Презентация "Способы словообразования"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Дегтерева Елена Евгеньевна

В презентации представлен материал из раздела "Лексика.Словообразование" и представлены основные способы образования слов в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez._sp-by_slovoobraz._2.pptx396.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы ООШ г. Ясногорска Дегтерёва Е.Е. Тема: «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».

Слайд 2

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов.

Слайд 3

Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным. Запомни!

Слайд 4

Например , в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса – иц - ( вод+ - иц - водица ),тогда основа вод-а выступает как производящая , а основа нового слова водиц-а – оказывается производной.

Слайд 5

суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный бессуфиксный МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Слайд 6

Схема словообразовательного разбора. 1. Поиск производящего слова 2.Выделение словообразовательной морфемы 3.Определение способа словообразования

Слайд 7

Приставочный способ: пра - + родина → прародина(существительное ) пре- + мудрый → премудрый ( прилагательное) про- + читать → прочитать (глагол) не- + когда → некогда (наречие)

Слайд 8

конфета + -к- → конфетка (существительное) мебель + -н- → мебельный (прилагательное) уголь + - щик - → угольщик (существительное) умный + - еньк - → умненький (прилагательное) белый + -е- → белеть (глагол) Суффиксальный способ :

Слайд 9

под- + слеп(ой) + - оват - → подслеповат( ый ) (прилагательное) со- + труд + -ник- → сотрудник (существительное) Приставочно-суффиксальный способ:

Слайд 10

п односить → поднос (существительное) переносить →пере нос (существительное) заплывать → заплыв (существительное) с иний → синь (существительное) Бессуффиксный способ:

Слайд 11

Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб( ый ) <- слаб-е- ть < - о-слабеть <- ослабле -ни[j-э]

Слайд 12

п риставочный; с уффиксальный; приставочно- суффиксальный; б ессуффиксный . Подведём итоги. Морфемные способы образования слов:

Слайд 13

Для всех-§26 (стр.58-курсив), записи на рабочем листке. 1 группа: задания на рабочем листке; 2 группа: упр.126; 3 группа: подберите из произведений художественной литературы-10-15 слов с разными способами морфемного словообразования. Домашнее задание:

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....