Презентация для подготовке к ОГЭ по русскому языку, задание 15.1, 15.2, 15.3
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Бережная Евгения Васильевна

материал для учителя и учащихся для подготовки к ОГЭ по русскому языку, сочинения 15.1, 15.2, 15.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_15.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания 15.1, 15.2, 15.3 (по текстам В. Железникова и Р. Госман )

Слайд 2

Текст (1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за ее ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… (3)В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой и замер. (4)Он стоял один у стены, опустив глаза. – (5) Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. (6)Голос у нее задрожал от негодования. – (7)Даже глаз не может поднять! – (8)Да, незавидная картинка, – сказал Васильев. – (9)Облез малость. (10)Ленка медленно приближалась к Димке. (11)Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей: – (12)Я понимаю, тебе трудно… (13)Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо! (14)Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча. – (15)Садани его по роже! – крикнул Лохматый. (16)Димка резко повернулся к Ленке спиной.

Слайд 3

– (17)Я говорила, говорила! – (18)Железная Кнопка была в восторге. (19)Голос ее звучал победно. – (20)Час расплаты никого не минует!.. (21)Справедливость восторжествовала! (22)Да здравствует справедливость! (23)Она вскочила на парту: – (24) Ре-бя-та ! (25)Сомову – самый жестокий бойкот! (26)И все закричали: – (27)Бойкот! (28)Сомову – бойкот! (29)Железная Кнопка подняла руку: – (30)Кто за бойкот? (31)И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их головами. (32)А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две руки. (33)«Вот и все, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца». (34)А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.

Слайд 4

(35)Все были за бойкот! (36)Только одна Ленка не подняла руки. – (37)А ты? – удивилась Железная Кнопка. – (38)А я – нет, – просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась. – (39)Ты его простила? – спросил потрясенный Васильев. – (40)Вот дурочка , – сказала Шмакова. – (41)Он же тебя предал! (42)Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной холодной поверхности. (43)Ветер прошлого хлестал ее по лицу: (44)« Чу-че-ло-о-о , пре-да-тель !.. (45)Сжечь на костре-е-е-е !» – (46)Но почему, почему ты против?! – (47)Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. –(48) Именно ты – против. (49)Тебя никогда нельзя понять… (50)Объясни! – (51)Я была на костре, – ответила Ленка. – (52)И по улице меня гоняли. (53)А я никогда никого не буду гонять… (54)И никогда никого не буду травить. (55)Хоть убейте! В. Железников .

Слайд 7

Выделяем ключевые слова «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому» Д. Розенталь.

Слайд 8

Понятие экспрессивности Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность . Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным . Эти слова эмоционально окрашены : положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального определения белый . Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятия: белобрысый, белесый . Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной ( эмоционально-оценочной ).

Слайд 9

Надо запомнить Некоторые эмоциональные слова не содержат оценки: междометия; слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать .

Слайд 10

Эмоционально-экспрессивная лексика ( экспрессивно-оценочная ) Многозначные слова Лексика, выражающая положительную оценку Лексика, выражающая отрицательную оценку нейтральные в основном значении, получают качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др. Слова высокие, ласкательные, отчасти – шутливые. Придают тексту возвышенное звучание; служат средством речевых характеристик героев, передачи авторских эмоций и оценок. Слова иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные и под. Неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина. Придают тексту сниженное звучание; служат средством речевых характеристик героев, передачи авторских эмоций и оценок.

Слайд 11

Определение Роль Примеры ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач) характеризуется экспрессивностью, оценочностью , эмоциональностью; — для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей; — для выражения авторских оценок, чувств и эмоций. «Удались, бабка! Сей момент удались отседова !». (М. Шолохов) Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки.

Слайд 12

Экспрессивная функция лексики эмоциональность (отражение личностного взгляда человека, выражение его чувств, оценок); наглядность в отражении картин внешнего мира и внутреннего мира человека; своеобразие отражения действительности, новизна в подходе изображения предметов и явлений; красота речи , её привлекательность. Какая из указанных функций будет предметом исследования в нашем сочинении? (Отражение личностного взгляда человека, выражение его чувств, оценок). Тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки речи могут таиться в возможностях лексики: достаточно много экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной, ласкательной, неодобрительной, уничижительной, иронической); разговорные фразеологизмы.

Слайд 13

Сформулируем тезис нашего сочинения Использование экспрессивной лексики в речи персонажей даёт автору возможность проявить суть характеров героев. Подобная лексика является средством о тражения личностного взгляда человека, выражением его чувств, оценок. В тексте В. Железникова много примеров экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной, неодобрительной, уничижительной, иронической, грубой). Убедимся в этом.

