Технологическая карта урока обобщения и закрепления изученного по русскому языку в 6 классе по теме " Имя числительное ".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Абдурахманова Динара Аскатовна

В целях закрепления темы "Имя числительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_uroka-povtoreniya_chislitelnogo.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обобщения и закрепления изученного по русскому языку  в 6 классе по теме

" Имя числительное ".

Учитель: Абдурахманова Д.А.

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 6а

3. Автор УМК: С.И. Львова, В.В.Львов, издательство "Мнемозина",2014 год

4. Тема урока: " Употребление имени числительного ".

5. Тип урока: урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

Цели урока:

  • обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя числительное»;
  • совершенствовать навыки употребления имен числительных в речи;
  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку,воспитание гордости за свою страну.

Формируемые УУД:

  1. Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением, работа над развитием и совершенствованием собственной речи.
  2. Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации; владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим):

А) коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

Б) познавательные: формулировать познавательную цель; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения; перерабатывать информацию и предъявлять её.

В) регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять взаимоконтроль.

  1. Предметные: умение отличать числительные от других частей речи, различать разряды и группы числительных по строению, проводить морфологический разбор числительного, понимание места числительного в языковой системе и его роли.

Основные понятия: числительное, количественное числительное, порядковое числительное, числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные числительные.

Межпредметные связи: литература, математика.

                                                                                                 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

 Организационный

Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

Например, сколько нужно съедать детёнышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Ещё бы! С помощью цифр мы знаем,  сколько лет живет тигр, в каком году первый человек полетел в космос и многое-многое другое. Нужны нам числительные? Необходимо их изучать?

Итак, позади уроки об имени  числительном, а впереди контрольная работа. Ребята, как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать на уроке, чтобы хорошо выполнить контрольную работу?

Формулируют  цели, тему урока, отвечают на вопросы.

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск  и выделение необходимой информации (Поз). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3.

Актуализация знаний.

-Сегодня мы почти весь урок будем играть. Нравится такая перспектива? (да).

-Запишите в тетрадь небольшой вопрос, подразумевающий ответ в виде числительного, поменяйтесь с соседом тетрадями, запишите ответ, определите разряд и падеж.

Работа в парах.

Отвечают на вопросы.

Выполняют взаимопроверку.

Один по карточке работает у доски.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (Поз). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).

Фронтальный опрос.

-Пожалуйста, задайте вопрос своему однокласснику о числительном.

Задают вопрос, отвечают, дополняют.

4.

 Обобщение и систематизация знаний.

ИКТ

Задания на слайдах прочитывает.

Отвечают, правильно просклоняв имя числительное.

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( Пр). Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К).

ФИЗМИНУТКА. Учитель задает вопрос.

Обучающиеся встают. На правильный ответ хлопают, неправильный-топают.

5.

Применений знаний и умений в новой ситуации.

I)Учитель задает вопросы:

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)
6) Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)
10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)

II) Запишите: кто больше и быстрее- названия литературных произведений с числительным.

III)Какие профессии связаны с числами (устно)? Почему? Какой вывод?

I) Записывают в тетради правильные ответы, определяют падеж. Два ученика у доски.

Сравнивают правильность выполнения. Оценивают.

II)Выполняют работу, сравнивают ответы.

III)Отвечают, делают вывод – все профессии.

Умение оценивать действие одноклассников (К).

Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения  (Р).

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К).

6.

 

Работа по этимологии.

 

-Что изучает этимология?

Учитель рассказывает о происхождении числительного миллион:

-Это слово придумал итальянский путешественник Марко Поло в XIII веке. Посетив Китай, он был восхищён богатствами этой страны. Рассказывая об увиденном, он восклицал: "Миллионе!" Что обозначало это слово? Милли в переводе с итальянского - тысяча, а частица оне соответствует усилительному суффиксу -ищ-. Вспомните, что в русском языке есть слова: ручища, домище и т. п. Таким образом, миллион в дословном переводе звучит как тысячища.

Отвечают на вопрос, слушают.

Ученик 1 рассказывает о происхождении числительного сорок:

Числительное сорок по своему происхождению является существительным со значением "мешок"! В такой сорок (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей, которых хватало на целую шубу. Заметьте, числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки. Известно устаревшее слово четыредесят, обозначающее сорок.

Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (Пр). Умение слушать одноклассников (К).

перерабатывать информацию и предъявлять её(Поз.)

7.

Домашнее задание

( записано на доске).

Записывают ДЗ  в дневники.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, на проблемный вопрос. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (Пр). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование ( Р).

Приложение 1. 

Числительное сорок по своему происхождению является существительным со значением "мешок"! В такой сорок (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей, которых хватало на целую шубу. Заметьте, числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки. Известно устаревшее слово четыредесят, обозначающее сорок.

Приложение 2.

В  2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи  участвовали  спортсмены более 80 (восьмидесяти) стран. Это около 2800 (двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоялись соревнования в 7 (семи) видах спорта по 98 (девяноста восьми) спортивным дисциплинам

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

-Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

Например, сколько нужно съедать детёнышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Ещё бы! С помощью цифр мы знаем,  сколько лет живет тигр, в каком году первый человек полетел в космос и многое-многое другое.

III Основная часть.

1.   -Итак, позади уроки об имени  числительном, а впереди контрольная работа. Ребята, как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать на уроке, чтобы хорошо выполнить контрольную работу? (формулировка учащимися цели, темы урока)

-Сегодня мы почти весь урок будем играть. Нравится такая перспектива? (да)

2.Работа в парах.

-Запишите в тетрадь небольшой вопрос, подразумевающий ответ в виде числительного (выполняют, смена тетрадей)

 Вам нужно ответить на вопросы:

  1. Какая часть речи называется числительным? (Часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счете, отвечают на ? сколько, какой?, делятся на количественные и порядковые, изменяются по падежам, бывают разными членами предложения)
  2. Какие разряды числительных вы знаете? (количественные, порядковые)
  3. Какие числительные называются простыми, составными, сложными? (состоящие из одного корня, из двух и более слов, состоящие из двух корней)
  4. У каких числительных на конце, в середине пишется Ь? (от 5 до 20,30, от 50 до 80, 500 до 900 в В. и И.п.)

Ответьте на вопросы и запишите числительные в нужной форме (взаимопроверка)

Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

– Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три)

– В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три)
– В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто)

– Назовите формы одного и того же слова (Семь, у семи)

– Сколько слов с удвоенной н? (Одно)

С одним из слов составьте предложение и определите, каким членом предложения является числительное.

Молодцы, вы справились с этим заданием, и мы продолжаем наше путешествие.

3. А чтобы идти нам было веселее, сейчас мы будем отгадывать загадки. 1 группа ребят подобрала загадки, в которых встречаются имена числительные.

1) Непоседа птица эта - одного с березой цвета. (Сорока)

2) Семьдесят одежек, а все без застежек. (Капуста)

3) На первую ступеньку
    Встал парень молодой,
    К двенадцатой ступеньке
    Пришёл старик седой
. (Год)

4)Две курносые подружки
   Не отстали друг от дружки.
   Обе по снегу бегут,
   Обе песенки поют,
   Обе ленты на снегу
   Оставляют на бегу
. (Лыжи)

4.  Молодцы, вы все справились. А перед нами вырос лес "Этимологический". Давайте  вспомним, что изучает этимология.

Этимология – наука, изучающая происхождение слов.

Мы уже узнали, как произошли  некоторые числительные. Но есть ещё немало интересного, о чём может поведать эта замечательная наука.

Ученик 1 рассказывает о происхождении числительного сорок:

Числительное сорок по своему происхождению является существительным со значением "мешок"! В такой сорок (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей, которых хватало на целую шубу. Заметьте, числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки. Известно устаревшее слово четыредесят, обозначающее сорок.

Ученик 2 рассказывает о происхождении числительного миллион:

Это слово придумал итальянский путешественник Марко Поло в XIII веке. Посетив Китай, он был восхищён богатствами этой страны. Рассказывая об увиденном, он восклицал: "Миллионе!" Что обозначало это слово? Милли в переводе с итальянского - тысяча, а частица оне соответствует усилительному суффиксу -ищ-. Вспомните, что в русском языке есть слова: ручища, домище и т. п. Таким образом, миллион в дословном переводе звучит как тысячища.

