Конспект урока в 8 классе по теме "Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Попова Татьяна Владимировна.

На уроке предствалена работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_konspekt.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8 «А»

Дата проведения: 21.10.2016.

Место проведения: ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка.

Уровень: окружной.

Учитель: Попова Т.В.

Тема: «Связь слов в словосочетании»

Цель урока: создание условий для формирования умения определять вид подчинительной связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  1. Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму через знакомство с согласованием, управлением и примыканием.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, карточки с названиями видов связи, смайлики, цветные карточки с заданием, мультимедийная презентация, компьютеры для групп, белые, красные и синие галстуки.

Расстановка мебели для групп:

К – компьютер                                управление                                               примыкание

согласование

                                       

                                                           Галстуки

белые + красные                       1 красный + синие                                       белые + красные

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Все учащиеся стоят в классе перед дверью.

- Ребята, сегодня на урок нам понадобятся только ручки и дневники. Мы обойдемся без тетрадей и учебников. Предлагаю разбиться на пары, определить, кто в вашей паре главный… Теперь главный должен за руку отвести вашу пару на любое понравившееся ему место.

  1. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению.

- Сегодня на уроке 3 группы младших научных сотрудников под руководством старшего сотрудника будут открывать для себя и своих коллег новые знания о синтаксисе, основываясь на логику, наблюдательность, умение анализировать. Вы заходили парами. И в синтаксисе есть пары, пары слов, в которых, как и в ваших парах, есть главные слова и …(помогайте мне) зависимые. И называются эти пары слов… словосочетанием. Сегодня мы будем наблюдать, как слова сочетаются друг с другом, что у них общего, как называются эти связи.

Слайд 1 Тема урока

  1. Объяснение нового материала. Работа в группах.  

- И 1-е задание для групп: пользуясь моими подсказками, определить названия видов связи слов в словосочетании.

Подсказка 1. Видов связи слов в словосочетаниях столько же, сколько у нас групп, т.е. …3. Каждая группа будет изучать 1 вид связи. Названия зашифрованы здесь…Для 1-й группы… Для 2-1… Для 3-й… ( на доске вертикально столбцы ….-ние). Их можно определить, если обратить внимание на ваши галстуки (красный – главный в паре) и то, как вы сидите.

1 группа вы всех видите, вы равноправны, работаете коллегиально,  действия ваши согласованы.

2 группа. У вас есть лидер, можно сказать царь, правитель, который вами руководит, управляет.

3 группа. Вы не видите, чем заняты члены вашей группы, которые далеко от вас. Ваши действия не согласованы, вами никто не управляет, вы только слегка касаетесь своего соседа, как бы невзначай, без всякого смысла примыкаете к нему.

А теперь обдумайте все сказанное.  Догадались, как называется вид связи? Напишите его каждая группа в свой столбик..

Подсказка 2. Возьмите зеленые карточки. Можно узнать вид связи, прочитав по вертикали первые буквы. Подсказка для 3 группы: у вас есть однокоренное слово в 1-й строке.

Вывод (учитель): Слова в словосочетании связаны между собой либо согласованием (на слайде), либо управлением (на слайде), либо примыканием (на слайде) .

Слайд 2 Виды связи

- Названия есть. Теперь узнаем, что характерно для согласования (карточка - на стол), управления (карточка – на стол) и примыкания (карточка – на стол).  Каждая группа должна заполнить  в таблице на доске соответствующий столбик. Заполнять можно постепенно. А помогут вам в этом задании зеленые карточки.  Работайте по плану (на голубой карточке). Наблюдайте, анализируйте, выводы записывайте в таблицу.

Таблица (на доске).

согласование

управление

примыкание

Вопросы от главного слова к зависимому

Какими частями речи выражены

гл. сл.

завис. сл.

гл. сл.

завис. сл.

гл. сл.

завис. сл.

Главный признак

Какой прием пригодится в рассуждении?

Например

- Таблица заполнена. Теперь по одному представителю  от группы расскажут всем по таблице, что они узнали о каждом из видов связи.

Пожалуйста, представитель 1-й группы…

Вывод (учитель по презентации)

Слайд 3 Согласование. Управление. Примыкание.

  1. Физминутка. Проверка понимания.

- Небольшая разминка.

- У меня на столе – смайлики. Вам нужно выбрать тот, который, на ваш взгляд, можно соотнести с видом связи, который вы представляете. Могут подойти все желающие. Возьмите с собой.

- Почему вы выбрали этот? (Прокомментировать)

  1. Закрепление. Применение знаний.

- У вас на столах желтые карточки. Вам нужно найти примеры словосочетаний вашего вида связи. Закрепить в таблице под названием вида.

- На  зеленых карточках слова. Составьте с ними 2 словосочетания, соответствующие вашему виду связи. Тоже закрепите в таблице.

  1. Контроль. Коллективная работа.

- Пользуясь алгоритмом на слайде, выполните тест. Вы должны определить тип связи слов в словосочетаниях. Работайте коллективно.

Слайд 4 Алгоритм

- Какие оценки поставил компьютер?

  1. Д\з.

Слайд 5 Домашнее задание

  1. п.11, прочитать и найти то, о чем мы сегодня не говорили,

упр.64.

  1. п.11, прочитать и найти то, о чем мы сегодня не говорили,  

выписать из худ. лит-ры по 4 примера каждого вида связи.

  1. п.11, прочитать и найти то, о чем мы сегодня не говорили,

составить и записать по 4 своих примера каждого вида связи.

  1. п.11, прочитать и найти то, о чем мы сегодня не говорили,

найти новый прием быстрого определения вида связи слов в словосочетании, рассказать о нем на примерах.

 

  1. Рефлексия.

- Понравился урок? Я рада. Всего доброго. Урок окончен.

Слайд 5 Спасибо за урок. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Конспект урока по русскому языку " Связь слов в словосочетании"

Данный урок знакомит учеников с видами подчинительной связи в словосочетании. В урок включены разные виды работ: упражнения, кластер. Итогом урока является тест....

Презентация к уроку по теме "Типы связи слов в словосочетании"

В презентации содержится материал для закрепления знаний по теме "Типы связи слов в словосочетании"....