Элективный курс "Как писать сочинение"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Алексеева Елена Анатольевна

Курс для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivynny_kurs._kak_pisat_sochinenie.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Как писать сочинение»

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для  учащихся 10 класса предпрофильной школы, а также учащихся общеобразовательных классов, желающих развить навык написания сочинения по заданному тексту, подготовиться к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Курс рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий.

Цель элективного курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению части  С новой формы: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.

В задачи данного курса входит обучение:

- способам понимания текста;

- способам выражения понимания чужого;

- способам выражения собственной позиции;

- созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных   признаков текста: смысловой и грамматической целостности,  подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

- развитие рефлексивных способностей на основе способов различения  авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.

Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы на понимании публицистического текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 11 классы (в основном по орфографии и пунктуации).

Актуальность

Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 11 классе.

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Требования к уровню знания учащихся

Учащиеся должны  знать:

  • требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
  • специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;
  • наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С экзамена по русскому языку.

уметь:

  • определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
  • выбирать из исходного  текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
  • критически относиться к написанному, редактировать свое  сочинение.

Ожидаемые результаты:

 в результате изучения курса учащиеся

  • овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;
  • обогатятся новыми знаниями в области литературы и лингвистики;
  • совершенствуют умение писать обоснованные аналитические статьи;

Содержание курса

Введение.(3 час)

Анализ критериев части С.  Вступление.

  Понятие о проблеме (2 часа)

Понятие о проблеме и авторской   позиции.

 Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий  тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.

Способы выявления проблемы. (1час)

Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам.  Вопрос в тексте как   формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.

Понятие об авторской позиции. (1час)

Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д.  Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор  и т.д. Формулировка авторской  и собственной позиции в одном предложении,  введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д.

Способы выражения авторской позиции в тексте. (3часа)

Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв  к действию.

Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).

Стили речи. (1 час)

Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор - герой.

Типы речи(1 час)

Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.

Публицистический текст(1 час)

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.  Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.

Выражение проблемы и авторской позиции в художественном тексте(1 час)

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) - где - когда - что делает.

Понятие о комментарии. (3 час)

Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.

Понятие об аргументе. (8 часов)

Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.

             Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению  и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица  ведь).

Текст(1 час)

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.

Нормы русского языка(4часов)

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки:  ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С новой формы по русскому языку  (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.

Обобщение и систематизация изученного(8 часов)

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Из них

лекция

практика

1.

Введение. Анализ критериев части С.  Вступление

3

2

1

2

Понятие о проблеме и авторской позиции

2

1

1

3

Способы выявления проблемы.

1

1

4

Понятие об авторской позиции.

1

5

Способы выражения авторской позиции в тексте

3

1

1

6

Стили речи

1

1

7

Типы речи

1

1

8

Публицистический текст

1

1

9

Выражение проблемы и авторской позиции в художественном тексте

1

1

10

Понятие о комментарии

3

3

11

Понятие об аргументе

5

1

4

12

Текст

1

1

13

Нормы русского языка

4

1

3

14

Обобщение и систематизация изученного

8

6

Всего

35

8

23

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Формы проведения

Кол-во

часов

1

Анализ критериев части. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения».

Беседа

1

2

Вступление сочинения

Лекционное занятие

1

3

Вступление сочинения

Практическое занятие

1

4

Понятие о проблеме и авторской позиции.Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий  тема - проблема - тезис.

Лекционное занятие

1

5

Понятие о проблеме и авторской позиции.Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий  тема - проблема - тезис.

Практическое занятие

1

6

Способы формулировки проблемы

Практическое занятие

1

7

Понятие об авторской позиции.Способы формулировки авторской позиции.

Лекционное занятие

1

8

Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции.

Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию  разными способами.

1

9

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.

Практическое занятие

1

10

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.

Практическое занятие

1

11

Обобщение знаний о стилях речи.

Лекция с элементами беседы

1

12

Обобщение знаний о типах речи.