5.Отправляемся дальше, а в пути вспомним, какие пословицы, поговорки и фразеологические обороты  вы знаете.

 “У него семь пятниц на неделе”; “Он семи пядей во лбу”;  “Семь бед – один ответ”. “У семи нянек дитя без глазу”.

Одна голова хорошо, а две – еще лучше.


Один глупый камень в море бросит, а сто умных не вынут.


Семь раз примерь – один раз отрежь.

6.На нашем пути болото «Математическое», чтобы его преодолеть, нужно показать умение склонять числительные. Решая примеры и задачи, находя физические величины, указывая координаты на географической карте, составляя деловые бумаги, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью употреблять имена числительные в том или ином падеже, иными словами, нам приходится их склонять.

Записать примеры словами.

18 x 10= 180

(Восемнадцать умножить на десять будет сто восемьдесят)

К 47 + 15= 62

(К сорока семи прибавить пятнадцать будет шестьдесят два)

72 : 12 = 6

(Семьдесят два разделить на двенадцать будет шесть)

От 189 – 33 = 156

(От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три будет сто пятьдесят шесть)

Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть

Физминутка

Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть

7. Путешествие продолжается. Перед нами горы и  преодолеть их  возможно с помощью спорта. Скажите, пожалуйста, за каким событием следил весь мир с 16 февраля  по 16 марта? (За Олимпийскими играми)

Где проходили эти зимние игры? (В Сочи)

Перед вами текст, давайте его прочитаем.

Назовите тему текста, основную мысль.

 Вам нужно выписать числительные, заменяя их словами.

В  2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи  участвовали  спортсмены более 80 (восьмидесяти) стран. Это около 2800 (двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоялись соревнования в 7 (семи) видах спорта по 98 (девяноста восьми) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубордингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.

 Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого) года  в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами  240 (двести сорок) россиян. Среди чемпионов 122 (сто двадцать два) мужчины и 118 (сто восемнадцать) женщин.  На начало XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи в копилке российской сборной 490 (четыреста девяносто) медалей разного достоинства: 169 (сто шестьдесят девять) – золотых, 151 (сто пятьдесят одна) серебряная и 170 (сто семьдесят) бронзовых. В этом году к ним добавились 13 золотыми, 11 серебряными и 9 бронзовыми. Но превзошли свой рекорд параолимпийцы.  Они завоевали 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых.

Молодцы вы справились и с этим заданием. Мы гордимся нашими спортсменами, и многим из нас нужно поучиться у них терпению, смелости и воли к победе.

IV Домашнее задание

Сочинить лингвистическую сказку о числительном.

V Подведение итога урока

– Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия. Вот ваш клад! (достаем сундук) Ваш клад – это ваши прекрасные  знания и  отличные оценки за урок!

Рефлексия. Дети отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной целью и способами учебных действий.

– Что нового ты узнал на уроке?

-Есть ли ошибки, которых ты мог избежать? Что для этого нужно сделать?

– Доволен ли ты результатом своей работы на уроке?

– Кому из товарищей вы можете сказать “спасибо” за работу на уроке?

– Кому дадите советы, и какие?

Абдурахманова Д.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Макушинская СОШ №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».

Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.Знать:  -) что изучает морфемика;            -) роль морфем как средство образова...

урок обобщения и закрепления изученного по деепричастию в 7 классе

Урок представляет собой материал по закреплению и обобщению изученного о деепричастии....

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

Технологическая карта урока обобщения изученного материала «Формирование монологического высказывания» по теме: «Книга и подросток» в 7 классе по УМК «Английский язык» О.В. Афанасьева, И.В. Михеева изд.Просвещение

Закрепление лексического метериала по теме "Книга и подарок". Развитие и совершенствование навыков обучающихся во всех видах речевой деятельности, самостоятельности, исследовательских и проектных навы...

Технологическая карта урока "Обобщение изученного по теме "Словообразование""

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС....

СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок обобщения и закрепления изученного в классе  с ограниченными возможностями здоровья очень важен. Такой урок поможет детям лучше ориентироваться в теме и находить предложения с несколькими пр...