затем задаётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.

Тема урока: Знакомство с умножением.

2.Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные».  4 класс.

Учитель даёт невыполнимое задание

Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен)

Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).

Приём 6. «Задание на ошибку».

Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»

В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.

А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.)

Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите?  (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).

Приём 7. Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.

 Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника»  4 класс.

На доске изображение прямоугольника.

Найдите его площадь.

И в том и в другом случае у детей получается следующее:

  S  = 5 х 4 = 20 кв.см                             S  = 5 х 4 = 20 кв.см

Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.

Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позицией, нарастанию недовольства учением и школой.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога

тСовременные педагогические технологии...

Технология проблемного диалога на уроках английского языка

Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...