Уроки
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок обобщения  по теме "Имя прилагательное" в 6кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl.imya_prilag.obobshchenie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • ХОД УРОКА

– Я – слово замечательное, –
Сказало Прилагательное.
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.

I. Организационный момент

  1. Вступительное слово учителя. Ребята ,сегодня мы с вамиповторим и обобщим, все, что мы знаем об именах прилаг-х.
  2.  Откройте  свои тетради. Запишите число, классная работа. Пишем красиво. Не спеша.  Записали. Хорошо.
  3. Вопросы:

1)Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном .Чем оно может быть в предложении?

3) Назовите разряды прилагательных?

4) Имеет ли прилагательное степени сравнения? Если имеет, то сколько?2,сравнительную и превосходную ,признак проявляется в большей или меньшей степени или признак предмета превосходит по какому либо признаку. Молодцы.

.

в) От данных прилагательных образовать простую форму сравнительной степени:

Добрый – …, теплый – …, громкий – …, тонкий – …, смелый – …

Образовать простую форму превосходной степени:

Умный – …, низкий – …, сильный – …, богатый – …, чистый – …

(два ученика работают у доски)

в) Исправить ошибки в образовании степени сравнения имен прилагательных (слова написаны на карточках)

Дешевше, здоровше, красивше, слаже, громчее, мягчее.

(Проверить работу учеников, раздать кружки)

Вывод:как образуется прост ф.ст сравнения:к основе прибавляется ее,ей,еиногда от других основ,плохо-хуже.

. Все прилагательные, , объединены в три группы. В науке они называются разряды. Вы не знаете, о чем я говорю? (Учащиеся рассказывают правило). Я хочу сделать маленький вывод: качественные от относительных отличаются только тем, что они могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а притяжательные нетрудно узнать по их принадлежности кому-либо. Для них специально существуют вопросы  чей? чья? чьё?

а) Определить разряды прилагательных (работа в тетрадях).

Сильный, простой, березовый, заячий, белый, тихий, папин, высокий, деревянный.

б) Заменить существительные притяжательными прилагательными (работа в тетрадях).

Уши волка и зайца – …
Лапы лисы и собаки – …
Хвост павлина и вороны – …
Глаза папы и мамы – …

(Учитель проверяет и раздает кружки).

5) Учитель. Часто прилагательные встречаются в загадках. Ведь они не называют предмет, упоминают только его свойства. Поэтому сейчас – Загадочная пауза.

) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (Иголка).
б) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет 
(Карандаш).
д) Земля беленькая, а птички на ней черненькие 
(Книга).
е) Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что еще зеленая 
(Смородина)

– Назовите прилагательные, которые встретились вам в загадках.

6) Учитель  Послушайте, стихотворение рассказывают

Хоть мы умны не по годам, не все нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в АН, ЯН? – нас мучит всех невероятно.
Как ни верти, как ни мудри, но с этим суффиксом при встрече,
Сперва внимательно смотри, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в ученых книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно и больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнет серебряною рукавицей.
Здесь Н одно лишь подойдет, а два тут вовсе не годится.
А где два Н? Простой ответ: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет Н, но если город стал туманный,
В основе Н и суффикс Н, и получается два Н,
Запомни этот случай странный.

Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что в стихотворении рассказано не все правило, а только часть. Кто из вас хочет дополнить? (ученики рассказывают правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных)

а) Образовать от существительных прилагательные.

Серебро – …, дерево – …, клюква – …, лебедь – …, стекло – …, тыква – …, лед – …, туман – …, утро – …, цена – …

б) Вставить в слова пропущенные буквы.

Песч…ый, глин…ый, весе…ий, мыши…ый, олов…ый, сезон…ый, картин…ая, звер…ый.

(Ученики работают в тетрадях. Задания проверить)

7) УчительСколько разнообразных блюд нам предлагается! Только я никак не пойму, к каким национальным кухням они относятся? Ребята, вы мне не поможете?

(На карточках даны прилагательные, нужно вставить суффиксы).

Киргиз..ая, француз…ая, русс..ая. немец…ая, грузин…ая, китай..ая.
Каким правилом вы, ребята, пользовались? 
()

Один ребенок читает вслух:

…Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

Учитель сразу же задает вопрос:

– О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

Нежно-малиновый
Сине-лиловый
Густо-фиолетовое

В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис

8) Учитель.. Послушем их беседу (ученики инсценируют сказку)

Лиса и еж

– Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
– А что, Лиса, я с колючками некрасивый?
– Да не то чтобы некрасивый…
– Или я с колючками неуклюжий?
– Да не то чтобы неуклюжий…
– Так какой же я с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, несъедобный.

– Назовите прилагательные. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать эти прилагательные? (Ученики рассказывают правило, учитель раздает кружки)

Учитель

Теплая одежда – теплая встреча
Пустой карман – пустой разговор
Ледяная глыба – ледяное сердце.

III. Итог урока

Учитель. Что мы повторили на уроке? Что вам было интересно? Где вы затруднялись?Всем спасибо за урок!

IV. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному тестированию.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...