Слайд 14

Задание 1 группы. Найдите примеры экспрессивной лексики со сниженной стилистической окраской в предложениях № 9, 15 (– Час расплаты никого не минует!.. Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость!) , объясните их роль в тексте ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА Пример Роль в тексте

Слайд 15

Задание 1 группы. Найдите примеры экспрессивной лексики со сниженной стилистической окраской в предложениях № 9, 15, объясните их роль в тексте ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА Пример Роль в тексте слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: пренебрежительной. Слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: грубой, бранной, — находящиеся за пределами литературной нормы. Облез малость. Садани его по роже! Передаёт пренебрежительное отношение к товарищу, готовому сбежать от стыда и страха. Грубый призыв к насилию, к расправе с Димкой, которого не только исключили из списка друзей, но и готовы жестоко наказать.

Слайд 16

Задание 2 группы. Найдите примеры слов высокого стиля речи с экспрессивной стилистической окраской в предложениях № 19-25, объясните их роль в тексте. Какое звучание придают они речи Железной Кнопки? Книжные слова высокого стиля речи со сниженной стилистической окраской Пример Роль в тексте

Слайд 17

Задание 2 группы. Найдите примеры слов высокого стиля речи с экспрессивной стилистической окраской в предложениях № 19-25, объясните их роль в тексте. Какое звучание придают они речи Железной Кнопки? Книжные слова высокого стиля речи со сниженной стилистической окраской Пример Роль в тексте Книжные слова высокого стиля речи получают новый качественно-эмоциональный оттенок в данном контексте. Час расплаты никого не минует!.. Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость! Железная Кнопка использует книжные слова, призывая к справедливости, что противоречит реальности и отражает её желание переложить ответственность за жестокое отношение к Ленке на Сомова, сохранив тем самым своё лидерство в классе.

Слайд 18

Задание 3 группы. Найдите примеры экспрессивной лексики со сниженной стилистической окраской в предложениях № 52-55. Какое звучание она придаёт высказыванию Ленки: возвышенное или, наоборот, сниженное? Просторечная лексика в переносном употреблении Пример Роль в тексте

Слайд 19

Задание 3 группы. Найдите примеры экспрессивной лексики со сниженной стилистической окраской в предложениях № 52-55. Какое звучание она придаёт высказыванию Ленки: возвышенное или, наоборот, сниженное? Просторечная лексика в переносном употреблении Пример Роль в тексте Просторечные в основном значении, эти слова получают качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте! « не буду гонять… не буду травить. Хоть убейте!» Эти просторечные слова используются автором в переносном смысле и придают высказыванию возвышенное звучание. Героиня текста, наученная горьким опытом («Я была на костре»), никогда не будет преследовать людей , никогда не причинит им боль.

Слайд 20

Сочинение – итог работы на уроке. «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому», - утверждает Д. Розенталь. Нельзя не согласиться с этим высказыванием, потому что подобная лексика является способом выражения авторского замысла в произведении, его чувств, оценок, помогает ему проявить суть характеров героев. В тексте В. Железникова много примеров экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной, неодобрительной, уничижительной, иронической, грубой). Убедимся в этом. Так, в предложениях 9 и 15 («Облез малость. Садани его по роже!») использованы слова , находящиеся за пределами литературной нормы, с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: пренебрежительной, грубой, бранной. В последней фразе звучит грубый призыв к насилию, к расправе с Димкой, которого не только исключили из списка друзей, но и готовы жестоко наказать. А в предложениях «Час расплаты никого не минует!.. Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость!» используются книжные слова высокого стиля речи, но здесь они получают новый эмоциональный оттенок – сниженный. Железная Кнопка использует их, призывая к справедливости, что противоречит реальности и отражает её желание переложить ответственность за жестокое отношение к Ленке на Сомова, сохранив тем самым своё лидерство в классе. Таким образом, мы видим, что, действительно, экспрессивная лексика помогает кратко, ёмко выразить отношение «говорящего к высказываемому». В данном тексте подобная лексика и персонажей характеризует, и авторскую позицию - осуждение жестокости ребят.

Слайд 21

Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " Я была на костре, - ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Слайд 22

Подчёркиваем ключевые слова " Я была на костре , - ответила Ленка. – И по улице меня гоняли . А я никогда никого не буду травить . Хоть убейте!»