Лекция с элементами беседы

1

13

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.

Практическое занятие

1

14

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте.

Письменная работа - формулировка проблемы и авторской позиции художественного текста

1

15

Понятие о комментарии

Практическое занятие

1

16

Как оформить комментарий ?

Практическое занятие

1

17

Как оформить цитаты?

Практическое занятие

18

Понятие об аргументе

Лекционное занятие

1

19

Основные типы аргументов. Естественные доказательства

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

1

20

Основные типы аргументов. Искусственные доказательства

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

1

21

Композиция сочинения

Практическое занятие

1

22

Обобщение изученного. Работа с текстом Д.С. Лихачева

Практическое занятие

1

23

Текст. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Практическое занятие

1

24

Грамматические и речевые нормы русского языка

Практическое занятие

1

25

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части

Практическое занятие

1

26

Поговорим об ошибках

Лекционное занятие

1

27

Поговорим об ошибках

Практическое занятие

1

28

Обобщение и систематизация изученного.Сочинение по тексту А. Солженицына

Практическое занятие

1

29

Сочинение по тексту Рериху

Практическое занятие

1

30

Сочинение по тексту по В. Пескову

Практическое занятие

1

31

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

1

32

Репетиционный ЕГЭ

Практическое занятие

1

33

Репетиционный ЕГЭ

Практическое занятие

1

34

Репетиционный ЕГЭ

Урок контроля

1

35

Обобщение и систематизация изученного

Практическое занятие

1

Литература для учителей

  1. Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.
  2. Сборник  дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.
  3. Панова Е.А. , Позднякова  А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. АСТ «Астрель» Москва, 2004

Литературы для учащихся

  1. А.Г. Нарушевич. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии. - М. Просвещение, 2009
  2. ЕГЭ 2012. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Ю.Н. Гостева, В.В. Львова.- М. издательство «Экзамен», 2011

Использованные Интернет-ресурсы

Контролирующие материалы

Приложение №1

  1. Сочинение по А.И. Солженицыну
  2. Сочинение по Рериху
  3. Сочинение по ВПескову
  4. Сочинение по В.Гранину
  5. Сочинение по Ю. Бондареву
  6. Сочинение по В.Санину

              Приложение №2

  1. Тест по курсу

Программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Как работать над сочинением. Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».

Цели:– гуманитарное развитие школьников;– развитие творческих способностей личности;– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Прогнозируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны:

• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения.

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»Пояснительная записка

Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса: Теоретические:

Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

Развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Практические:

Совершенствование коммуникативных умений;

Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

Воспитательные:

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологиейУчебно- тематическое планирование.

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц. занятий

Кол-во практ. зан.

Формы контроля

1

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения»

2

1

1

Коллективная работа.

2

Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.

3

1

2

Коллективная работа

3

Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием

2

1

1

Творческая работа

4

Обучающее сочинение по тексту худ.стиля. Повторение орфографии

2

2

Творческая работаЦОРы

5

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

2

2

Коллективная и самостоятельная работа

6

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция.Повторение орфографии

3

1

2

Коллективная и творческая работа.ЦОРы

7

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

2

2

Творческая работа

8

Рецензирование и редактирование творческих работ.

2

2

Коллективная работа

9

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

2

1

1

Коллективная работаЦОРы

10

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

3

1

2

Творческая работа

11

Обучающее сочинение по тексту научного стиля

2

2

Творческая работа

12

Рецензирование и редактирование творческих работ

2

2

Коллективная работа

13

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

3

1

2

Творческая работаЦОРы

14

Обучающее сочинение по тексту разг. стиля

2

2

Творческая работа

15

Функциональные особенности официально- делового стиля

2

1

1

Коллективная работа


ЛитератураАрхарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.Григорьева Н.А. практикум – справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Использование ЦОРовГрамота.руhttp://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/ ; Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...

Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащ...

Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование...

Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен...

Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения"

Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения". Предназначен для учащихся 10-11 классов. На 34 учебных часа....