Слайд 23

Объясняем смысл цитаты Человек, испытавший на себе жестокость со стороны людей, отказывается от мести, от участия в травле других. Ленка уже «горела» на «костре ненависти», она знает, как больно и страшно, когда тебя предают товарищи и самый близкий друг. И она находит в себе силы, чтобы вступиться за предавшего её Димку, отказывается от мести. Убедимся в этом, обратившись к тексту.

Слайд 24

Найдите в тексте два примера, подтверждающих наш тезис, определите их роль.

Слайд 25

Пример из текста Роль примера Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой и замер. «Вот и все, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца». А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы. В предложениях 1-4, 16, 34 мы видим Димку – затравленного всеми, замученного собственной совестью, замирающего под взглядом девочки, которую он предал. Видя его в «кольце непроходимого леса рук» одноклассников, Ленка не испытывает «торжества и победы».

Слайд 26

Пример из текста Роль примера – (51)Я была на костре, – ответила Ленка. – (52)И по улице меня гоняли. (53)А я никогда никого не буду гонять… (54)И никогда никого не буду травить. (55)Хоть убейте! В финале текста, когда все объявили Сомову бойкот, Ленка единственная отказалась в этом участвовать: «… никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Слайд 27

Сочинение (итог коллективной работы) «Я была на костре, - ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» - так заканчивает текст В. Железников . Смысл этих финальных предложений я понимаю так. Человек, испытавший на себе жестокость со стороны людей, отказывается от мести, от участия в травле других. Ленка уже «горела» на «костре ненависти», она знает, как больно и страшно, когда тебя предают товарищи и самый близкий друг. И она находит в себе силы, чтобы вступиться за предавшего её Димку. Убедимся в этом, обратившись к тексту. В первых предложениях текста мы видим Димку – затравленного всеми, замученного собственной совестью, замирающего под взглядом девочки, которую он предал. Видя его в «кольце непроходимого леса рук» одноклассников, Ленка не испытывает «торжества и победы». В финале текста, когда все объявили Сомову бойкот, Ленка единственная отказалась в этом участвовать: «… никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» Итак, мы видим, что главная героиня Железникова не ожесточилась, не озлобилась, не затаила обиду, а приняла решение никогда не приносить боли другим, быть милосердной. (167 слов)

Слайд 28

15.2. Сочинение (Интернет). Смысл заключительных слов текста я понимаю так: Ленка испытала унижение, преследование сверстников. И виной всему – ее друг Димка. Но нет места в сердце девочки ни мести, ни ненависти, потому что ненависть – месть труса за испытанный им страх. А Ленка – смелая, гордая и милосердная девочка. Приведу примеры из текста В.К.Железникова , доказывающие это. Во-первых, Ленка понимает, как плохо сейчас Димке: один против разгневанного класса… И ей жаль его. Не случайно, глядя на бывшего друга, она вспомнила, как унижали ее (предложение №43): «Ветер прошлого хлестал ее по лицу…» Во-вторых, девочка осознает, что лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. А Димка предал. Но Лена не будет мстить, не будет бить Димку и объявлять ему бойкот, потому что в ее сердце живут милосердие и справедливость. Как клятву, Лена произносит слова: «А я никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» (Предложения №54-55.) Следовательно, сильный человек, а такой и была героиня В.К. Железникова , никогда не унизится до мести и жестокости.(154 слова)

Слайд 29

Сократите текст, используя приёмы исключения и обобщения информации. Что такое дружба? На чём она основана? Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Слайд 30

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

Слайд 31

Словарь Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями . Дружба — Дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо)приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Словарь синонимов.

Слайд 32

Материалы Интернета. Неписанные правила дружбы Обмен Делиться новостями о своих успехах Выказывать эмоциональную поддержку Добровольно помогать в случае нужды Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе Возвращать долги и оказанные услуги Интимность Уверенность в друге и доверие к нему Отношение к третьим лицам Защищать друга в его отсутствие Быть терпимым к остальным его друзьям Не критиковать друга публично Сохранять доверенные тайны Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого Взаимная координация Не быть назойливым, не поучать Уважать внутренний мир и автономию друга

Слайд 33

15.3. Как Вы понимаете слово ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, другой – из Вашего жизненного опыта.

Слайд 34

Пример из текста Комментарий (12)Я понимаю, тебе трудно… (13)Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо! 2. 43)Ветер прошлого хлестал ее по лицу: (44)« Чу-че-ло-о-о , пре-да-тель !.. (45)Сжечь на костре-е-е-е !» (51)Я была на костре, – ответила Ленка. – (52)И по улице меня гоняли. (53)А я никогда никого не буду гонять… (54)И никогда никого не буду травить. (55)Хоть убейте! 1.Дружба предполагает доверие, а когда его предают, человек испытывает боль. Трудно принять правду, увидев истинное лицо друга-предателя. 2.Человек, переживший предательство лучшего друга, всегда будет испытывать боль и обиду, «ветер прошлого» будет «хлестать» его душу. И только милосердный человек сумеет простить друга, который теперь испытывает муки совести и чувство страха перед жестокостью одноклассников . Отказаться от мести, пойти против мнения всех может только очень сильный человек и настоящий друг. Именно таким человеком оказалась Ленка.

Слайд 35

Текст. Вариант №3. (1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот, ведь, какая она завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ. (4)Была у Ольги подруга.(5) Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои – стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала». (9)«Да?!» – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – (10)«Читай!» (11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз, и когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций. (14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала.

Слайд 36

(16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет, да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм. (18)Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча: – (19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. – (20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?! – (23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь от назойливой односельчанки. (24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!...(25)«Неужели это правда, неужели Ленка могла так подло со мной поступить?!» (26) Ольга заставила себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь и вновь вонзался в её сердце: (27) «Как узнать – правда ли это всё?»

Слайд 37

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту!» – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной, разбухшей от тяжёлых дум, голове. –(33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать. –(37) Лен, а я новый стих написала. – (38)Да, что ты?! (39)Так давай – читай!

Слайд 38

(40)Оля ровным, спокойным голосом стала читать: (41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась. (43)Мне пела дифирамбы, как могла. (44)Потом сама же надо мной смеялась. (45)Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит это правда, подруга моя дорогая. (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю. (51) С тех пор прошло более тридцати лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55)«Лен, а я новый стих написала». (56)«Да?!» – оживляется Лена. – (57)«Так давай – читай!» (58)И Оля читает!

Слайд 39

15. 2. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента (предложения 45-50): "Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: «Да, значит, это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Слайд 40

Тема и идея текста Пример из текста Комментарий примера Доминанты текста: дружба – предательство, прощение. Идея: у дружбы свои законы, она строится на честности, доверии, умении прощать. (5) Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои – стихи. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и… обрушивала на неё шквал горячих, восторженных … эмоций. – (19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? (51) С тех пор прошло более тридцати лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. Лена дорожила дружбой с Олей, доверяла ей и читала свои стихи, которыми подруга восхищалась (предложения 5,6, 13). Но Оля предала её, раскрыв соседке её тайну Оли и критически отозвавшись о её стихах (19 предложение). Лена, выяснив правду о подруге, сумела устыдить её и простить, о чём свидетельствуют тридцать лет дальнейшей дружбы (предложения 45-50).

Слайд 41

Сочинение (Интернет). Смысл заключительных слов текста я понимаю так: Лена предала свою подругу, злословя за спиной той по поводу написанных стихов. Ольга очень умно и тактично разоблачила подругу, разоблачила так, что Лене стало очень стыдно. Ольга, убедившись в ее нечестном поведении, не устраивает скандала, прощая Лену и предоставляя ей возможность пройти суд собственной совести. Приведу примеры из текста Р. Госман , доказывающие это. Во-первых, после прочтения стихотворных строк, обращенных к вероломной подружке, Ольга, взглянув на ту, убедилась, что Лена испытывает «нестерпимый стыд и страх» (предложение 46). Во-вторых, Ольге достаточно того, что подруга раскаялась, она прощает ее. Автор не рассказывает нам, как закончился тот разговор. Но о том, что Ольга действительно простила Лену, говорит их долголетняя дружба (предложение 51) с обязательным чтением стихов при каждой очередной встрече (предложения 55-57). Следовательно, настоящий друг всегда должен говорить правду в глаза, а видя, что его товарищ раскаялся, прощать его. (122 слова)

Слайд 42

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А2 ЕГЭ.

Данная презентация содержит 20  тестовых заданий, которые помогут  ученикам  потренироваться в решении 2 задания части "А" ЕГЭ....

Презентация "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 4"

Данный материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по русскому языку как на уроке , так и при самостоятельной работе учащихся. Презентация демонстрирует образец задания 4 ЕГЭ 2015 года и трен...

Презентация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (1-7 задания)

Презентация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (1-7 задания)...

Презентация для подготовки к впр по русскому языку 6 класс 12-14 задания

Работа с текстами для подготовки 6 класс русский язык лексика...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация по подготовке к ГИА по русскому языку (Задания 1-3). Теория и практика.

Презантация содержит материалы для подготовки к ГИА по русскому языку (задания 1-3). Теория и практика. Может использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы....